Организация внеурочной деятельности в основном общем образовании с использованием элементов технологии предметно-языкового интегрированного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 28.07.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Вишнякова, О. В. Организация внеурочной деятельности в основном общем образовании с использованием элементов технологии предметно-языкового интегрированного обучения / О. В. Вишнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 147-151. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116872/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается важность внеурочной деятельности обучающихся, анализируется возможность применения технологии предметно-языкового интегрированного обучения. Приводится пример внеурочного занятия по английскому языку с применением элементов технологии CLIL.

Ключевые слова: иностранный язык, внеурочная деятельность, технология предметно-языкового интегрированного обучения CLIL, монологическая речь.

Внеурочная деятельность занимает важное место в учебно-воспитательном процессе и служит одной из форм организации свободного времени учащихся. Эффективно структурированная система внеурочной работы создаёт условия, способствующие максимальному развитию и формированию познавательных способностей каждого ученика. Основное направление внеурочной деятельности заключается в развитии личностных и метапредметных результатов, а уже затем — в достижении предметных результатов. [2, с.6]

Внеурочная деятельность представляет собой вид активности, который осуществляется за пределами учебного процесса и ориентирован на развитие личностных качеств, интересов и способностей учащихся. Такие занятия могут принимать различные формы, включая кружки, секции, клубы, экскурсии, проекты, конкурсы и олимпиады. Основная цель внеурочной деятельности заключается в создании условий, способствующих развитию личности ребенка, его самоопределению и самореализации. [1, C.4]

В современных реалиях необходимо вовлекать обучающихся в исследовательские проекты, творческие занятия и иные мероприятия, которые позволят им приобрести навыки изобретательства, понимания и освоения нового, сформировать открытость и способность выражать собственные мысли, умение принимать решения и оказывать помощь друг другу, осознавать свои возможности.

Структура внеурочной деятельности должна существенно отличаться от традиционной системы учебных занятий, при этом есть необходимость сохранить связующее звено между внеурочным занятием и уроком. Внеурочные мероприятия могут проводиться в различных форматах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, викторины, а также поисковые и научные исследования.

На сегодняшний день феномен внеурочной деятельности широко изучен как зарубежными учеными (Д.Дьюи, М.Монтессори, Ж.Пиаже, Р.Штайнер), так и отечественными (А. С. Макаренко, В. И. Казаренков, Н. А. Бердяев, Д. Б. Григорьев и др.), в связи с этим для развития внеурочной деятельности в образовательных учреждениях появляются необходимые условия.

В соответствии с ФГОС, при планировании внеурочных занятий учителям рекомендуется применять широкий спектр технологий и методов обучения, в представленной статье будет рассматриваться применение технологии предметно-языкового интегрированного обучения CLIL, как наиболее подходящей для решения коммуникативной задачи — развитие навыка монологической речи. [4, с.19]

Использование двух языков в качестве средства обучения предметному содержанию было описано в западной теории еще в 1970-х годах такими учеными, как Т. Андерсен и М. Боер [7, с. 21]. В начале 1990-х годов в зарубежной практике в рамках билингвального обучения формируется теория предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) [6, с. 19]. Систематическое применение технологий CLIL началось на рубеже XX-XXI веков, а широкое распространение — в 2010-х годах в связи с идеей интеграции иностранного языка и профильных дисциплин. В этот период получили развитие концепции билингвального предметного обучения (Л. Л. Салехова, А. Г. Ширин) [5, с. 17], профессионально ориентированного обучения (Д. Л. Матухин) и предметно-языкового интегрированного обучения (Н. И. Алмазова, Т. А. Баранова, Л. П. Халяпина).

Технология предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) приобретает все большую популярность в России. Этот термин был введен Дэвидом Маршем в 1994 году, когда билингвальное обучение уже активно развивалось по всему миру. Основная цель данного подхода заключается не только в изучении иностранного языка, но и в освоении других учебных предметов на этом языке. С введением ФГОС нового поколения интегрированное обучение в России достигло нового уровня. К числу преимуществ технологии CLIL можно отнести важные принципы, такие как языковая компетентность, межпредметные связи и готовность к обучению и применению полученных знаний, что, безусловно, способствует повышению жизненной мотивации и стремления к успеху.

Технология предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) обладает уникальными характеристиками. Учебные дисциплины изучаются на иностранном языке, при этом перед преподавателем стоят две основные задачи: обеспечить учащимся или студентам получение новых знаний по предмету и одновременно способствовать изучению самого иностранного языка на уровне профессионального общения

Рассмотрим пример применения технологии CLIL на внеурочном занятии по иностранному языку, где интегрируемым предметом является изобразительное искусство, в 7 классе общеобразовательной школы с учебно-методическим комплектом «Spotlight 7». Это занятие завершает серию предметно-интегрированных уроков под названием “The Greatest Artist: Vincent van Gogh”. Важно отметить, что в рамках технологии предметно-языкового интегрированного обучения переход на родной язык не допускается; все взаимодействие между учащимися и преподавателем осуществляется исключительно на иностранном языке.

Серия включает три внеурочных занятия, каждое из которых направлено на развитие навыков смыслового чтения (первые два занятия) и монологической речи (третье занятие).

Первое занятие посвящено истории изобразительного искусства второй половины XIX века.

Второе занятие знакомит учащихся с биографией Винсента Ван Гога.

Третье занятие, завершающее серию, включает изучение картин Ван Гога.

Цель последнего занятия заключается в закреплении навыков монологической речи. Задачи занятия включают ознакомление с картинами В.Ван Гога и их аннотациями, интеграцию и осмысление ранее изученной информации, преодоление лексических трудностей и выполнение заданий на всех этапах работы.

Для создания благоприятной рабочей атмосферы и настроя обучающимся предлагается поработать над ассоциациями. На интерактивной доске в центре размещается картина В.Ван Гога «Starry Night Over the Rhône» (приложение 1), обучающимся необходимо на подготовленной преподавателем карточке — пятиконечной звезде, выписать 5 ассоциаций, которые вызывает эта картина (могут быть использованы следующие части речи: существительное и прилагательное). (приложение 2)

Для снижения лексического напряжения при анализе картин применяется техника Scaffolding, которая позволяет учащимся осваивать значение слов без обращения к русскоязычному переводу. Это является важным условием для эффективного использования элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения.

Word

Definition

1) Capture

a) to respect somebody for what they have done or to respect their qualities

2) Admired

b) the distance from the top or surface to the bottom of something; a particular distance down from the surface of something

3) Vibrant

c) the knowledge and skill that you have gained through doing something for a period of time; the process of gaining this

4) Depth

d) full of life and energy

5) Experience

e) to catch a person or an animal and keep them as a prisoner or shut them in a space that they cannot escape from

Обучающимся предлагается совершить путешествие в музей В.Ван Гога и перейти в раздел “Colour a masterpiece” (https://www.vangoghmuseum.nl/en/art-and-stories/children#colour-a-masterpiece), каждый обучающийся выбирает свой рисунок из всей коллекции, преподаватель распечатывает рисунок. Необходимо раскрасить рисунок, затем, используя конструкцию In this picture I can see… описать картинку, обращая внимания на предметы и цвета.

Работа с текстом. Обучающимся необходимо внимательно прочитать текст, задание может быть выполнено в любом удобном формате (парно, индивидуально) и ответить на вопросы. Ответы на вопросы обсуждаются вместе с преподавателем.

Vincent Van Gogh's painting «Starry Night Over the Rhône» is a beautiful work of art that captures the beauty of the night sky and the reflections of stars on the water. Created in 1888, this painting is one of Van Gogh's most famous pieces and is often admired for its vibrant colors and emotional depth.

Description of the Painting

In «Starry Night Over the Rhône», Van Gogh depicts a scene by the Rhône River in Arles, France. The painting shows a clear night sky filled with bright stars, and the moon shines brightly above the river. The water reflects the light of the stars and the moon, creating a magical effect.

On the shore, there are a few small boats and silhouettes of people, which add life to the scene. The colors used in the painting are mainly blues and yellows, which create a contrast that makes the stars and the moon stand out. The brushstrokes are bold and expressive, typical of Van Gogh's style.

The Mood of the Painting

The mood of «Starry Night Over the Rhône» is calm and peaceful. The bright stars and the gentle ripples of the water create a sense of tranquility. Van Gogh often painted at night, and this painting reflects his fascination with the beauty of the night sky.

Van Gogh's Inspiration

Van Gogh was inspired by the natural beauty around him and often painted landscapes and scenes from his life. During his time in Arles, he was particularly inspired by the colors of the sky and the light of the stars. He believed that the night could be just as beautiful as the day, and he wanted to capture that beauty in his art.

Conclusion

«Starry Night Over the Rhône» is not just a painting; it is a window into Van Gogh's emotions and thoughts. Through his use of color and light, he invites us to experience the beauty of the night and to feel the peace that it can bring. This painting remains a beloved work of art, admired by many for its beauty and emotional impact.

1) What is the title of Vincent Van Gogh's famous painting?

2) Where is the scene depicted in «Starry Night Over the Rhône» located?

3) How does Van Gogh create a magical effect in the painting?

4) What colours are predominantly used in the painting, and why do they make the stars and moon stand out?

Для перехода к монологической речи важно обсудить с обучающимися, какие речевые конструкции можно использовать при описании картин. Одним из подходящих вариантов являются конструкции, которые помогут не только описать, что изображено на картине, её формы и цвета, но и выразить личное мнение и чувства, которые она вызывает при просмотре. Это обсуждение можно провести на примере уже изученной картины «Звездная ночь над Роной»

a) the subject of painting (what is depicted in it)

b) the composition (how space is arranged and the colours)

c) the details

d) the impression made by the picture

В качестве завершающего упражнения занятия предлагается задание «Opinions». Обучающимся представлено 4 мнения о картине, необходимо их изучить и сделать небольшое высказывание, с какими аспектами или мнениями согласен или нет.

Opera Снимок_2024-07-24_185531_app.twee.com.png

Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое воспитательное и развивающее значение. Занятия такого типа не только углубляют и расширяют познания иностранного языка и интегрируемого предмета, но и способствует развитию познавательной и творческой активности обучающихся.

Приложение 1

unnamed.jpg

Приложение 2

Vincent_van_Gogh_-_Starry_Night_-_Google_Art_Project.jpg

Литература:

  1. Астахова Н. И., Гиенко Л. Н. Технология внеурочной деятельности обучающихся//учебное пособие.-Барнаул: АлтГПУ, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/39WHYH (дата обращения: 24.07.2024)
  2. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения//учебное пособие М: ТетраСистемс, 2013г, 224 с.
  3. Салехова Л. Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе: дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. Казань, 2008. 447 с
  4. ФГОС Основное общее образование / М-во образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 25.07.2024)
  5. Ширин А. Г. Билингвальное образование в отечественной и зарубежной педагогике: диссертация д-ра пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2007. 339 с
  6. Coyle D., Hood P., Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge University Press, 2010. 173 p
  7. May S. Bilingual/Immersion Education: What the research tells us // Encyclopedia of Language and Education. Ed. by J. Cummins, N. Hornberger. Springer Science + Business Media LLC., 2008. P. 19–34.
Основные термины (генерируются автоматически): CLIL, внеурочная деятельность, предметно-языковое интегрированное обучение, иностранный язык, монологическая речь, занятие, внеурочное занятие, XX-XXI, изобразительное искусство, Россия.


Ключевые слова

иностранный язык, внеурочная деятельность, монологическая речь, технология предметно-языкового интегрированного обучения CLIL

Похожие статьи

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении географии, английскому языку, информатике и ИКТ

Данная статья затрагивает актуальные вопросы методики преподавания английского языка, географии, информатики и ИКТ, реализации ФГОС, важности интегрированных уроков, также приведена классификация технологий: Технология объяснительно — иллюстративного...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения

В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...

Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения

В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...

Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников в рамках внеурочной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык»; раскрывается понятие эмоционально-нравственной отзывчивости, указываются во...

Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком на этапе начального общего образования

Автором статьи изучается понятие говорения на иностранном языке, а также обосновывается актуальность и необходимость данных умений и навыков для учащихся начального общего образования. В настоящей статье автором проводится исследование возможностей и...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО)

В данной статье проиллюстрировано практическое применение контекстного обучения в системе среднего профессионального образования на примере специальности 15.02.05. Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании. Рассмотрены к...

Обучение коммуникации на английском языке студентов юридического профиля

В статье рассматривается один из аспектов обучения будущих юристов: развитие коммуникативных умений студентов в рамках предмета «Деловой иностранный язык в сфере юриспруденции». Предлагаются примерные направления языковой деятельности, целесообразные...

Внеклассная работа по английскому языку как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка учащихся средней школы

В статье автор работы проводит исследование таких понятий, как внеклассная работа, мотивация при изучении иностранного языка. В статье представлены результаты проведенного анкетирования обучающихся с целью выявления преобладающего вида мотивации и да...

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...

Похожие статьи

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении географии, английскому языку, информатике и ИКТ

Данная статья затрагивает актуальные вопросы методики преподавания английского языка, географии, информатики и ИКТ, реализации ФГОС, важности интегрированных уроков, также приведена классификация технологий: Технология объяснительно — иллюстративного...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения

В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...

Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения

В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...

Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников в рамках внеурочной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык»; раскрывается понятие эмоционально-нравственной отзывчивости, указываются во...

Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком на этапе начального общего образования

Автором статьи изучается понятие говорения на иностранном языке, а также обосновывается актуальность и необходимость данных умений и навыков для учащихся начального общего образования. В настоящей статье автором проводится исследование возможностей и...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО)

В данной статье проиллюстрировано практическое применение контекстного обучения в системе среднего профессионального образования на примере специальности 15.02.05. Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании. Рассмотрены к...

Обучение коммуникации на английском языке студентов юридического профиля

В статье рассматривается один из аспектов обучения будущих юристов: развитие коммуникативных умений студентов в рамках предмета «Деловой иностранный язык в сфере юриспруденции». Предлагаются примерные направления языковой деятельности, целесообразные...

Внеклассная работа по английскому языку как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка учащихся средней школы

В статье автор работы проводит исследование таких понятий, как внеклассная работа, мотивация при изучении иностранного языка. В статье представлены результаты проведенного анкетирования обучающихся с целью выявления преобладающего вида мотивации и да...

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...

Задать вопрос