Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 1400 раз

Библиографическое описание:

Аксенов, А. Н. Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества / А. Н. Аксенов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 669-671. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7178/ (дата обращения: 26.04.2024).

В настоящее время широкое развитие получила концепция управления любой организацией с ориентаций на качество предоставления конечных услуг (товаров). В соответствии с этим, понятие менеджмента качества, как скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией с ориентацией на качество, все активнее внедряется в повседневную деятельность образовательных организаций (в том числе высших учебных заведений, вузов).

Качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в целом, установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам) которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.

Очевидно, что деятельность любого вуза должна быть направлена на повышение качества образования. А качество зависит не только от того, какие образовательные программы реализованы в вузе, и какая научная работа в нем ведется, но и от того, каким образом осуществляется сам процесс передачи знаний, а также как организованы остальные, сопутствующие процессы.

Менеджмент, в основе которого лежит полное качество, получил название Total Quality Management (TQM). Он базируется на следующих принципах (базовых ценностях) [3]:

-          ориентация на потребителей, их текущие и будущие потребности, требования и ожидания;

-          лидерство руководителя, обеспечивающего единство цели и направления деятельности организации;

-          полное вовлечение работников всех уровней, реализация их способностей;

-          процессный подход к деятельности организации и управлению соответствующими ресурсами;

-          системный подход к менеджменту;

-          постоянное улучшение деятельности организации;

-          принятие решений, основанное на фактах, анализ значимой информации;

-          взаимовыгодные отношения с поставщиками и потребителями.

На основе этих принципов должна разрабатываться Система менеджмента качества (СМК) вуза, которая и будет являться основой для совершенствования любых процессов. Появление методических материалов по разработке и внедрению «Типовой модели системы качества образовательного учреждения» ликвидировало многие преграды, которые мешали созданию в вузах собственных СМК. Типовая модель позволила стандартизовать подход к созданию систем качества с учетом стандартов ИСО серии 9000 [2].

Использование идей и методов менеджмента качества в вузе должно происходить на всех уровнях: на уровне вуза, его подразделений, включая факультеты и кафедры, и в аудитории, где происходит формирование знаний, умений и навыков у студентов, т. е. идет создание ценности для потребителя. Руководителем создания ценности для потребителя в аудитории является преподаватель, который на время занятий становится менеджером процесса.

Как уже было отмечено, одним из принципов TQM является процессный подход к деятельности.

Процесс представляет собой способ деятельности, с помощью которого ресурсы преобразуются в результаты, нужные потребителю, т. е. создается нечто ценное для потребителя, способное удовлетворить его потребности. Выявление и определение процессов, применяемых организацией, и менеджмент процессов (планирование, обеспечение ресурсами, обеспечение взаимодействия и управление, оценка и улучшение), называются процессным подходом.

В качестве примера внедрения идей процессного подхода и реализации СМК рассмотрим процессы преподавания и изучения различных дисциплин на кафедрах вуза.

Для осуществления менеджмента процесса преподавания и изучения дисциплин с ориентацией на качество перед каждым преподавателем стоит задача по созданию СМК изучения дисциплины и постоянному улучшению этой системы. СМК должна опираться на определенную систему взглядов (принципы и философию TQM), инструменты и методы менеджмента качества.

В ходе создания СМК процесса изучения дисциплины необходимо решить ряд специфичных задач, опирающихся на принципы менеджмента качества и связанных с реализацией в СМК процессного подхода.

1.         Сформулировать конкретное представление о том, что понимать под качеством изучения дисциплины. Для этого необходимо определить требования (потребности и ожидания) потребителей, а также других заинтересованных сторон.

2.         Определить цели системы в области качества и политику (базовые принципы и методы) их достижения.

3.         Определить процессы, необходимые для результативного и эффективного взаимодействия между преподавателем и студентами и, наоборот, между студентами и преподавателем. Это означает, что нужно:

-          разработать процессы, необходимые для достижения целей в области качества, распределить ответственность между участниками процессов;

-          определить ресурсы, потребные для достижения целей в области качества и обеспечить ими соответствующие процессы;

-          разработать методы для измерения результативности и эффективности процессов. Это означает, что цели в области качества должны быть переведены в систему показателей, позволяющих отслеживать процесс достижения целей, а показатели должны быть трансформированы в измеримые характеристики качества, которые могут быть измерены в ходе работ по изучению дисциплины. Для каждой измеряемой характеристики должны быть установлены критерии качества, определяющие достижение целей;

-          разработать и применять процесс мониторинга достижения целей на основе измерения характеристик и сопоставления их с критериями качества;

-          определить средства, необходимые как для устранения возникающих несоответствий, так и для их предупреждения, а также средства для устранения причин возникающих несоответствий.

4.         Систему нужно документировать. Это означает, что все перечисленное должно быть представлено в виде документации СМК. Документация отражает принятую модель СМК, помогает понять ее смысл, способствует изучению и использованию СМК. Способ документирования СМК дисциплины — это формирование Учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) с набором документов, ориентированных на СМК.

5.         Необходимо обучить работе в СМК преподавателя и студентов. Это означает:

-          что преподаватель должен результативно и эффективно обучать студентов, вырабатывая знания и умения, необходимые для выполнения требований процесса изучения дисциплины; вести мониторинг, анализ и оценку характеристик качества процесса, применять действия, как по устранению возникающих несоответствий, так и по устранению причин, их вызывающих;

-          что студент должен научиться результативно и эффективно выполнять требования процесса изучения дисциплины, выполнять эти требования на основе принципа, «правильно и точно в срок», демонстрируя тем самым свои знания и умения в предметной области дисциплины.

6.         Нужно мотивировать и преподавателя и студента работать в СМК процесса изучения дисциплины. Эту задачу решает среда, создаваемая руководством вуза для работы преподавателя, и среда, которую создает преподаватель, работая и взаимодействуя со студентами.

Важно отметить, что по каждому из реализуемых процессов, должен осуществляться менеджмент процесса, который в типовой модели интерпретируется как 1) планирование качества процесса, 2) управление качеством процесса, 3) обеспечение качества процесса, 4) улучшение качества процесса, 5) оценка качества процесса [1].

Реализация процессов кафедры должна сопровождаться деятельностью по измерению, анализу и улучшению, т. е. должны осуществляться мониторинг, измерение и анализ процессов, управление несоответствиями и улучшение процессов.

Применение идей и методов менеджмента качества (в том числе процессного управления) для организации учебных занятий со студентами дает преподавателю следующие преимущества [3]:

-          превращает учебный процесс в современную систему, ориентированную на качество, т. е. ориентированную на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон;

-          позволяет решать учебные задачи с минимальными затратами ресурсов, обеспечивая требуемое качество и высокую производительность труда;

-          деятельность преподавателя автоматически встраивается в систему качества вуза, становится понятной, прозрачной и стандартизованной в плане организации процесса изучения дисциплины;

-          дает документальное подтверждение уровня организации учебного процесса, его осуществления и достигнутых результатов;

-          предоставляет возможность принятия решений на основе фактов, полученных в ходе мониторинга процесса изучения дисциплины студентами;

-          предоставляет возможность реализации и документирования обратной связи с обучающимися;

-          указывает преподавателю направления совершенствования осуществляемого им учебного процесса.

В мировой практике системы реализующие функции процессного управления получили название системы управления бизнес-процессами — Business Process Management System (BPMS).

Типовая система управления бизнес-процессами вуза должна обеспечивать:

-          размещение основных элементов системы на защищенном сервере;

-          реализацию клиент-серверной модели выполнения процессов;

-          тесную интеграцию программного обеспечения и документальных материалов на основе создания единой документно-ориентированной базы данных;

-          ведение автоматизированного документооборота;

-          использование цифровой подписи документов;

-          графическое представление и редактирование организационной структуры вуза и реализуемых процессов;

-          распределение заданий между исполнителями с указанием объема работ и срока их исполнения;

-          автоматическое оповещение и возможность контроля руководителем как реализации процесса в целом, так и выполнения задач подчиненными;

-          задание метрик и ключевых показателей для процессов и исполнителей (на основе СМК);

-          накопление статистической информации и формирование итоговых отчетов по каждому процессу, каждой задаче в рамках процесса и по каждому исполнителю в рамках задачи.

Всем указанным требованиям соответствует система «ELMA», разрабатываемая компанией «EleWise» с использованием современного графического языка моделирования бизнес-процессов — Business Process Management Notation (BPMN).

Таким образом, совершенствование управления образовательным процессом в вузе возможно на основе разработки и внедрения автоматизированной системы управления бизнес-процессами, реализующей процессный подход и систему менеджмента качества. Использование предлагаемой системы способствует достижению высокого уровня профессионализма и компетентности выпускников вузов.

Литература:

1.         Азарьева, В. В. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения / В. В. Азарьева [и др.]. — СПб.: ПИФ.сот, 2007. — 408 с.

2.         ГОСТ Р ИСО 9001–2008. Системы менеджмента качества. Требования. Взамен ГОСТ Р ИСО 9001–2001. — М.: Стандартинформ, 2009. — 30 с.

3.         Солонин, С. И. Менеджмент качества образовательной услуги: учебное пособие для системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. — Екатеринбург.: УГТУ-УПИ, 2010. — 190 с.

Основные термины (генерируются автоматически): TQM, область качества, процесс, достижение целей, метод менеджмента качества, преподаватель, студент, учебный процесс, образовательный процесс, типовая модель.


Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество, образовательная...

Управление качеством образовательного процесса...

На сегодняшний день концепция качества образования только складывается: определяются подходы, разрабатываются его критерии и показатели, исследуются различные аспекты качества. Термин «образование», в педагогике трактуется очень обширно и неопределенно.

Процессный подход в менеджменте качества образования в вузе

Целью менеджмента качества обучения и образования в вузе является совершенствование качества образовательного процесса и совершенствование системы управления качеством работы преподавателя в системе преподаватель-студент.

Инновационные механизмы управления качеством...

Оценка качества обучения — диагностика образовательного процесса с целью внесения при необходимости корректировочных элементов в обучение, укрепление взаимосвязи между обучающими учреждениями и организациями...

Управление качеством образовательного процесса в школе...

Под управлением качеством С. Ю. Трапицын понимает целенаправленную, комплексную и скоординированную деятельность руководящего состава, преподавателей и обучающихся по реализации воздействия на образовательный процесс в целях достижения его целей.

Менеджер учебно-познавательного процессаучитель...

Объект исследования: управление образовательным процессом.

Менеджмент — от англ. managementуправление, руководство.

Процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения...

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Total Quality Management, TQM). TQM — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов. ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и...

Концептуальные основы управления качеством педагогического...

Ключевые слова:концепция, синергетика, квалиметрия, системный подход, структура, управление, качество образования, объект управления, субъект управления, учебный процесс.

Подходы к повышению качества педагогического образования

В чем же состоит качественный учебный процесс? Ответ на этот вопрос представляется многогранным: для учащихся на первом плане находится интерес к изучаемому предмету; формам и методам обучения; человеку, который ведет занятие; содержанию занятия.

Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество, образовательная...

Управление качеством образовательного процесса...

На сегодняшний день концепция качества образования только складывается: определяются подходы, разрабатываются его критерии и показатели, исследуются различные аспекты качества. Термин «образование», в педагогике трактуется очень обширно и неопределенно.

Процессный подход в менеджменте качества образования в вузе

Целью менеджмента качества обучения и образования в вузе является совершенствование качества образовательного процесса и совершенствование системы управления качеством работы преподавателя в системе преподаватель-студент.

Инновационные механизмы управления качеством...

Оценка качества обучения — диагностика образовательного процесса с целью внесения при необходимости корректировочных элементов в обучение, укрепление взаимосвязи между обучающими учреждениями и организациями...

Управление качеством образовательного процесса в школе...

Под управлением качеством С. Ю. Трапицын понимает целенаправленную, комплексную и скоординированную деятельность руководящего состава, преподавателей и обучающихся по реализации воздействия на образовательный процесс в целях достижения его целей.

Менеджер учебно-познавательного процессаучитель...

Объект исследования: управление образовательным процессом.

Менеджмент — от англ. managementуправление, руководство.

Процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения...

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Total Quality Management, TQM). TQM — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов. ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и...

Концептуальные основы управления качеством педагогического...

Ключевые слова:концепция, синергетика, квалиметрия, системный подход, структура, управление, качество образования, объект управления, субъект управления, учебный процесс.

Подходы к повышению качества педагогического образования

В чем же состоит качественный учебный процесс? Ответ на этот вопрос представляется многогранным: для учащихся на первом плане находится интерес к изучаемому предмету; формам и методам обучения; человеку, который ведет занятие; содержанию занятия.

Задать вопрос