Важным направлением развития в дошкольном возрасте является познавательное развитие. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена отдельная образовательная область с соответствующим названием [3].
Большое значение для познавательного развития детей имеет опытная деятельность. Одним из ученых, который внес большой вклад в понимание сущности опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, являлся Н. Н. Поддъяков. Им детское экспериментирование характеризуется как вид деятельности, в рамках которого формируются важнейшие психические новообразования, в связи с чем, данный вид деятельности играет не менее важную роль, чем сюжетно-ролевая игра и рассматривается автором как ведущий вид деятельности дошкольника [2].
Для того, чтобы рассмотреть особенности опыт деятельности детей дошкольного возраста, важно выделить ее сущностные характеристики. Прежде всего опытная экспериментальная деятельность выступает той особой формой поисковой деятельности, в которой присутствуют и ярко выражены процессы цели образования, возникновения и развития новых мотивов личности, которые способствуют саморазвитию дошкольника. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, которая направлена на получение новых знаний об окружающем мире, освоение новых способов деятельности.
Немаловажную роль экспериментирование играет в развитии творческой активности детей, потому что экспериментирование присутствует в разных видах творчества. Кроме этого, в процессе опытно-экспериментальной деятельности вовлекаются и взаимодействуют друг с другом психические процессы, что влияет на общее психическое развитие.
Средний дошкольный возраст является периодом развития ребенка, в ходе которого познавательное развитие является достаточно интенсивным. Дети проявляют любознательность, активность в познании окружающего мира. Исходя из этого, организованная опытно-экспериментальная деятельность выступает в качестве важнейшего потенциала для развития ребенка.
Традиционно опытно-экспериментальная деятельность организуется и как самостоятельный вид деятельности в образовательном процессе и является частью других видов деятельности. Она организуется, в том числе, на прогулке.
В средней группе опытно-экспериментальная деятельность организуется с разными целями. Она может быть направлена на формирование и моделирование представлений ребенка об окружающем мире и его объектах, на формирование мыслительных процессов, на овладение способами познавательной деятельности. Тематика экспериментов выбирается в соответствии с образовательной программой. Выделяются несколько видов экспериментальной деятельности, которые организуются в средней группе. Их различия связаны с характером и типом построения эксперимента.
Когнитивное экспериментирование как вид характеризуется тем, что при нём создаются такие условия, в которых дети самостоятельно подбирают способы исследования для того, чтобы получить необходимый результат. Отличительной особенностью этого вида экспериментов является то, что в нём присутствует практическая часть. Чаще всего когнитивное экспериментирование проводится в виде игр-экспериментов. они могут начинаться с проблемной ситуации, представленной в форме сказочной истории, в которой детям необходимо найти выход из сложившейся ситуации. В процессе нахождения решения дети получат представления о свойствах тех или иных объектов, которые в данной ситуации присутствуют.
Следующий вид — исследовательские эксперименты. Их характерной чертой является поиск ответов на поставленную задачу путём очевидных опытов. Это означает, что в них дети применяют имеющиеся у них знания и расширяют их. Исследовательские эксперименты также содержат себе практическую ситуацию. Например, дети уже знают, что вода тает, но в ходе эксперимента в этом убеждаются.
Третий вид экспериментов — это пояснительные эксперименты. В них необходимо подтвердить уже известные факты, результаты действия над объектом или предметом. Чаще всего речь идет о тех фактах, о которых дети слышали, но в практической деятельности не воспроизводили. При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста важно учитывать возрастные психологические особенности.
У детей пятого года жизни преобладает наглядно-образное мышление. В экспериментировании дети в процессе непосредственного взаимодействия с теми или иными объектами имеют возможность наглядно их воспринимать, а также воспринимать произошедшие с ними изменения, что активизирует их познавательную деятельность и стимулирует их к тому, чтобы делать выводы или умозаключения.
Необходимо также помнить о том, что элементы логического мышления у детей сформированы еще слабо, поэтому построение выводов также опирается на полученные практически путем результаты. Важно, чтобы опытно-экспериментальная деятельность детей являлась регулярной. Тогда она позволит сформировать не только необходимые умения и навыки экспериментирования, но и будет способствовать обогащению общего опыта детей, стимулировать их кругозор и способствовать систематизации представлений об окружающем мире.
Во время прогулки дети имеют возможность не только непосредственно наблюдать разные объекты, а также проводить простые эксперименты с находящимися вокруг природными материалами. Н. К. Батырбаева указывает, что во время прогулки дети могут изучать свойства воды, почвы, песка, снега. В зависимости от времени года возможности для изучения свойств разных объектов и предметов окружающего мира расширяются. Опытно-экспериментальную деятельность необходимо заранее планировать, учитывая погодные условия, учитывая возможности для экспериментирования, которые будут безопасными и комфортными для детей [1].
Например, в сентябре дети могут изучать свойства мокрого песка, наблюдать, как мокрый песок высыхает на солнце. Также можно исследовать состояние почвы в зависимости от температуры, когда, например, в солнечный день дети рассматривают землю, трогают ее руками, изучают ее при других погодных условиях в пасмурный день или после дождя. Важно также приучать детей к тому, чтобы фиксировать наблюдение. Для этого можно отвести специальное место и с помощью различных значков, пиктограмм фиксировать на магнитной доске или на специальном планшете, что именно изучалось детьми в ходе опытно-экспериментальной деятельности на прогулке и какие выводы были ими сделаны. Фотографирование процесса экспериментирования и создание в дальнейшем альбома проведенных экспериментов является еще более эффективным способом фиксации результатов для того, чтобы с детьми в дальнейшем обобщать и систематизировать данные представления при организации образовательной деятельности по познавательному развитию.
В октябре дети могут изучать движение воздуха, наблюдать за солнечными лучами. Примерами могут выступать эксперименты, когда детям необходимо доказать, что воздух невидим, но его можно почувствовать. Так, например, дети могут помахать рукой у лица и зафиксировать свои ощущения, назвать их.
С появлением первого снега также можно наблюдать как изменяется состояние почвы. Проводить эксперимент на определение того, насколько она становится твердой, холодной. Можно исследовать первые снежинки и устанавливать связь между сохранением снега и его таянием в зависимости от температуры воздуха.
Зимой изучение снега является одним из наиболее распространённых экспериментов для детей. Дети могут изучать каким бывает снег в зависимости от погодных условий могут быть проведены опыты на изучение узоров на стекле. Также опыты по таянию снега под воздействием тепла.
С наступлением весны продолжается изучение свойств воздуха, также песка, почвы. Проводится наблюдение за таянием снега, появлением проталин. При проведении опытно-экспериментальной деятельности важно, чтобы она организовалась последовательно соблюдением основных этапов. Вначале создается проблемная ситуация, которая стимулирует познавательную деятельность детей, помогает им осознать затруднения при ответе на вопрос. Затем осуществляется планирование эксперимента, отбор необходимых для этого материалов. В средней группе в этом процессе детям помогает взрослый. Далее намеченный план действий реализуется. В ходе совместного обсуждения с педагогом дети делают выводы и указывают, удалось ли им найти ответ на поставленный вопрос.
Таким образом, регулярно организуемая опытно-экспериментальная деятельность на прогулке с детьми среднего дошкольного возраста имеет огромное значение для их всестороннего развития.
Литература:
- Батырбаева Н. К. Использование прогулки в дошкольном образовательном учреждении для развития познавательной активности дошкольников / Н. К. Батырбаева, С. В. Власенко // НИР/S&R. − 2020. − № 4. — С.25–28.
- Поддьяков Н. Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника / Н. Н. Поддъяков // Исследователь. − 2009. − № 2. — С.17–22.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/