Все больше и больше современные учителя сталкиваются с проблемами и трудностями школьников при изучении предметов. Одной из самых насущных проблем является формирование стойкой мотивации к обучению в целом. Учеными доказано, что дети поколения АЛЬФА все больше пребывают в виртуальном пространстве и обладают клиповым мышлением. И действительно, современный ритм, быстрая смена картинок при просмотрах видеоблогов и мультфильмов вызывают стойкое привыкание к скоростному темпу получения информации и не позволяют детям долго концентрироваться на одном и том же учебном материале. Современный урок должен быть насыщен огромным количеством разных заданий, методов и приемов переключения внимания с одного на другое, дабы быть продуктивным и иметь высокий коэффициент полезности для школьника. И в то же время всем известно, что обучение — это тяжелый труд, который не может всегда сопровождаться яркими методами и приемами. Как научить детей учиться и долго работать с одним учебным материалом?
Таким методом, помогающим осуществить переход от яркого и динамичного восприятия материала к рутинному способу обучения, могут стать песни при изучении иностранного языка. Песни обладают высоким образовательным потенциалом. Во-первых, многие песни написаны разговорным языком и дают детям стойкое понятие о живой иностранной речи. Во-вторых, пение вслед за носителем языка помогает развить и улучшить навыки произношения. В-третьих, пение текста с листа позволяет увеличить темп чтения детям, у которых с темпом есть проблемы. В-четвертых, слушание музыки влияет на мозг ребенка, работа с ритмом улучшает функционирование лобных отделов мозга. В–пятых, пение всегда сопровождается положительными эмоциями, что благотворно влияет на мотивацию к изучению языка.
Схема работы с песней на уроке выглядит так.
- Задание — аудирование с вставкой пропущенных слов. Если вы только начинаете эту работу, то пропущенные слова должны быть выведены перед текстом, прочитаны и перед прослушиванием. Если аудитория сильна, можно не давать слова для опоры.
Stevie Wonder
I just called to say I love you Called to Say I Love You
to give away, New Year's Day, another, spring
No 1_____________to celebrate
No chocolate-covered candy hearts 2______________
No first of 3____________, no song to sing
In fact, here's just 4__________ordinary day
- Проверяем вставленные слова и словосочетания. Читаем текст.
- Работа над идеей текста, поиск эпитетов, метафор.
- Работа с грамматикой. Ищем глаголы в Past Simple, конструкции в родительном падеже, функции инфинитивов и действительных причастий, обсуждаем словосочетания по типу stone wall.
- Поем и получаем удовольствие.
Подростки и старшеклассники (6–11-е классы) — наиболее продуктивная для работы с песнями возрастная группа. В этот период наблюдается устойчивый интерес к современным музыкальным композициям к так называемой поп-музыке, модным певцам и музыкантам.
Главная проблема учителя — грамотно подобрать для уроков, факультативных занятий и внеклассной работы песни, исполнителей, пользующихся у молодежи популярностью и соответствующих эстетическим и нравственным критериям. Работа с такими произведениями может строиться по-разному, в зависимости от задач, поставленных учителем.
В заключение хочется отметить: использование песенного материала в обучении английскому языку представляет большие возможности не только для обогащения языковым материалом и социокультурной информацией, но и для воспитания и развития личности ученика.
Для того чтобы работа с песней не носила формальный характер, а представляла собой определенную технологию, направленную на раскрытие ее богатого потенциала и комплексное решение задач обучения, развития и воспитания учащихся, учителю достаточно освоить определенные этапы работы с музыкальным произведением, что и будет отражением определенной методики работы с каждым компонентом песенного материала. В данной статье нами была предложена одна из продуктивных схем работы с музыкальным материалом с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся.
Литература:
- Агафонова Е. В. Роль музыки и песен в изучении английского языка.— http://avpu.pomorsu.ru/proect/sbornik2004/255.htm
- Александрова Г. П. Использование английской песни для развития социокультурной компетенции старшеклассников.— http://festival.1september.ru/articles/310137/
- Бубнова Г. И., Тарасова А. Н. Песня на уроке английского языка // Иностранные языки в школе.— 2002.— № 1.— С. 50–53.
- Дербаремдикер А. И. Песни на уроках английского языка и упражнения к ним.— http://festival.1september.ru/articles/310075/
- Кузнецова А. В. Использование музыки и песен для создания творческой, рабочей атмосферы на уроке и помощи в обучении английскому языку. — www.eltarea.ru/pic/fck/file/Shmidt
- Никитенко З. Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе // Иностранные языки в школе. — 1996.— № 4.— С. 14–17.
- Синицына И. А. Методика использования на уроках английского языка современного песенного материала. — http://sc320.narod.ru/sin.html