Применение виртуальной реальности для обучения в медицинской сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №29 (528) июль 2024 г.

Дата публикации: 20.07.2024

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Переладов, И. К. Применение виртуальной реальности для обучения в медицинской сфере / И. К. Переладов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/archive/528/116756/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье будет рассмотрено применение виртуальной реальности (VR) в медицинском обучении, включая её преимущества, текущие достижения и перспективы дальнейшего развития. Кроме того, будет проанализировано, как VR может способствовать улучшению качества медицинской подготовки, сокращению числа ошибок и повышению уровня безопасности пациентов.

Ключевые слова: виртуальная реальность, медицинские технологии, медицинское обучение.

Современные технологии стремительно трансформируют различные сферы жизни, и медицинское образование не является исключением. Одной из наиболее перспективных инноваций в этой области является виртуальная реальность (VR). Виртуальная реальность предоставляет уникальные возможности для моделирования сложных медицинских сценариев, создания интерактивных обучающих программ и развития практических навыков у студентов-медиков и профессионалов.

Применение виртуальной реальности (VR) в медицинском обучении обладает рядом значительных преимуществ. Во-первых, VR позволяет создавать реалистичные и безопасные условия для отработки различных медицинских процедур и манипуляций. Студенты и специалисты могут многократно тренироваться, оттачивая свои навыки без риска для пациентов. Во-вторых, VR предоставляет возможность моделирования редких и сложных клинических сценариев, которые могут быть труднодоступны в реальной практике, тем самым расширяя спектр подготовленных к встрече с реальностью врачей. Третьим важным преимуществом является повышение уровня вовлеченности и мотивации обучающихся. Интерактивные и погружающие элементы VR делают процесс обучения более интересным и увлекательным, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, VR-технологии позволяют персонализировать образовательный процесс, адаптируя его под индивидуальные потребности и уровень подготовки каждого студента. Наконец, виртуальная реальность способствует развитию навыков командной работы и коммуникации, что крайне важно для медицинских специалистов, работающих в условиях многопрофильных команд. В итоге, использование VR в медицинском образовании не только улучшает качество подготовки будущих врачей, но и способствует общему повышению уровня медицинской помощи.

В настоящее время в области виртуальной реальности для медицинского обучения наблюдается активное развитие новых технологий и подходов, которые расширяют возможности для тренировки и подготовки медицинских специалистов. Современные разработки включают улучшенные симуляции с высокой степенью реализма, интерактивные сценарии, адаптивные обучающие системы и интеграцию с другими передовыми технологиями. Рассмотрим проекты, которые уже используются для обучения медицинских работников.

Osso VR — это одна из ведущих платформ, использующих виртуальную реальность для медицинского обучения и тренировки хирургов. Одним из ключевых преимуществ Osso VR является его способность создавать гиперреалистичные симуляции хирургических процедур. Платформа использует передовые графические технологии и точные анимации, чтобы обеспечить погружение пользователя в виртуальную операционную. Это позволяет врачам и студентам-медикам отрабатывать навыки в условиях, максимально приближенных к реальным, без риска для пациентов. Osso VR предлагает широкий спектр обучающих модулей, охватывающих различные хирургические специальности и процедуры, от ортопедии до кардиохирургии. Каждый модуль разработан в сотрудничестве с экспертами в соответствующих областях, что гарантирует высокое качество контента и его соответствие современным медицинским стандартам. Еще одним важным аспектом Osso VR является возможность объективной оценки прогресса пользователей. Платформа включает инструменты для мониторинга и анализа выполненных процедур, предоставляя подробные отчеты о навыках и эффективности каждого пользователя. Это позволяет не только отслеживать индивидуальный прогресс, но и выявлять области, требующие дополнительного внимания и тренировки. Osso VR активно используется в медицинских учебных заведениях, больницах и исследовательских центрах по всему миру. Платформа также нашла применение в корпоративном секторе, где используется для обучения и сертификации медицинских работников различных уровней.

Osso VR

Рис. 1. Osso VR

SimX — это передовая платформа для виртуального медицинского обучения, которая сочетает в себе элементы индивидуального и командного тренинга. Участники, надев беспроводные VR-гарнитуры, такие как Oculus Quest2, погружаются в реалистичную среду, где они могут исследовать и лечить пациентов, взаимодействуя с ними в виртуальной реальности. Инструктор управляет сценарием с помощью ПК, следя за действиями участников и корректируя сценарий по мере необходимости. Одной из ключевых особенностей SimX является возможность тренироваться как в одном помещении, так и удаленно. Платформа работает в облаке, что позволяет инструкторам и участникам проводить занятия из любых мест в любое время, обеспечивая гибкость и доступность тренинга. SimX предлагает более 300 медицинских процедур и вмешательств на уровнях BLS, ILS и ALS. Уникальность платформы заключается в высокой степени реалистичности как в изображении исследований и вмешательств, так и в поведении виртуальных пациентов. Их состояния здоровья моделируются с учетом времени и проведенных вмешательств, что делает каждое взаимодействие уникальным. Кроме того, SimX поставляется с виртуальным манекеном SimX Virtual Mannequin, который позволяет инструктору настраивать состояние здоровья пациента для более точного моделирования различных сценариев. По завершении тренировки инструкторы получают детализированные отчеты, которые включают последовательность действий каждого участника. Эти отчеты помогают в оценке выполнения «критических действий» и формировании итоговых баллов, что позволяет точно отслеживать прогресс и результаты обучения.

SimX

Рис. 2. SimX

Перспективы развития виртуальной реальности (VR) в медицинском обучении обещают значительные преобразования. В ближайшие годы ожидается углубленная интеграция искусственного интеллекта (AI), что позволит создавать персонализированные и адаптивные обучающие программы. Развивающиеся графические технологии и улучшенное аппаратное обеспечение сделают симуляции более реалистичными и интерактивными. Интеграция с дополненной реальностью (AR) позволит создать гибридные сценарии, где виртуальные элементы будут наложены на реальные объекты. Более совершенные инструменты для оценки и обратной связи улучшат мониторинг и анализ обучения, а VR-технологии будут поддерживать непрерывное обучение и повышение квалификации специалистов. Эти тренды указывают на огромный потенциал VR для улучшения медицинского образования и качества медицинской помощи.

Несмотря на значительные преимущества виртуальной реальности (VR) в медицинском обучении, существует ряд недостатков и ограничений, которые следует учитывать. Во-первых, стоимость и доступность оборудования. Современные VR-системы требуют специализированного и зачастую дорогостоящего оборудования, включая шлемы виртуальной реальности и высокопроизводительные компьютеры. Это может быть проблемой для образовательных учреждений и медицинских учреждений с ограниченным бюджетом. Во-вторых, необходимость технического обслуживания и обновлений. Для поддержания эффективной работы VR-систем требуется регулярное техническое обслуживание и обновление программного обеспечения. Это может быть затратно и потребовать дополнительных ресурсов, что может создать трудности для некоторых организаций. В-третьих, ограниченный реализм некоторых симуляций. Несмотря на значительные достижения в создании реалистичных симуляций, VR не всегда может полностью воспроизвести все аспекты реальной медицинской практики, включая тактильные ощущения и сложные межличностные взаимодействия. Это может ограничивать эффективность обучения в определенных случаях.

Виртуальная реальность (VR) может существенно улучшить качество медицинской подготовки, снизить количество ошибок и повысить безопасность пациентов. Она позволяет создавать реалистичные симуляции, где врачи могут многократно отрабатывать процедуры, повышая свою уверенность и навыки до реального взаимодействия с пациентами. VR также моделирует редкие и сложные клинические сценарии, расширяя опыт специалистов и снижая вероятность ошибок. Интерактивные системы VR предоставляют немедленную обратную связь и детализированные отчеты, что помогает быстро корректировать ошибки и улучшать технику. Платформы VR способствуют развитию командной работы и коммуникации, что улучшает координацию и принятие решений в экстренных ситуациях. Кроме того, VR поддерживает персонализированное обучение, что помогает устранять пробелы в знаниях и навыках. Непрерывное профессиональное развитие с использованием VR позволяет специалистам обновлять свои навыки в соответствии с новыми стандартами, поддерживая высокий уровень квалификации и повышая безопасность пациентов.

Литература:

  1. OSSO VR. — Текст: электронный // Healthy simulation: [сайт]. — URL: https://www.healthysimulation.com/medical-simulation/vendors/osso-vr/ (дата обращения: 07.07.2024).
  2. SimX. — Текст: электронный // Healthy simulation: [сайт]. — URL: https://www.healthysimulation.com/medical-simulation/vendors/simx/ (дата обращения: 10.07.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная реальность, медицинское обучение, медицинское образование, сценарий, ALS, BLS, ILS, командная работа, медицинская подготовка, медицинская помощь.


Ключевые слова

виртуальная реальность, медицинские технологии, медицинское обучение

Похожие статьи

Актуальность использования нейросетей в образовательных целях

Данная статья рассматривает применение нейросетей в образовательных целях. В статье описываются различные сферы образования, в которых можно использовать нейросети, такие как автоматизированная проверка заданий и тестов, персонализированное обучение,...

Использование мобильных технологий на уроках информатики

В статье рассматривается система методов обучения информатике в школе на основе применения мобильных устройств. Использование мобильных технологий позволяет сделать процесс обучения более интерактивным, увлекательным и доступным для учеников, а также...

Использование QR-технологии в учебном процессе на уроках биологии и химии

В данной статье автором подробно описано рациональное использование QR-технологии на уроках биологии и химии. Также были раскрыты актуальность исследуемой темы, преимущества и достоинства QR-кодов в образовательном процессе, их создание и внедрение.

Опыт внедрения инновационных и цифровых технологий в индустрию питания

В данной статье рассматривается специфика использования современных тенденций в пищевой промышленности и гостиничном бизнесе. В ней исследуется процесс возникновения инновационных технологий и опыт их внедрения в различные области деятельности. Особ...

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Перспективы применения инновационных технологий в управлении персоналом

В статье рассматриваются основные технологические достижения современности как эффективный инструмент управления персоналом, исследуются конкретные примеры использования этих достижений компаниями.

Эффективность применения технологии виртуальной реальности в обучении физике: перспективы, вызовы и потенциал для улучшения образовательного процесса

В данной статье анализируется потенциал применения технологии виртуальной реальности (VR) в контексте обучения физике на уроках. Рассматриваются результаты ряда исследований, посвященных оценке эффективности использования VR в образовательном процесс...

Безопасность в логистике

В данной статье будет рассмотрена интеграция в логистике, ее особенности, и все протекающие процессы, связанные с ней, в том числе функциональный цикл и управление риском, что в свою очередь покажет важность роли безопасности как в интегрированной ло...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Опыт внедрения дистанционного обучения в торговой компании

В статье обсуждается эффективность внедрения дистанционного обучения персонала на примере современной торговой организации. Его существенное значение для развития компетенций персонала. Рассматриваются практические этапы внедрения системы дистанционн...

Похожие статьи

Актуальность использования нейросетей в образовательных целях

Данная статья рассматривает применение нейросетей в образовательных целях. В статье описываются различные сферы образования, в которых можно использовать нейросети, такие как автоматизированная проверка заданий и тестов, персонализированное обучение,...

Использование мобильных технологий на уроках информатики

В статье рассматривается система методов обучения информатике в школе на основе применения мобильных устройств. Использование мобильных технологий позволяет сделать процесс обучения более интерактивным, увлекательным и доступным для учеников, а также...

Использование QR-технологии в учебном процессе на уроках биологии и химии

В данной статье автором подробно описано рациональное использование QR-технологии на уроках биологии и химии. Также были раскрыты актуальность исследуемой темы, преимущества и достоинства QR-кодов в образовательном процессе, их создание и внедрение.

Опыт внедрения инновационных и цифровых технологий в индустрию питания

В данной статье рассматривается специфика использования современных тенденций в пищевой промышленности и гостиничном бизнесе. В ней исследуется процесс возникновения инновационных технологий и опыт их внедрения в различные области деятельности. Особ...

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Перспективы применения инновационных технологий в управлении персоналом

В статье рассматриваются основные технологические достижения современности как эффективный инструмент управления персоналом, исследуются конкретные примеры использования этих достижений компаниями.

Эффективность применения технологии виртуальной реальности в обучении физике: перспективы, вызовы и потенциал для улучшения образовательного процесса

В данной статье анализируется потенциал применения технологии виртуальной реальности (VR) в контексте обучения физике на уроках. Рассматриваются результаты ряда исследований, посвященных оценке эффективности использования VR в образовательном процесс...

Безопасность в логистике

В данной статье будет рассмотрена интеграция в логистике, ее особенности, и все протекающие процессы, связанные с ней, в том числе функциональный цикл и управление риском, что в свою очередь покажет важность роли безопасности как в интегрированной ло...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Опыт внедрения дистанционного обучения в торговой компании

В статье обсуждается эффективность внедрения дистанционного обучения персонала на примере современной торговой организации. Его существенное значение для развития компетенций персонала. Рассматриваются практические этапы внедрения системы дистанционн...

Задать вопрос