Проблемы воспитания в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 07.08.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Перфильева, П. А. Проблемы воспитания в современном обществе / П. А. Перфильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 139-140. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117007/ (дата обращения: 16.08.2024).



В статье автор проводит анализ проблем воспитания, оценивает их, а также пытается найти способы решения данных проблем.

Ключевые слова: воспитание, современные проблемы, цифровые технологии, интернет, семейные структуры, глобализация, миграция, социальное неравенство, ценностные ориентиры, индивидуализм, буллинг, кибербуллинг, эмоциональный интеллект, психическое здоровье, адаптация, образовательные программы, социальная интеграция, межкультурные различия, развитие личности, педагогика, государственная поддержка, инновационные методы, доверительные отношения, родительское влияние, гармоничное развитие, социально-экономическое положение, образовательный разрыв.

Проблемы воспитания в современном обществе являются одной из наиболее актуальных тем для обсуждения как среди педагогов, так и среди родителей и ученых. Современное общество характеризуется быстрыми изменениями, вызванными развитием технологий, глобализацией и изменениями в социальных структурах, что оказывает значительное влияние на процессы воспитания. Эти изменения приводят к новым вызовам и проблемам, которые требуют осмысления и адаптации.

Одной из главных проблем современного воспитания является влияние цифровых технологий и интернета на развитие детей и подростков. С раннего возраста дети оказываются вовлечены в виртуальный мир, который предлагает огромное количество информации и развлечений. С одной стороны, технологии предоставляют доступ к образовательным ресурсам и способствуют развитию критического мышления. С другой стороны, чрезмерное увлечение гаджетами может привести к зависимости, снижению концентрации внимания и ухудшению навыков межличностного общения. Родители и педагоги часто сталкиваются с трудностями в регулировании времени, которое дети проводят в сети, и в контроле контента, который они потребляют.

Еще одной значительной проблемой является изменение традиционных семейных структур. В современном обществе наблюдается рост числа неполных семей, семей с работающими обоими родителями и многодетных семей, где воспитание детей часто делегируется няням или образовательным учреждениям. Это может привести к недостатку внимания со стороны родителей и, как следствие, к эмоциональным и поведенческим проблемам у детей. Воспитание требует времени и эмоционального вовлечения, а в условиях загруженности родителей на работе и постоянной занятости это становится все более сложной задачей.

Глобализация и миграционные процессы также влияют на воспитание в современном обществе. В многонациональных и мультикультурных обществах воспитание требует учета культурных и религиозных особенностей, что иногда приводит к конфликтам и недопониманию. Родители и педагоги сталкиваются с вызовами интеграции и адаптации детей к новым культурным условиям, что может стать источником стресса для всех участников воспитательного процесса.

Одной из острых проблем остается вопрос социального неравенства, которое отражается на доступности качественного образования и воспитания. Дети из малообеспеченных семей часто лишены возможности получать дополнительное образование и развивать свои таланты, что в будущем может сказываться на их социально-экономическом положении. Это требует от государства и общества реализации программ поддержки, направленных на сокращение образовательного разрыва и обеспечение равных возможностей для всех детей.

Также стоит отметить изменение ценностных ориентиров в современном обществе. Индивидуализм, стремление к материальному благополучию и успеху зачастую становятся приоритетными целями, что может отражаться на процессе воспитания. Родители иногда склонны оценивать успех ребенка по его академическим достижениям или спортивным успехам, упуская из виду важность развития моральных качеств и эмоциональной устойчивости. Это может приводить к стрессу и депрессии у детей и подростков, которые испытывают давление со стороны родителей и общества.

Современное общество также сталкивается с проблемой буллинга и агрессии среди детей и подростков. Интернет и социальные сети становятся платформой для кибербуллинга, который может иметь серьезные последствия для психического здоровья молодого поколения. Педагоги и родители должны развивать у детей навыки эмпатии и эмоционального интеллекта, чтобы снизить уровень агрессии и повысить уровень взаимопонимания в детских коллективах.

Для решения вышеперечисленных проблем требуется комплексный подход, включающий усилия родителей, педагогов, государственных структур и общества в целом. Необходимо развивать программы поддержки семей, обеспечивать доступ к качественному образованию и внедрять инновационные методы воспитания, учитывающие изменения в обществе. Родители должны стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, уделять внимание их эмоциональному состоянию и быть готовыми к диалогу. Педагоги, в свою очередь, должны внедрять в образовательный процесс современные технологии и методики, которые помогут детям адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Таким образом, проблемы воспитания в современном обществе разнообразны и сложны, но при этом решаемы. Общество должно стремиться к созданию условий, которые способствуют гармоничному развитию личности каждого ребенка, учитывая при этом вызовы и возможности нового времени. Совместные усилия всех участников воспитательного процесса могут привести к положительным изменениям, которые повлияют на будущее поколение и общество в целом. Важно, чтобы родители, педагоги и государственные структуры работали в едином ключе, разрабатывая и внедряя программы и политики, направленные на поддержку и развитие детей в условиях стремительных перемен. Трансформация воспитательных практик, адаптация к новым технологиям и учет культурных различий помогут создать более справедливое и устойчивое общество, в котором каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал и стать полноценным членом общества.

Литература:

  1. «Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского». М. : Просвещение, 1983 г.
  2. Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX веке // Педагогика. 1997. № 2.
  3. Филонов Т. Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследования // Педагогика. 2000. № 9.
  4. Крылова Н. Б. Культурология образования. М., 2000.
  5. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.
  6. Ушинский К. Д. Пед. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1990.
  7. Мудрик А. В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1993.
  8. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. М., 2000.
  9. Максакова В. И. Педагогическая антропология. М., 2008.
  10. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. М., 1986.
  11. Арефьев А. Девиантные явления в среде учащейся молодежи / Народное образование. 2003. № 7.
  12. Грэй Дж. Дети с небес. Уроки воспитания. — София, 2005
  13. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей — М., 1990
  14. Реан А. А. Психология детства. От рождения до 11 лет. — СПб., 2006
  15. Шаргунов А. Ответы протоирея. // Русский дом. 2004.С.46–47
Основные термины (генерируются автоматически): современное общество, ребенок, родитель, воспитательный процесс, качественное образование, проблема воспитания, психическое здоровье, социально-экономическое положение, социальное неравенство, эмоциональный интеллект.


Похожие статьи

Задать вопрос