Анализ рынка с целью развития услуг мобильной зарядки для электромобиля (на примере г. Астаны) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 19.09.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Сембеков, Д. А. Анализ рынка с целью развития услуг мобильной зарядки для электромобиля (на примере г. Астаны) / Д. А. Сембеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117733/ (дата обращения: 27.09.2024).



В статье автор рынок зарядных станций в г. Астана для запуска сервиса по оказанию услуг мобильной зарядки электромобилей. Выявляются причины и проблемы общественных зарядных станций, а также делаются выводы о том, почему данный сервис не получит коммерческий успех.

Ключевые слова: электромобили, бизнес, мобильные зарядные станции

В последние десятилетия всё активнее обсуждаются вопросы загрязнения окружающей среды. Правительства большинства государств сходятся во мнении о том, что необходимо принимать меры по снижению выбросов СО 2 в атмосферу. Поэтому осуществляются соответствующие стимулирующие мероприятия, которые направлены на внедрение зеленых технологий. Одной из такой технологии является электромобили, которые стали в последние годы очень популярны в мире и рост спроса на них возрастает. Темпы роста продаж электромобилей во многих государствах опережают прошлые прогнозы. И по разным источникам темпы составляют от 25 до 35 процентов ежегодно в ближайшие семь-десять лет (результаты прогнозов исследовательских компаний: Mordor intelligence и Data Bridge Market Research). Некоторые скандинавские страны уже почти совсем не покупают автомобили с бензиновым или дизельным двигателем, а полностью переходят на электромобили. К примеру, Норвегия по последним данным за январь по сентябрь 2024 года доля электромобилей в продажах всех автомобилей составила 94 % [1].

Несмотря на то, что доля электромобилей пока сильно отличается от страны к стране, очевидным остается факт, что их численность будет нарастать. Но даже при текущем количестве эксплуатируемых электромобилей имеется недостаточно развитая инфраструктура зарядных станций. Фактор наличия доступных электрозарядных станций для владельцев электромобилей является существенным. Значительное отставание расширения инфраструктуры от темпов роста рынка электромобилей будет в дальнейшем сдерживать его и подвергать сомнению реализацию одной из важных частей перехода на зеленые технологии.

По данным консалтинговой и исследовательской компании Data Bridge Market Research рынок зарядных станций будет расти в среднем на 35,7 % в год. Появляются новые производители зарядных станций и улучшаются технологии.

Динамика рынка мирового рынка зарядных станций 2024–2031 гг по регионам мира [2]

Рис. 1. Динамика рынка мирового рынка зарядных станций 2024–2031 гг по регионам мира [2]

В данной статье основной фокус будет направлен на анализ ситуации с зарядными станциями в Казахстане, в частности в г. Астана — столице государства и одним из самых крупных городов страны. Проводя исследование рынка электромобилей в Казахстане и зарядных станций, то было выяснено, что доля электромобилей в Казахстане является низкой, на данный момент по данным на июль 2024 года она составляла всего лишь 0,2 % от всех автомобилей в стране и в основном больше половины электромобилей находятся в г. Алматы — южной столице Казахстана. Проблема с зарядными станциями стала актуальной в данный момент, потому что в 2023 году произошел трехкратный рост числа электромобилей в Казахстане, что опережает предыдущие прогнозы экспертов как минимум в два раза. На рис. 2 показана динамика количества легковых электромобилей в Казахстане с 2016 по 2023 годы на ноябрь месяц.

Количество зарегистрированных легковых электромобилей в Казахстане (ед.)

Рис. 2 Количество зарегистрированных легковых электромобилей в Казахстане (ед.)

Такой рост вызвал проблемы с зарядом электромобилей — зарядных станций стало не хватать. Несмотря на то, что половина электромобилей заряжают в домашних условиях, имеется часть населения, которая пользуется общественными зарядными станциями.

В процессе поиска информации о количестве зарядных станций на данный момент отсутствует точное понимание какое конкретно количество зарядных станций имеется в том или ином городе. В разных источниках указывается разное количество. Имеются около десятка разных компаний в г. Астана, которые занимаются установкой зарядных станций по городу. Другая проблема связана с тем, что все зарядные станции отличаются по мощности, потому что не во всех локациях имеется доступная мощность электроэнергии в городской инфраструктуре. Поэтому исходя из доступной мощности электроэнергии устанавливаются соответствующие зарядные станции. Исходя из этого есть медленные зарядные станции, например домашние зарядные станции, которым не требуется высокой мощности электричества, но тогда процесс зарядки батареи электромобиля может занимать в среднем 8 часов. Другие зарядки являются быстрыми, которые часто устанавливаются на общественных зарядных станциях, при их использовании время заряда сокращается до 1 часа в среднем.

В рамках исследования выяснялась нагрузка на одну электростанцию, то есть сколько электромобилей приходится на одну электростанцию в городе. Некоторые источники указывают, что нагрузка составляет около 40 электромобилей на одну станцию. По нашим данным, которые были получены в результате исследования и подсчета опубликованных сведений на карте геоинформационного сервиса www.2gis.kz [3] в г. Астана мы определили, что имеется 86 локаций с зарядными станциями.

Далее по данным МВД РК (Министерства внутренних дел Республики Казахстан) на июль 2024 года в г. Астана зарегистрировано 1250 электромобилей. В результате чего был выявлен средний уровень нагрузки около 15 электромобилей на одну электрозарядную станцию в городе.

Дальнейшее исследование строилось на других статистических данных и опросе владельцев электромобилей. Так как рынок электромобилей только зарождается в Казахстане, и владельцы электромобилей часто объединяются в социальные сообщества, в которых обсуждают вопросы, связанные с эксплуатацией электромобилей. Такие сообщества имеются в социальных сетях и популярных мессенджерах. Через эти сообщества проводился мини-опрос, состоящий из нескольких вопросов:

1) Как часто Вы заряжаете электромобиль?

2) Где Вы обычно заряжаете свой электромобиль?

3) Какие неудобства Вы испытываете, когда Вам нужно зарядить электромобиль?

4) Были ли у Вас критические ситуации, когда заряда не хватило доехать до ближайшей зарядной станции

Были получены результаты, из которых следует сделать несколько выводов о состоянии рынка в г. Астана.

Во-первых, половина владельцев электромобилей пользуются домашними зарядными станциями, потому что это дешевле почти в два раза. Стоимость на общественных зарядных станциях составляет в среднем 60 тенге [4] за 1 кВт. В домашних условиях в среднем 30 тг/кВт.

Во-вторых, были выделены такие проблемы, о которых сообщали респонденты: долго ждать зарядку по причине медленного заряда и бывает очередь на станции. Дополнительно сообщали, что не нравится высокие тарифы на электроэнергию.

Во-третьих, было определено, что в среднем водители электромобилей заряжаются два раза в неделю. Средний чек разнится в зависимости от марки электромобиля и объема батареи. Ну в среднем это составляет около 4000 тенге за одну зарядку. Исходя из этого высчитали максимальный объем рынка, который равняется примерно 40 млн тенге в месяц.

Исходя из этих проблем, была проведена попытка проанализировать успешность бизнес-модели по оказанию мобильных зарядных станций. Мобильные зарядные станции в мире уже используются. Об их успешности и эффективности финансовой модели сведения отсутствуют. Мобильные зарядные станции для электромобилей представляют собой фургон, внутри которого устанавливается зарядная станция и доставляется к клиенту в любую точку города и на месте производится заряд электромобиля.

Но в результате расчетов было выяснено, что этот проект будет являться убыточным в текущих рыночных условиях. Потому что количество клиентов очень мало, а инвестиции огромные. Во-вторых, низкий уровень тарифа на зарядных станциях не дает сильно повысить средний чек. При росте среднего чека в три раза эта бизнес-модель будет рентабельна. Около половина всех расходов составляет оплата труда, а на другую половину приходится оплата электроэнергии для заряда мобильной станции.

Литература:

  1. В Норвегии установлен мировой рекорд по продажам электромобилей. Опубликовано 06 сентября 2024. Электронный ресурс: https://motor.ru/news/norway-ev-sales-record-06–09–2024.htm
  2. Отчет компании Data Bridge Market Research «Мировой рынок зарядных станций для электромобилей — тенденции отрасли и прогноз до 2031 года». Апрель 2024 г. 350 с. Электронная версия отчета: https://www.databridgemarketresearch.com/ru/reports/global-electric-vehicle-charging-stations-market
  3. www.2gis.kz — геоинформационный сервис
  4. Сеть электрозарядных станций в Казахстане — Edrive.kz
Основные термины (генерируются автоматически): станция, Казахстан, электромобиль, доля электромобилей, астана, владелец электромобилей, город, доступная мощность электроэнергии, половина электромобилей, рынок электромобилей.


Ключевые слова

бизнес, электромобили, мобильные зарядные станции

Похожие статьи

Задать вопрос