Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 10.08.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Коробова, К. С. Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности / К. С. Коробова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/531/116997/ (дата обращения: 16.08.2024).



В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети родителей с неврозами чаще проявляют невротические реакции. 3. Низкий уровень удовлетворенности браком усиливает вероятность развития невроза у ребенка. 4. При планировании воспитательной работы на современном этапе необходимо уделять больше внимания семейному воспитанию.Атакже апробировали программу формирования родительских навыков.

Ключевые слова: взаимоотношения в семье, воспитательная работа, родительские навыки.

Школа предлагает новые требования к организации воспитывающей среды и воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста.

В области воспитания имеют место те же факторы, что и в системе обучения:

— преемственность в системе воспитательной работы при переходе с одной ступени образования на другую;

— определенная подготовленность детей для решения задач воспитания в средней школе, сформированная познавательная мотивация, ориентация на общечеловеческие ценности;

— дети, трудные в воспитании, нуждающиеся в коррекционной воспитательной работе.

При планировании воспитательной работы нужно исходить из того, что жизнь школьника складывается из двух частей: собственно школьной (учение, успеваемость, учитель, различные школьные дела, одноклассники) и жизни остальной (домашней, дворовой, уличной, в различных компаниях, сообществах). Со временем «вторая» жизнь приобретает над ребенком большую власть, чем первая.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором. Влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формируя свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми–инвалидами. Отношения и воспитания в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т. е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, что от него хотят. И в данном случае многое зависит от семьи. [1, с 13]

В связи с особой ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определять внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Очень важно, чтобы маленький человек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае, он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе. Проблемы семьи довольно мало изучены, и надо продолжать вносить что-то новое в их изучение. Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности, и искоренение ошибок в воспитании является возможным. [2, 1984, с 177]

Целью исследования было: 1) рассмотрение вопросов влияния семьи на психическое и личностное развитие ребенка как одно из основных условий и средств формирования психического здоровья; 2) определение условий обеспечения и сохранения психического здоровья; 3) определение степени зависимости между психологическим климатом в семье и формированием нервозов у детей.

Были использованы методы исследования: беседы, наблюдения, тест-опросник родительского отношения (В. В. Столин, А. Я. Варга), тест на определение психологической атмосферы в семье (удовлетворенность браком), тест для выявления неврологических состояний у родителей, тест на выявление нервозов у ребёнка. Результаты исследования представлены в таблице. Полученные экспериментальные данные позволяют сделать выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети родителей с неврозами чаще проявляют невротические реакции. 3. Низкий уровень удовлетворенности браком усиливает вероятность развития невроза у ребенка. 4. При планировании воспитательной работы на современном этапе необходимо уделять больше внимания семейному воспитанию. [3, 1991, стр 145] С целью решения данной проблемы была подготовлена и апробирована программа формирования родительских навыков.

Таблица 1

Программа формирования родительских навыков [4, стр 17]

Форма работы

Тематика

1

Семинары для родителей по проблемам воспитания детей в семье

  1. Роль личного примера и авторитета родителей в воспитании детей
  2. Возрастные и индивидуальные особенности детей и как их учитывать при воспитании
  3. Режим дня и жизни ребенка
  4. Развитие личности школьника
  5. Игра и труд — факторы воспитания

2

Индивидуальные беседы по вопросам личностного взаимодействия родителей с детьми:

  1. Капризы и неврозы
  2. Строгость или мягкость
  3. Когда в семье беда
  4. От нас ушёл папа
  5. Дети и деньги
  6. Индивидуальные беседы о методах воспитания в семье
  7. О семейной демократии

3

Посещение родителей на дому с целью:

  1. «Сколько вас, членов, в современной семье?»
  2. Каков микроклимат семьи?
  3. Как решаете проблему двора?
  4. Соблюдение режима дня ребенка.
  5. Выявление учета половозрастных особенностей детей в их воспитании
  6. Выявления методов воспитания.
  7. Выявления семейных традиций
  8. Пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики нервных действий по отношению к сыну или дочери со стороны родителей
  9. Повышения педагогической культуры родителей, пополнения арсенала их знаний по конкретному вопросу ребёнка в семье и школе.
  10. Выработки единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов по развитию личности ребёнка

4

Проведение родительских собраний

  1. «Школа = семья = дети =?»
  2. Родительское собрание-продуктивная игра «Воспитание ненасилием в семье»
  3. Родительское собрание «Взаимоотношения в семье».
  4. Родительское собрание-игра «Путешествие по семейным островам»
  5. Родительское собрание «Семья сегодня»

Литература:

  1. Афанасьева Т. М. Семья. — М.: Просвещение, 1985.
  2. Белов Г. Г. Семья — не частное дело. — М.: Сов. Россия, 1984.
  3. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991.
  4. Дорно И. В. Современный брак: проблемы и гармония. — М.: Педагогика, 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, воспитательная работа, воспитание, программа формирования, ребенок, вероятность развития невроза, воспитание детей, психическое здоровье, семейное воспитание, современный этап.


Ключевые слова

воспитательная работа, взаимоотношения в семье, родительские навыки

Похожие статьи

Задать вопрос