Использование виртуальной и дополненной реальности в образовательных системах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование виртуальной и дополненной реальности в образовательных системах / Т. Х. Розметов, К. Н. Ишангулыев, Г. К. Гаррыев [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119639/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются современные подходы к использованию виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в образовательных системах. Анализируются ключевые преимущества, такие как интерактивность и персонализация обучения, а также ограничения и вызовы, связанные с внедрением этих технологий. Особое внимание уделено примерам применения VR/AR в обучении техническим навыкам, медицине и школьной программе, а также вопросам доступности и адаптации контента под различные образовательные потребности.

Введение

Современные технологии продолжают трансформировать образовательные процессы, делая их более интерактивными и эффективными. Одним из самых инновационных направлений стала интеграция технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). Эти технологии позволяют создавать уникальные учебные среды, которые раньше были недоступны из-за географических, финансовых или технологических ограничений. Данная статья посвящена анализу возможностей и вызовов, связанных с использованием VR/AR в образовательных системах.

Что такое VR/AR?

Виртуальная реальность (VR) представляет собой полностью искусственную среду, в которую пользователь погружается с помощью специальных устройств, таких как шлемы VR (например, Oculus Rift, HTC Vive).

Дополненная реальность (AR) накладывает цифровую информацию на реальные объекты, предоставляя интерактивный опыт. Примером может служить использование AR-приложений на смартфонах для визуализации 3D-объектов.

Обе технологии активно внедряются в образовательную сферу для повышения вовлеченности и эффективности обучения.

Преимущества использования VR/AR в образовании

  1. Интерактивность и вовлеченность

VR/AR-технологии создают среду, где учащиеся могут активно взаимодействовать с материалом. Например, виртуальные лаборатории позволяют проводить эксперименты без риска для здоровья и ресурсов.

  1. Персонализация обучения

Индивидуальные курсы и модули, адаптированные под уровень знаний ученика, становятся возможными благодаря интерактивным VR/AR-решениям.

  1. Доступность сложных концепций

Сложные для понимания темы, такие как строение молекул или исторические события, могут быть визуализированы в 3D-формате, что упрощает их изучение.

  1. Обучение через опыт

Технологии VR позволяют создавать симуляции, например, хирургических операций или работы сложного оборудования, что делает обучение более практическим.

Примеры применения VR/AR в образовании

  1. Медицина

VR используется для подготовки хирургов: симуляторы операций позволяют студентам отрабатывать навыки до работы с реальными пациентами. AR может накладывать анатомические структуры на тело пациента в режиме реального времени, помогая в обучении.

  1. Технические науки

Инженерные дисциплины используют VR/AR для проектирования и тестирования моделей. Студенты могут работать с виртуальными прототипами зданий, машин или электронных схем.

  1. Школьное образование

Исторические реконструкции, виртуальные экскурсии в музеи или путешествия по Солнечной системе в VR делают уроки более увлекательными и запоминающимися.

  1. Изучение языков

VR позволяет погрузиться в языковую среду, взаимодействуя с носителями языка в виртуальных городах и культурных пространствах.

Проблемы и вызовы

  1. Высокая стоимость оборудования

Для многих образовательных учреждений закупка VR/AR-устройств остается недоступной.

  1. Ограниченное количество качественного контента

Создание образовательных VR/AR-программ требует значительных ресурсов, что ограничивает разнообразие материалов.

  1. Эффективность использования

Технологии должны быть интегрированы в образовательный процесс таким образом, чтобы дополнить традиционные методы обучения, а не заменить их.

  1. Проблемы здоровья

Долгое использование VR-устройств может вызывать усталость глаз, головокружение и другие физиологические проблемы.

Заключение

Технологии VR/AR открывают новые горизонты для образования, позволяя создавать более динамичные, увлекательные и эффективные способы обучения. Однако их массовое внедрение требует решения вопросов доступности, разработки качественного контента и устранения технических ограничений. Сочетание традиционных методов обучения и современных технологий может стать ключом к формированию образовательной системы будущего.

Литература:

  1. Bailenson, J. (2018). Experience on Demand: What Virtual Reality Is, How It Works, and What It Can Do. Norton.
  2. Freina, L., & Ott, M. (2015). A literature review on immersive virtual reality in education. eLearning and Software for Education (eLSE).
  3. Craig, A. B. (2013).Understanding Augmented Reality: Concepts and Applications. Morgan Kaufmann.
  4. Gutiérrez-Maldonado, J. et al. (2016). Virtual Reality in Education: Improvements in Motivation and Learning Outcomes. Frontiers in Psychology.
  5. Jerald, J. (2015). The VR Book: Human-Centered Design for Virtual Reality. Association for Computing Machinery and Morgan & Claypool Publishers.
  6. Johnson, L., et al. (2016).Horizon Report: 2016 Higher Education Edition. The New Media Consortium.
  7. Mikropoulos, T. A., & Natsis, A. (2011). Educational virtual environments: A ten-year review of empirical research (1999–2009). Computers & Education, 56(3), 769–780.
  8. Dede, C. (2009). Immersive Interfaces for Engagement and Learning. Science, 323(5910), 66–69.
  9. Azuma, R. T. (1997). A Survey of Augmented Reality. Presence: Teleoperators and Virtual Environments, 6(4), 355–385.
  10. Slater, M., & Sanchez-Vives, M. V. (2016).Enhancing Our Lives with Immersive Virtual Reality. Frontiers in Robotics and AI.
Основные термины (генерируются автоматически): дополненная реальность, HTC, качественный контент, персонализация обучения, традиционный метод обучения.


Похожие статьи

Задать вопрос