На сегодняшний день в активную и самостоятельную жизнь вступает так называемое поколение Z. Это люди, родившиеся после 1995 года, которые с самого детства используют цифровые технологии. Их не пугает виртуальный мир, для них это среда обитания, такая же привычная и понятная, как мир реальный. Здесь проходит не только общение, но и, в значительной степени, становление, развитие, формирование ребенка. А уже совсем скоро появится, как говорят, новое поколение суперцифровых людей, для которых многие из привычных нам вещей станут анахронизмом, мешающим развитию, движению вперед, овладению новыми технологиями, знаниями. Поэтому крайне важно помочь детям освоиться в таком мире, сделать все, чтобы цифровая среда была максимально полезной, комфортной и безопасной для ребенка. [3]
С принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически начальное формирование информационной компетентности, которая позволит эффективно использовать информационные технологии и интегрированный подход в обучении, добиваясь экономии времени и реальной разгрузки учащихся. Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. [1]
Педагогам, работающим с детьми важно понять, что цифровая среда дает свободу выбора, это отличает новое, «цифровое» поколение от их «аналоговых» родителей. Нынешним школьникам невозможно что‑то навязать, они привыкли к тому, что нужно использовать несколько источников информации, учитывать альтернативные подходы и точки зрения.
И более того, в эпоху интернета — наличия постоянного онлайн доступа к научным библиотекам, базам данных — роль учителя объективно меняется. Более востребованными становятся его качества как наставника в наиболее полном смысле этого слова: человека, который воспитывает ценность образования в мире глобальных коммуникаций, а не досуга, учит младших школьников учиться в развивающейся глобальной информационной среде. И это становится одной из новейших и важнейших задач начального образования — социализация детей в цифровом обществе.
Младшие школьники в информационной среде.
Говоря о цифровом образовании, необходимо подчеркнуть, что оно должно способствовать формированию определённого навыка — цифровой грамотности. Под цифровой грамотностью подразумевается навык использования, изучения и хранения информации. Современных детей считают «цифровыми аборигенами», так как предполагается, что навык владения современными технологиями у них является врождённым. А нас, взрослых, называют «цифровыми иммигрантами», так как нам приходится приспосабливаться к условиям постоянно меняющегося цифрового и технологического пространства.
Если расспросить ученика начальной школы, что он знает о компьютере и Интернете, то он вам расскажет о всевозможных играх, мультфильмах и социальных сетях. Дети испытывают восторг от новой игрушки, к которой их допускают родители, удерживающей их внимание. Постепенно эта традиция укореняется, и дети переходят жить в виртуальный мир друзей и развлечений.
Для подрастающего поколения информационное общество — это, прежде всего, доступность огромного числа информационных ресурсов: средства коммуникации, СМИ, электронные ресурсы, Интернет, книги, газеты, журналы, листовки, реклама.
Потому перед педагогами стоит одна из важнейших задач — научить учащихся пользоваться информационными ресурсами в пользу своему образованию таким образом, что будут реализованы две главные цели обучения и воспитания обучающихся. Во-первых, организуя учебную деятельность посредством использования средств информационной среды, к которым дети, начиная с 3-го класса проявляют обширный интерес, мы активизируем познавательный интерес обучающихся. Во-вторых, мы обучаем и подготавливаем детей к дальнейшей работе в информационной среде, поскольку интеграция этих устройств уже ведёт к тому, что скоро общество не будет ограничено доступом в глобальную информационную среду и цифровая среда уже в ближайшие годы станет привычной средой обитания для всех людей.
Таким образом, используя информационные средства, не только повышается уровень адаптации с новыми технологиями и навык работы с ними, но и тем самым выбираем интересные именно для детей способы и пути получения знаний, а также выработку умений.
Мало того, информационное пространство пополняется новыми ресурсами, которое продуцируется самими людьми, участниками глобальной сети. Это может говорить о важнейшем отличие индустриального общества от информационного. Теперь в формировании информационных ресурсов участвуют не только профессионалы, но и все мотивированные люди. Возьмём, к примеру учебные материалы. Как бы государство не пыталось ограничить набор формальных учебных материалов для школьной программы, оно должно учитывать объективные процессы массового развития цифровых учебных материалов в интернет-доступе, которые создаются творческими сообщества людей, и не только учителей, а увлечённых людей, а также самими детьми. Таким образом, с каждым годом облегчается доступ к информационной среде.
Современный урок в условиях информационной среды. Какой он?
Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД), в которых наибольший акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности.
В связи с этим чрезвычайно важна технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. И потому всплывает вопрос о том, сохранится ли урок в цифровую эпоху?
Если рассматривать уроки в школе как некий регламентированный ход функционирования микросоциума, в котором школа как здание и классы выступают прототипом организации коллективного сотрудничества, а дети разных возрастов и учителя — фрагмент коллективного взаимодействия в обществе. В таком случае можно говорить не о подмене традиционной школы виртуальной, а об обогащении школы и уроков новым информационным миром. [2]
Как можно увидеть запрос на новации у детей? Для этого стоит задаться вопросами о целях обучения не со стороны потребностей и планируемых результатов образовательного процесса, а со стороны самого ребёнка, как центра образовательного процесса информационного общества. Дети родились уже в цифровую эпоху. Это их естественный окружающий мир.
Если в индустриальном обществе школа представляла себя как фабрику знаний, где в центре выступал образовательный процесс, в котором учитель сам определял «чему обучать?», «как обучать?» и «кого обучать?», то в информационном обществе школа — сфера открытых знаний, где в центре самостоятельность ученика в учение.
Таким образом, обогащение урока дополнительным выбором личных образовательных интересов учащихся и предоставление для этого выбора учебных материалов формирует среду активной цифровой эпохи. Уже в начальной школе это обеспечит каждому школьнику дополнительные курсы по выбору, обучение по индивидуальному плану с другими детьми и педагогами, а также использовать сетевое взаимодействие.
Важную роль играет в школе общий сервер с электронными учебными материалами или доступ в облачной учебной платформе в Интернете с индивидуальным кабинетом ученика. Таким образом, на ребёнка обрушивается шквал возможностей: электронные записи в клубы и кружки; форум для детей и родителей; электронная библиотека; видеоуроки; сайт для каждой школы. [2]
Чтобы обеспечить младшему школьнику такой «цифровой скачок» потребуется бережное встраивание в урок современных информационных возможностей, которые становятся для всех учителей методической основой, благодаря чему произойдёт трансформация учебной среды: мульти инструментальность, мега информационность, глобальность коммуникаций, супердоступность, гипермобильность, сверхсамостоятельность.
Что представляет собой учебный процесс во взаимодействии учителя и ученика в информационно-образовательной среде: обеспечить сферу нового по теме в различных источниках и формах представления; предоставить инструментарий навигации и исследований; предоставить среду личного портфолио; предоставить дифференцированный учебный материал по выбору; предоставить средства исследования, проектирования, фиксации экспериментальной и поисковой работы; предоставить разнообразные формы контроля учебных результатов; среда творческих состязаний и самоподготовки к ним; среда профильных курсов по выбору в партнерстве с другими организациями. [4]
Таким образом, цифровая педагогика решает современную задачу формирования новой обогащенной среды урока 21 века. В первую очередь для младших школьников инновации должны обогащать традиции, но при этом быть доступными каждому ребенку.
Какова роль учителя в информационно-цифровой среде?
Учитель начальной школы пока ещё является иммигрантом цифрового общества. Это означает, что он не является естественным носителем информационной активности, которую демонстрируют дети. Нынешние младшие школьники станут в свое время педагогами и именно они и будут очевидными цифровыми партнерами школьников. А что делать учителям нашего времени? Как стать цифровым партнером в образовательной среде.
Как протекает традиционный урок в 21 веке? Учитель привычно пользуется традиционными инструментами урока: доска, мел, тетрадь, ручка, учебный материал, вербальный диалог и т. д. А традиционные навыки писания, устного счёта, чтения, рассказа, беседы — важнейшая часть культуры человечества.
Но для ребёнка нет разницы, что считать и называть традициями, а что инновациями. Однако, когда на уроке происходит преобладание традиций, у ребёнка возникает недоумений и молчаливое возмущение, поскольку таким образом прикрывается привычный для него цифровой мир.
Учителя начальной школы должны понимать, что есть новые ресурсы, которые позволят обогатить урок визуальными средствами. Таким образом, изменится и форма выступления и работы учащихся: представится возможность использовать специальные средства для детей с ограниченными возможностями на уроке и дома с удаленными участием на уроке.
Учитель и информационная среда школы.
Для более продвинутых учителей можно предложить более насыщенную информационную среду урока: модель «учитель-ученик-компьютер». В этой модели учитель должен овладеть еще и инструментами управления рабочими местами учеников со своего компьютера. Обе модели могут работать в одной цифровой учебной платформе, но у учителей остается право выбора организационной формы урока с учетом возраста учителей и готовности к трансформации.
Но и эти формы еще не охватывают все возможности. Учитель может работать с детьми и из удаленной точки, для детей в больницах, или обучающихся на дому, или в период карантина в школе или погодных проблем в территории. В таком уроке может участвовать родитель, сам ребенок, его воспитатель. В этой модели учитель должен овладеть инструментами работы с видеокамерой, сетевыми ресурсами для организации взаимодействия с учениками в цифровой учебной платформе. Примеры реализации подобных примеров уже есть в школах. Важно, чтобы они стали неотъемлемой частью профессионализма всех учителей и в первую очередь в начальной школе. В настоящее время развиваются массовые открытые онлайн курсы для учителей, с помощью которых любой педагогов независимо от места проживания может самостоятельно поднять уровень своей квалификации на примере открытых объектов цифровых учебных платформ в интеграции с курсом информатики в начальной школе. [2]
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное образование. Минобрнауки Российской Федерации. 2009 г.
- Цветкова М. С. Образование в цифровую эпоху. Начальная школа 2.0.
- Статья «Цифровые дети аналоговых родителей» https://www.pnp.ru/politics/cifrovye-deti-analogovykh-roditeley.html
- Учебная платформа «Начальная школа КиМ» http://nachalka.info