Личностная зрелость как компонент психолого-педагогической готовности студентов к осознанному родительству | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (534) август 2024 г.

Дата публикации: 31.08.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Джумагулова, А. М. Личностная зрелость как компонент психолого-педагогической готовности студентов к осознанному родительству / А. М. Джумагулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — URL: https://moluch.ru/archive/534/117404/ (дата обращения: 01.09.2024).

Препринт статьи



Статья посвящена проблеме личностной зрелости студентов как фундамента для формирования осознанной позиции в родительстве. В статье проведен теоретический обзор работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме личностной зрелости и осознанного родительства. Представлен анализ степени изученности данной проблемы в психологической науке, обоснована ее актуальность на данный момент, рассмотрена структура осознанного родительства и в качестве одного из компонентов готовности студенческой молодежи к осознанному родительству выделена личностная зрелость.

На основе полученных результатов сделаны выводы о необходимости организации специальных психолого-педагогических условий по формированию личностной зрелости как компонента готовности к осознанному родительству у студентов в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: готовность к осознанному родительству, компоненты готовности к осознанному родительству, личностная зрелость; подготовка молодежи к браку и семейной жизни.

Современный социум очень динамичен, изменчивая социальная реальность во многом влияет на процесс формирования личности, систему отношений и ценностных ориентаций современного человека. В том числе в настоящее время претерпевают существенные изменения институт семьи и брака, меняется оценка значимости семьи в жизни человека. Ориентация обоих супругов на построение профессиональной карьеры, культивируемая модель обязательной жизненной успешности и высокая профессиональная занятость как мужчин, так и женщин, характерные для многих современных российских семей, актуализируют задачу гармонизации семейных ролей и функций с социальными и профессиональными функциями и ролями.

Потенциальную возможность стать родителем имеет практически каждый человек, достигший половой зрелости, но биологическая способность быть родителем еще не означает психологическую готовность к принятию родительской роли. В обществе зачастую недооценивается важность целенаправленной, специальной подготовки к родительству, считается, что родительство и воспитание детей являются естественной функцией взрослого человека, с которой он способен справиться без специальной подготовки. Однако адекватные условия для полноценного и гармоничного развития ребенка способны создать далеко не все родители. Чем лучше будут информированы и практически подготовлены к выполнению роли родителей молодые люди еще до вступления в брак, тем больше у них возможностей для создания полноценной развивающей семейной среды для ребенка. В связи с этим актуальными становятся задачи психолого-педагогического сопровождения формирования готовности молодежи к осознанному родительству [1; 3].

Среди факторов, влияющих на формирование готовности к осознанному родительству, можно выделить внешние факторы (транслируемые обществом образцы поведения и ориентиры социальной успешности, политика государства в области содействия материнству и детству, влияние родительской семьи и так далее) и внутренние факторы (индивидуально-типологические и личностные особенности). Следует отметить, что, изучая влияние внутренних факторов на формирование готовности к родительству, исследователи в основном делают акцент на изучении негативного влияния, в то время как позитивное влияние личностных особенностей на родительство и готовность к родительству остаются фактически не изученными в современных психолого-педагогических исследования [1;3;4;5;7].

О. Г. Прохорова считает, что готовность к родительству определяется не только биологической готовностью организма и высоким уровнем значимости семьи и родительства в иерархии жизненных ценностей личности, но и прежде всего, «способностью личности понимать соответствие своих действий, желаний поставленным целям, принятым в обществе и семье», по сути, личностной зрелостью [10]. Как отмечал К. Г. Юнг: «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью» 12, поэтому перспективным нам представляется развитие готовности к родительству в том числе и через формирование личностной зрелости. Личностная зрелость помогает человеку справляться с вызовами среды и эффективно решать различные жизненные задачи.

К характеристикам зрелой личности относят ответственность, способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств, сформированность основных отношений личности [1].

Личностная зрелость родителей подразумевает осознание родителем ответственности за выбранные способы воспитательного воздействия, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию в родительской роли, готовность выстраивать отношения с ребенком на основе субъект-субъектного взаимодействия 4.

В структуре личностной зрелости родителей можно выделить когнитивный, эмоциональный и конативный (поведенческий) компоненты.

Когнитивный компонент личностной зрелости в аспекте родительства подразумевает представление о себе как о достаточно ответственном человеке, способном контролировать события собственной жизни и обеспечивать стабильность мира для ребёнка, восприятие ребенка как равноправного субъекта семейных отношений, представление о воспитании как о развивающем процессе, а не как о системе правил и наказаний, направленных на исправление недостатков ребёнка.

Эмоциональный компонент личностной зрелости в аспекте родительства подразумевает базовое принятие личности ребёнка, способность к открытому и безопасному выражению своих эмоций в процессе взаимодействия с ребенком. Причем, не зависимо от его психофизического состояния, как указывают Егоров И. В., Лесняк М. В. [2].

Конативный компонент личностной зрелости в аспекте родительства подразумевает деятельность родителя по уходу и материальному обеспечению ребенка, навыки сотрудничества с ребенком 4,7.

В своем исследовании мы изучили личностную зрелость как компонент психолого-педагогической готовности студентов к осознанному родительству.

В исследовании приняло участие 60 человек — студенты 1–2 курсов, обучающиеся на разных направлениях подготовки, 30 юношей и 30 девушек.

Все испытуемые, принявшие участие в исследовании, не состоят в браке и не имеют детей. Средний возраст испытуемых -18,8 лет. 40 человек (66,7 %) из числа принявших участие в исследовании воспитывались в полной семье, 20 (33,3 %) человек воспитывались одним из родителей (неполная семья).

Для диагностики уровня сформированности эмоционально-личностного компонента психологической готовности к родительству в исследовании использована методика диагностики личностной зрелости В. А. Руженков, В. В. Руженкова, И. С. Лукьянцева [11].

Обработка полученных результатов проводилась с использованием описательной и индуктивной статистики (непараметрическим статистическим критерием U-Манна-Уитни). Обработка данных осуществлялась в универсальном статистическом пакете SPSS-21,0.

Представим полученные индивидуальные результаты в виде сводной таблицы, в которой отразим распределение испытуемых в выборке по таким показателям личностной зрелости, как: ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление, самостоятельность.

Таблица 1

Статистическая значимость различий показателей личностной зрелости в группе юношей и девушек

Показатель личностной зрелости

Средние значения

Значение критерия

Уровень значимости различий

юноши

девушки

Ответственность *

16,7

19,5

241,000

0,002

Терпимость

15,9

17,1

374,500

0,262

Саморазвитие

16,5

16,9

409,000

0,542

Позитивное мышление

16,9

17,7

411,500

0,567

Самостоятельность

16,9

17,3

411,000

0,562

Общий уровень личностной зрелости

83,1

88,4

326,500

0,068

* Значимые различия

Проведенный статистический анализ позволяет нам утверждать, что существуют статистически значимые различия между юношами и девушками по такому показателю личностной зрелости, как «ответственность». Девушки в целом более склонны считать, что они являются субъектами собственной жизни, отвечают за происходящее в ней и более склонны просчитывать последствия своих действий и решений, ориентированы на ответственное поведение. То есть, из результатов видно, что девушки более ответственны чем юноши в данном возрасте.

Далее мы разделили всех испытуемых, принявших участие в исследовании, на две группы в соответствии с их субъективной готовностью к родительской роли на данный момент. В первую группу попали испытуемые, заявившие о своем принципиальном нежелании иметь детей в будущем («не планирую иметь детей») и испытуемые, не определившиеся со своим будущим родительским статусом («на данный момент не задумывался о своей потенциальной готовности к родительству и желаемом количестве детей»). Ко второй группе были отнесены испытуемые, сообщившие о своем желании в будущем воспитывать детей. В состав первой группы вошли 11 человек (5 юношей и 6 девушек), во вторую группу вошли 49 человек (25 юношей и 24 девушки). Мы проанализировали, существует ли статистически значимые различия между показателями личностной зрелости в этих двух группах.

Таблица 2

Статистическая значимость различий показателей личностной зрелости в группе студентов, субъективно готовых и неготовых к родительской роли

Показатель личностной зрелости

Средние значения

Значение критерия

Уровень значимости различий

Готовность к родительской роли

Неготовность к роли родителя

Ответственность

18,3

17,1

219,0

0,332

Терпимость

16,4

16,7

239,0

0,558

Саморазвитие *

17,1

11,8

105,5

0,006

Позитивное мышление

17,3

17,1

266,0

0,946

Самостоятельность

17,3

16,3

238,0

0,545

Общий уровень личностной зрелости*

86,4

79,1

125,5

0,045

* Значимые различия

Проведенный статистический анализ позволяет нам утверждать, что студентам, демонстрирующим субъективную готовность к родительской роли, характерны более высокие показатели общего уровня личностной зрелости и большая готовность к саморазвитию, ориентация на самосовершенствование, чем студентам, демонстрирующим неготовность к реализации роли родителя.

Полученные результаты необходимо рассматривать как предварительные, нуждающиеся в дополнительной проверке на количественно более репрезентативных выборках, но уже сейчас проведенный теоретический анализ и полученные эмпирические результаты позволяют нам утверждать, что развитие личностной зрелости студентов должно быть одной из центральных задач программ по развитию психолого-педагогической готовности студентов к осознанному родительству.

Литература:

  1. Брантова Ф. С. Представления о психологически зрелой личности в сознании людей разного возраста: Автореферат дисс... канд. психол. наук. М., 2011. 30 с.
  2. Егоров И. В., Лесняк М. В. Психологическое исследование компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 3 (18). С. 131–141.
  3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф.... канд. психол. наук. — Казань, 2004. — 18 с.
  4. Зимина Н. А. Личностная зрелость молодежи как критерий готовности к семейной жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 1096–1100
  5. Кузнецова Д. А. Определение понятия и структуры личностной зрелости // Личность и общество.2020. № 3(14). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedjournal.com/archive/14/258 (дата обращения: 01.07.2024).
  6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл,2007. 511 с.
  7. Нестерова Е. А. Личностная зрелость в аспекте родительства // Психолого –педагогические проблемы этической психологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Ч.II. — Шадринск, 2003. С.114–120.
  8. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: ЗАО «Институт психотерапии», 2003. 319 с.
  9. Паттурина Н. П. Проблема зрелости в современной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб.: Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2006. № 17. Том 7. С.113–126.
  10. Прохорова О. Г. Подготовка молодёжи к родительству // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2008. № 1. С.59–70.
  11. Руженков В. А., Руженкова В. В., Лукьянцева И. С. Методика диагностики личностной зрелости//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2016. № 26 (247). Выпуск 36. С.65–70.
  12. Юнг К. Г. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. М.: Директ-Медиа, 2008. 587 с.


Задать вопрос