К вопросу о проработке проблемы нестыковок в расписании городского и пригородного наземного общественного транспорта Московского региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 23.08.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Заболотских, В. Д. К вопросу о проработке проблемы нестыковок в расписании городского и пригородного наземного общественного транспорта Московского региона / В. Д. Заболотских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117289/ (дата обращения: 01.09.2024).



В статье рассматривается проработка проблемы несоответствия расписания и фактического времени прибытия транспорта. Целью проекта является предоставление пользователям приложений мониторинга за наземным общественным транспортом удобного способа получения актуального расписания. Проведён анализ проблемы, подтверждена гипотеза: «Фактическое расписание прибытия транспорта не всегда соответствует заявленному по плану». Существующие приложения для отслеживания времён прибытия транспорта основываются на геолокации, которая в данное время работает нестабильно. Предложенное в рамках проекта «Подмосковье в движении» решение позволяет получать актуальное расписание, основанное не на геолокационных, а на статистических данных, полученных в ходе проведения эксперимента на проблемном маршруте № 461.

Ключевые слова: общественный транспорт, расписание, статистика, эксперимент, проектная деятельность.

Введение

В настоящей статье авторами представлена проработка проблемы, исследуемой в рамках проекта «Подмосковье в движении», выбранного с витрины проекта сайта РУТ (МИИТ). Прорабатываемая проблема является актуальной, поскольку она направлена на развитие и совершенствование современных IT на транспорте. В качестве основного решения проблемы, предлагаемого в рамках проекта «Подмосковье в движении», авторы заявляют организационных и программные меры, направленные на повышение удобства использования web- и мобильных приложений, уже созданных и используемых большинством пользователей наземного общественного транспорта для мониторинга позиционирования реального подвижного, находящегося на маршрутах, в частности, на маршруте № 461 (ст. м. «Юго-Западная» (г. Москва) — ул. Маршала Бирюзова (г. Одинцово)) [1].

В последнее время москвичи все чаще жалуются на работу приложений «Яндекс.Карты» и «Московский транспорт», где можно в реальном времени отслеживать движение общественного транспорта. Проблема заключается в том, что ситуация на дорогах столицы, показанная на карте, может сильно отличаться от того, что происходит в действительности. Кроме того, действующее расписание на некоторых маршрутах, не отражает фактического времени прибытия автобуса.

Возможность узнать, в какой именно точке маршрута находится отслеживаемый автобус или трамвай, — вещь очень удобная, особенно в больших городах с регулярными пробками на дорогах. В Москве эта технология давно отработана. Многие жители с радостью пользуются ею, собираясь совершить поездку. Смотрят на компьютере: как далеко от их дома находится нужный транспорт, и к моменту его прибытия к ближайшей остановке они подходят туда (буквально за пару минут). Так не нужно долго ждать и мёрзнуть или мокнуть в непогоду в ожидании автобуса; нервничать, из-за того, что транспорт долго отсутствует и становится причиной опоздания на работу.

Актуальность

На сегодняшний день использование онлайн-карт является неотъемлемой частью повседневной жизни. Однако, некоторые пользователи могут сталкиваться с тем, что далеко не все автобусы отображаются на карте, что может быть связано с множеством факторов. Частой причиной этой проблемы является отсутствие у некоторых организаторов перевозок GPS -приёмников, которые передают данные о движении автобусов на онлайн-карты [2]. Кроме того, проблемы могут связаны с техническими неполадками на стороне провайдера карт или перевозчиков [3].

Причин тому, что «Яндекс.Карты» не показывает автобусы, может быть несколько:

— отсутствие стабильного интернет-соединения на телефоне / смартфоне.

— отсутствие актуальных обновлений приложений / системных компонент Android / iOS .

— некорректные настройки приложений;

— некорректная настройка фильтрации разновидностей транспорта.

Существует ресурс для приведения ситуации в порядок. Его использование прорабатывается в рамках реализации проекта «Подмосковье в движении». В качестве первичных рекомендаций пользователям всегда уместна базовая памятка обладателям телефонов / смартфонов:

— проверьте, установлено ли интернет-соединение;

— проверьте, оплачены ли услуги связи сотового оператора;

— проверьте, активацию настроек передачи мобильных данных;

— обновите приложения / системные компоненты Android / iOS и перезагрузите мобильное устройство.

Проработка состояния вопроса потребовала подтверждения некоторых сформулированных гипотез. Так, при использовании найденных результатов опросов населения, полезно привести следующий пример — пользователь приложения мониторинга за общественным транспортом пишет: «Однажды пропали все автобусы на карте» [3].

Далеко не всегда некорректное отображение общественного транспорта происходит по вине самого пользователя телефона / смартфона.

Зачастую, корневая причина, связанная с отсутствием отображения автобусов на карте, кроется в отсутствии сигнала GPS и, соответственно, отсутствии возможности определения местоположения транспорта, а также времени его фактического прибытия [4]. На сегодняшний день далеко не все транспортные компании оборудовали свой автопарк GPS -приёмниками [3].

Также возможна ситуация, когда отображение движения транспорта прекращается вовсе. Это может быть связано с техническими неполадками у перевозчиков, отключением сигналов GPS -приёмников или проблемами в транспортной сфере самого города.

Авторами в рамках проработки заявленной проблемы при реализации Проектной деятельности на кафедре «Управление и защита информации» [5] предлагается предоставление пользователю актуального расписания транспорта, основанного не на GPS данных, а на собранной во время эксперимента информации (статистики) по проблемному маршруту.

Выводы

Проведён эксперимент на проблемном маршруте № 461. Собраны сведения о количестве пассажиров, ожидающих маршрут в разное время дня и в разные дни недели на остановках. Выявлены проблемные (перегруженные) остановки, а также отклонения во временах фактического прибытия транспорта на остановки от плановых. Собранная информация предоставляет возможность для уточнения расписания, которое в удобном формате авторами планируется к распространению для пассажиров. Для реализации прототипа в рамках проекта выбран формат web -приложения, позволяющего получать актуальное расписание транспорта. В настоящее время авторы находятся на стадии макетирования.

Благодарности

Статья подготовлена при поддержке наставников кафедры «Управление и защита информации»: доцента, доцента, к.т.н. Сафронова А. И. и доцента, к.т.н. Кулагина М. А.

Литература:

  1. Сафронов, А. И. Применение методологии дизайн-мышления к планированию перевозочного процесса на Московском метрополитене в интеллектуальной транспортной системе «АРМ Графиста» / А. И. Сафронов // Интеллектуальные транспортные системы: Материалы II Международной конференции, М., 25 мая 2023 г. — М.: РУТ. — 2023. — С. 338–347. — EDN WHGUUN.
  2. Яценков, В. С. Основы спутниковой навигации. GPS NAVSTAR и ГЛОНАСС. — М.: Горячая линия. — 2005. — 272 с.
  3. Дзен [Электронный ресурс]: Приложения по отслеживанию общественного транспорта то ли ошибаются, то ли врут URL: https://dzen.ru/a/Y-NjqZEr1HRsvAL8 (дата посещения: 22.04.2024).
  4. Электронная регистратура Московской области: запись на прием к врачу через Интернет [Электронный ресурс]: Почему не все автобусы видны на карте URL: https://rostalon.ru/elektrosamokat/pochemu-ne-vse-avtobusy-vidny-na-karte#toc-1 (дата посещения: 22.04.2024).
  5. Логинова, Л. Н. Направления развития подготовки бакалавров и магистров в области автоматизации, цифровизации и управления / Л. Н. Логинова, В. Г. Новиков, А. И. Сафронов // Информатизация образования и науки. — 2023. — № 4 (60). — С. 58–68. — EDN PDPGPB.
Основные термины (генерируются автоматически): GPS, общественный транспорт, Подмосковье, рамка проекта, проблемный маршрут, актуальное расписание, актуальное расписание транспорта, Москва, наземный общественный транспорт, Проектная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос