Адвокат-защитник в процессе уголовного судопроизводства активно вступает в отношения со многими участниками процесса. В некоторых случаях взаимодействие адвоката выходит по субъективному составу за рамки уголовного процесса, то есть, например, общение с родственниками преследуемого лица и так далее. Конечно, уголовный процесс достаточно тяжелый этап с позиции морально-психологической составляющей, поэтому избежать конфликтных моментов между участниками не удается.
По своему этимологическому происхождению определение «collisio» зародилось в латинском языке, что означает в дословном переводе «столкновение». Да, действительно, это столкновение противоположенных взглядов, интересов, стремлений и так далее. Состязательность процесса формирует большие предпосылки для коллизионных ситуаций, иногда отношения адвоката-защитника с правоохранительными органами и судом носят исключительно коллизионный характер.
Хочется отдельно выделить О. Я. Баева, который проводил глубокие исследования в указанной теме, который говорил, что под коллизиями в работе адвоката-защитника — это реальные и потенциальные разногласия, как между профессиональными, так и непрофессиональными участниками со стороны защиты, которые связаны с разнообразными подходами в использовании способов и тактико-криминалистических средств защиты.
Для всестороннего исследования необходимо выделить, что профессиональные участники защиты — адвокаты, которые представляют интересы обвиняемого и подсудимого, а также адвокаты иных участников процесса при совершении групповых преступлений. Непрофессиональные участники защиты — это свидетели, подозреваемый или обвиняемый, а также их представители, заинтересованные в их жизненной судьбе.
Множество аспектов выделяют адвокаты-защитники, которые приводят к коллизионным проявлениям, например, И. З. Коробов указывал, что наиболее популярными причинами являются следующие.
Во-первых, это заблуждения подзащитного относительно роли адвоката в предварительном следствии. Многие уверены, что защитник обязан принять все не процессуальные возможности для увода из-под ответственности, то есть все свои связи с судьей, прокурором или следователем.
Во-вторых, практически все преследуемые по закону лица обращаются к своему адвокату-защитнику для уточнения возможности «подкупить» сотрудника правоохранительного органа.
Думается, что такие конфликтные моменты возникают по причине низкого уровня правовой культуры общества, незнанием правовых основ, широко разросшийся нигилизм. Без сомнения, необходимо указать, что адвокат-защитник должен в такой ситуации твердо стоять на соблюдении законодательных и морально-нравственных основ. При этом должна быть проведена с клиентом достаточно продолжительная разъяснительная работа, направленная на повышение уровня правовых знаний. Адвокат-защитник должен обозначить юридические последствия дачи взятки, и что он в первую очередь профессиональный участник процесса, а ни мелкий посредник во взяточничестве.
Обещания адвоката должны сводиться к тому, что он будет предпринимать все возможное для процессуальной защиты своего подзащитного, использовать весь возможный законодательный инструментарий. Только в этом случае позиция адвоката может соответствовать в полной мере законным интересам, профессиональным компетенциям, законодательству и так далее. В некоторых случаях такая принципиальность адвоката приводит к отказу со стороны клиента, но это лучше, чем осквернить мнение о себе и адвокатском сообществе преступными действиями.
Следующим важным этическим аспектом является сохранение между доверителем и адвокатом разумной дистанции. Да, действительно, это дает возможность сохранить рабочие и деловые отношения между участниками процесса, что позволяет выстроить положительные и эффективные отношения. Адвокат обязан действовать разумно и обосновано при взаимодействии с клиентом. Любые отношения, направленные на формирование процессуальной позиции, должны не выходить за рамки корректного и официального общения, однако, это не говорит о том, что к подзащитному необходимо относиться исключительно формально, все равно должно быть позитивное и уважительное отношение с клиентом.
Л. А. Скабелина в такой ситуации говорила, что адвокат-защитник должен поступать в пределах своих полномочий и функций, действовать в соответствии с ними, и строго отличать их от тех, которые могут унизить его профессиональное достоинство. Во многих случаях отношения между адвокатом и клиентом не могут выстраиваться по причине психологической несовместимости, то есть защитник абсолютно не сочувствует обвиняемому, так как последний совершил деяние, выходящее за рамки мировосприятия адвоката, например, террористический акт, серийные убийства, особая жестокость и так далее.
Мы согласны также и с тем фактом, что адвокат имеет моральное право отказаться от защиты при несовместимости по идейным соображениям, например, отказаться защищать фашиста, расиста и так далее. Конечно, здесь странно было бы упрекать адвоката в отсутствии желания защищать такого человека. Такие модели поведения адвокатского поведения допустимы до момента принятия поручения на защиту, после чего, он может отказаться только при выявлении обстоятельств по ст. 72 УПК РФ.
В такой ситуации необходимо отметить, что у преследуемого лица имеется большое количество возможностей отказаться от адвоката на любой стадии процесса и опираясь на любые основания. На это мы обращаем внимание по той причине, что зачастую клиентами адвоката могут быть родственники преследуемого по закону лица, а непосредственно подзащитным является уже сам подозреваемый, обвиняемый, подсудимый. Поэтому при заключении договора на оказание подобного рода услуг преследуемое по закону лицо, особенно когда оно находится под стражей, может даже и не быть знакомым с адвокатом, а после знакомства возникают указанные проблемные аспекты.
Во многих случаях такая проблематика стоит особенно остро, потому что зачастую обвиняемые лица не сообщают своим родственникам всех деталей случившего, стараются себя выгородить, а потом в общении с адвокатом уже устанавливается, что, например, обвиняемый ярый нацист, или экстремист, а у адвоката моральные аспекты не дают ему возможность работать с таким лицом. Бывает также моменты, когда по закону преследуется несовершеннолетний и вопрос вознаграждения адвоката уже решается с клиентами, а ни самим подзащитным. И адвокат во всех указанных случаях обязан поступать максимально этично, соблюдать этот морально-нравственный баланс.
Объем возмещения работы адвоката также является основанием для образования коллизий. Думается, что в настоящее время очень распространены действия адвокатов, которые пользуются беспомощным состоянием клиента, на кону которого стоит свобода, в такой ситуации люди готовы брать на себя любые финансовые обязательства, и многие цинично пользуются этим. Конечно, это неправильное поведение с морально-нравственной позиции, потому что адвокат не должен портить моральные облик и ставить под сомнение авторитет адвокатского сообщества.
Уверены, что при оценке стоимости услуг адвокат должен рационально и объективно учитывать следующие факторы:
– длительность процесса;
– объем и сложность дела;
– время консультирования клиента;
– необходимость и глубина проведения аналитической работы;
– региональные традиции и так далее.
Отдельно выделим здесь профессиональный опыт адвоката и его репутацию, которые являются фундаментальными критериями стоимости, действительно, авторитет адвоката должен использоваться при оценке стоимости, и никак не затрагивает моральный облик адвоката. Это связано с тем, что каждый человек в ходе жизни зарабатывает о себе определенное мнение, которое в последствии помогает ему получать определенные блага. Необходимо с клиентом заранее обговаривать возможность наступления непредвиденны обстоятельств, которые могут потенциально увеличить стоимость оказываемой услуги.
Действительно, в указанном случае существенно облегчается задача адвоката при учете всех обозначенных аспектов. При отказе на определенной стадии от услуг конкретного адвоката становится проблематика выплаты гонорара. В такой ситуации наиболее лучшим вариантом является договориться между собой, а ни прибегать к судебным тяжбам. Для аргументации и доказательства проделанной работы необходимо формировать адвокатское досье. Каждый адвокат обязан собирать всю подробную информацию и так далее.
Таким образом, обязательным условием эффективной профессиональной деятельности адвоката можно признать рациональную оценку им уровня и достаточности компетенций. В ситуации, когда адвокат осознает недостаточность квалификации, в этом случае, необходимо отказаться от предложенных услуг во избежание конфликтных ситуаций. Однако, вместе с тем, если адвокат-защитник хочет на сложном примере увеличить свою компетентность, то здесь необходимо браться за дело исключительно уведомив об этом доверителя. Непозволителен формальный подход адвоката к исполнению должностных обязанностей.
Конфликтные моменты возникают по причине низкого уровня правовой культуры общества, незнанием правовых основ, широко разросшийся нигилизм. Без сомнения, необходимо указать, что адвокат-защитник должен в такой ситуации твердо стоять на соблюдении законодательных и морально-нравственных основ. При этом должна быть проведена с клиентом достаточно продолжительная разъяснительная работа, направленная на повышение уровня правовых знаний.
Литература:
- Абушахмин Б. Ф. Коллизионная защита // Проблемы Российской адвокатуры. 1997. № 6.
- Коробов И. З. Тактико-этические основы коллизионной защиты по уголовным делам: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2009.
- Скабелина Л. А. Психологические аспекты адвокатской деятельности: монография. М., 2012.