Становление уличной японской моды харадзюку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 августа, печатный экземпляр отправим 14 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 13.07.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Данченко, А. А. Становление уличной японской моды харадзюку / А. А. Данченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — С. 28-34. — URL: https://moluch.ru/archive/527/116644/ (дата обращения: 27.07.2024).



Молодёжные субкультуры во все времена являлись частью развивающегося общества, и Япония в этом плане не стала исключением. Подобные объединения в разрастающиеся группы по интересам позволяли самым разным представителям молодёжи чувствовать себя как бы «своими», находясь среди единомышленников. В особенности стремление к самовыражению, протест против устаревших устоев и активное посещение страны восходящего солнца иностранцами привели к внедрению западной культуры в консервативно настроенное восточное общество и перевернули представление молодых японцев об их привычной жизни. Молодёжь почувствовала вкус свободы и чуть ли не впервые узнала, каково это — жить без чьих-либо ограничений и рамок.

Введение

Мода харадзюку представляет собой разнообразие стилей японской моды, которые возникли в районе Харадзюку в токийском коммерческом районе Сибуя. Этот район на протяжении длительного времени известен своей историей и славится как центр альтернативной моды в Японии. За десятилетия множество модных стилей и субкультур были созданы и развивались как внутри страны, так и за рубежом.

Цель данного исследования — проанализировать, как в такой закрытой и столетиями ранее изолированной от остального мира стране появились ни на что не похожие молодёжные течения, что именно послужило причиной для их формирования и как они продолжают развиваться в наше время. Сейчас Токио известен как центр моды, в котором можно найти буквально всё, и молодёжным streetwear-символом является район Харадзюку, начавший обретать популярность ещё в середине прошлого века.

Харадзюку сам по себе уже является своеобразной экосистемой с устоявшимися правилами и, можно сказать, требованиями для нахождения внутри. Я неслучайно выбрала этот район в качестве объекта данного исследования: Харадзюку состоит из целого скопления различных субкультур, существующих параллельно друг с другом уже больше сорока лет. Несмотря на особенное неприятие со стороны консервативно настроенных японцев, субкультуры внутри Харадзюку продолжают развиваться, постепенно исчезая или видоизменяясь и распространяясь уже далеко за пределы района. Самые известные стили Харадзюку зародились ещё в начале 1980-х — периода расцвета самых разных субкультур на Западе, когда японская молодёжь могла ориентироваться на бесчисленное множество различных эстетик и модных образов западных коллег по контркультурному цеху. Какое-то время спустя уже и уличные наряды Харадзюку начнут вдохновлять многих зарубежных модельеров.

Традиционное японское общество всегда негативно относилось к любым проявлениям западной культуры, в особенности к европейским стандартам красоты и моды. Не устраивало Японию и поведение, присущее представителям Запада: грубые и агрессивные иностранцы никак не могли быть близки уравновешенным и спокойным японцам. Несмотря на это, молодёжь уже в 20-х годах прошлого века стала вовсю интересоваться европейскими тенденциями и считала «западный» внешний вид моднее простого кимоно без дополнительных аксессуаров. Их привлекало всё, что ранее было попросту недоступно.

Начало интернациональной уличной моды Харадзюку восходит к послевоенному времени, когда квартал стал главной точкой культурного знакомства Японии с Западом. В 60–70-е в квартале были построены жилые комплексы для семей военных из США Вашингтон-Хайтс и Центральные Апартаменты Омотесандо, они располагались рядом: около парка Ёёги и главной улицы Омотесандо.

Это привело к росту и внедрению американской культуры и появлению новых окрестных магазинов, вроде Kiddy Land. Культура развивалась по мере того, как в Харадзюку появлялось все больше интернациональных компаний и брендов, что делало его самобытным и экзотическим по сравнению с другими районами Токио. Японские подростки с интересом наблюдали за новыми тенденциями, но также чувствовали мотивацию развивать собственное чувство моды из-за новообретенного западного вдохновения (рис. 1).

Магазин Kiddy Land. Алао Йокоги. 1974 // Магазин Kiddy Land на улице Омотесандо. 1977

Рис. 1. Магазин Kiddy Land. Алао Йокоги. 1974 // Магазин Kiddy Land на улице Омотесандо. 1977

В октябре 1978 года в Харадзюку на улице Омотесандо открылся крупный модный торговый центр Laforet. В нем было шесть этажей, первый этаж был заполнен магазинами одежды известных брендов, куда начали стекаться в поисках новых модных трендов подростки.

К концу 60-х семьи из Вашингтон-Хайтс переехали на другую базу. Так, в центре квартала освободилось место для открытия первых бутиков и кафе в Харадзюку. В Центральных Апартаментах тоже освобождались офисы, которые были доступными по цене, и молодые креативщики открывали свои ателье, чтобы продавать и развивать собственные модные проекты.

Экзотичность квартала Харадзюку привлекла молодых творцов из креативных индустрий, и они начали туда переезжать. Впоследствии они стали ядром модного квартала и заложили основу для кросс-культурных модных тенденций — это был один из аспектов, который со временем все больше определял Харадзюку. Их небольшая группа стала авангардом: они активно ездили заграницу, что дало им возможность приобрести знания о международной моде и связи. По возвращении они умело использовали эти ресурсы, чтобы дать своей растущей молодой аудитории в Японии представление о Лондоне или Париже, интегрировав в свой дизайн одежды зарубежные модные тенденции. Легендарные японские бренды с авангардным видением моды, такие как MILK, Comme des Garçons и Kansai Yamamoto также начинали свою творческую карьеру здесь.

На 1-м этаже Центральных Апартаментов Омотесандо располагалась легендарная кофейня «Леон», где каждое утро собирались фэшн-фотографы, владельцы модных брендов, дизайнеры и стилисты квартала Харадзюку, чтобы обсудить за чашкой кофе свои идеи и планы по работе.

В то время, как бутик Хитоми Ёкоямы MILK (открывшийся на первом этаже Центральных Апартаментов Омотесандо) предлагал вместе с продукцией собственного производства и отдельную импортную одежду, в конце 1970-х годов появились магазины, специализирующиеся исключительно на импорте товаров для моды и стиля жизни: на Кэт-стрит около улицы Омотесандо появились первые винтажные магазины, такие как Cream Soda (подпись на фотографии гласит, что они продают импортные американские рубашки) (рис. 2).

Вход в винтажный магазин Cream Soda в Харадзюку. 1970-е

Рис. 2. Вход в винтажный магазин Cream Soda в Харадзюку. 1970-е

Побывав в Лондоне, токийские молодые люди, открывающие новые магазины на улицах Харадзюку, привезли с собой дух панка и моду на винтажную западную одежду: Магазин Cream Soda Масаюки Ямазаки (превративший Харадзюку в район молодежной моды) перенял провокационный лозунг «Too Fast To Live, Too Young To Die» у названия бутика Вивьен Вествуд и Малкольма Макларена.

В 1970-х был запущен японские модные журналы An An и Non-No. Оба включали в себя специальные разделы, посвященные модным тенденциям и развивающимся брендам (как бутик Milk) в Харадзюку, чем популяризировали его образ среди молодежи как модного творческого квартала (рис. 3).

Выпуски журнала An An. 1980-е // Выпуски журнала Non-No. 1980-е

Рис. 3. Выпуски журнала An An. 1980-е // Выпуски журнала Non-No. 1980-е

Формированию новой уличной моды Харадзюку также способствовало закрытие по выходным центральных проезжих дорог для пеших прогулок — Харадзюку Хокотен, называемый «пешеходным раем», пересекал парк Ёёоги, включая часть Омотесандо. Он стал центром регулярных встреч среди молодых людей, предоставив им пространство для самовыражения и коммуникации, превратившись в городскую модную сцену. Магазины поблизости начали активно обслуживать молодых клиентов, которые развивали новую общность через эксперименты и самовыражение в одежде.

«В период с 1977 по 1998 год участок главной дороги в Харадзюку был закрыт для движения по воскресеньям, что делало его общественным местом, где собирались молодые люди, одетые в творчески подобранную одежду (зачастую ручной работы)»

— Юния Кавамура (профессор социологии в Технологическом институте моды, Нью-Йорк, США)

Бутик Takenoko, открывшийся в конце 70-х на улице Такешита Дори, обслуживал модные запросы одноименной танцевальной субкультуры (Такэноко-дзоку). В 70-х и 80-х годах толпы японской молодежи одевались в яркие шаровары и танцевали в парке Ёёоги во время перекрытия дорог каждое воскресенье. Их можно назвать первой молодежной модной субкульторой Харадзюку, которая не стеснялась самовыражаться через уличную моду.

Основанный в 1997 году фотографом Шоичи Аоки ежемесячный журнал FRUiTS был создан из желания документировать изменяющийся модный ландшафт того, как люди интерпретируют и выражают себя через альтернативные стили в одежде (рис. 4).

Девушки с улиц Харадзюку, вдохновившие Аоки на создание FRUiTS. Шоичи Аоки. 1997

Рис. 4. Девушки с улиц Харадзюку, вдохновившие Аоки на создание FRUiTS. Шоичи Аоки. 1997

Смелое сочетание цветов, комбинирование разных текстур, смешение брендовой одежды и вещей из винтажных сэконд-хендов, — все это образовало новый самобытный стиль подростков на улицах Харадзюку в конце 90-х и начале 00-х, который дошел до нас во многом благодаря, по сути, фотоколлекции Аоки (рис. 5).

Обложки первых выпусков журнала FRUITS. Шиочи Аоки. 1997–2000

Рис. 5. Обложки первых выпусков журнала FRUITS. Шиочи Аоки. 1997–2000

Упомянутая ранее Хокоша Тэнгоку, или «пешеходный рай», стал местом встречи фотографа Аоки и новой уличной моды в лице подростков. Его поразило то, как они внедряли традиционные японские предметы одежды — кимоно и сандалий сетта — в современный уличный гардероб: «Такой способ ношения кимоно невообразим. Она могла существовать только в этот период».

«Зарождался новый вид моды, но никто не понимал, насколько это важно. Я хотел продолжать снимать, пока все не поймут (насколько это важно)»

— фотограф Шиочи Аоки в интервью журналу Tokion, 2021

FRUITS можно назвать независимой медиа-площадкой Харадзюку, где редактор отдавал все пространство стильным образам молодежи и давал возможность рассказать о своих интересах в сфере моды. На каждом развороте к крупной фотографии прилагалось мини-интервью с историей модного образа, предпочтениях в стиле, какие марки носит персона или что их своей одежды он/она сделал_а самостоятельно в технике hand-made. На протяжении всего выпуска журнала поклонники моды и молодые токийцы стремились попасть в объектив Аоки, просто чтобы получить шанс попасть в следующий выпуск FRUiTS.

Влияние главной дизайнерки панк-моды Вивьен Вествуд на уличную моду Харадзюку можно проследить в ранних итерациях стиля Лолита, запечатленных Аоки. Последовательницы этого стиля часто дополняли свои образы сумками, шляпами и украшениями Vivienne Westwood. Мода Харадзюку долгое время рассматривалась как способ восстания против традиционного японского конформизма и однообразности, и вещи из коллекций Вивьен Вествуд несли в себе эту бунтарскую энергию (рис. 6).

Журнал FRUITS. Шоичи Аоки. 1997–2017 // Журнал Kera: Демонстрация продукции Вивьен Вествуд. 2003

Рис. 6. Журнал FRUITS. Шоичи Аоки. 1997–2017 // Журнал Kera: Демонстрация продукции Вивьен Вествуд. 2003

Улица каждый день формировала новые слияния переполняющих друг друга стилей: Каваи, Готическая Лолита, Кибер-панки, Декора. Несмотря на формирование определенных стилей субкультур, каждый герой журнала FRUITS имеет собственный уникальный образ, который больше никем не повторится.

Поиск идентичности путем создания уникального модного образа среди молодых людей можно связать с экономической стагнацией 1990-х годов в Японии, когда происходило сокращение рабочих мест, молодое поколение не знало, чего ожидать в будущем и потому сместило фокус внимания на свою индивидуальность и одежду, которая вызывала радость и ажиотаж, позволяла найти единомышленников на улице.

«FRUiTS — ценная запись события, которое может больше никогда не повториться»

— Шоичи Аоки в интервью для журнала DAZED, 2023

В 2005 году FRUITS обрел международную известность благодаря антологии снимков и переведенных на английский язык интервью подростков из журнала в виде книги под названием Fresh FRUITS, опубликованной британском издательством Phadion. Также издательство выпустила сборник открыток с избранными модными образами из разных выпусков журнала.

Журнал Аоки, который на протяжении 20 лет документировал и вдохновлял уличную модную культуру токийских подростков, обрел известность во всем мире: некоторые издания и дизайнеры называют его «модной библией» уличного стиля Харадзюку. Эклектичность и свежий молодой дух моды улицы Омотесандо влияет через страницы FRUITS на современные модные бренды и по сей день (рис. 7).

Marc Jacobs. Лукбук для коллекции Heaven в объективе Шоичи Аоки. 2020

Рис 7. Marc Jacobs. Лукбук для коллекции Heaven в объективе Шоичи Аоки. 2020

Взгляд Шоичи Аоки на уличных модников через объектив камеры, подобно разворотам в FRUITS, в коллекции Marc Jacobs с той же присущей ему свежестью передает энергичный смелый дух уличной моды молодых людей.

Заключение

Харадзюку имеет долгую историю: от бывшей резиденции войск США в послевоенной Японии к кварталу с заслуженным статусом центра уникальной уличной моды в Токио. Эклектичный стиль Харадзюку культивировался уличной молодежью на протяжении 20 лет — такой вывод можно сделать, изучая документацию эклектичной подростковой моды, сделанную Шоичи Аоки, в FRUITS. Со временем квартал перестал быть центром притяжения большого числа уникальных по своим модным взглядам подростков: пешеходную зону в 1998 году снова открыли для автомобилей, а молодые любители моды начали общаться и показывать свои уникальные образы в социальных сетях. Аоки говорит, что Харадзюку подвержен влиянию кризиса глобального капитализма и крупных брендов, быстрая дешевая мода убивает пространство квартала, где некогда источником уличной модой были самобытные дизайнерские бутики. Несмотря на это, Харадзюки продолжает вдохновлять любителей и деятелей моды своим нестандартным подходом к модным практикам, которые сохранил и представил всему миру Шоичи Аоки.

Думаю, Токио, особенно Харадзюку, стал жертвой собственного успеха. Благодаря таким журналам, как FRUiTS и KERA, мир открыл и принял стили японской молодежной субкультуры, и эта глобальная популярность вернулась в Харадзюку путем перенасыщения. Харадзюку стал своеобразной пародией на самого себя.

— Шоичи Аоки

Журнал FRUITS закрылся в 2017 году из-за нехватки моделей на улицах Харадзюку. Можно сказать, что вместе с выросшей популярностью квартала, на что повлиял и журнал Аоки. Новизна места как «колыбели» зарождающегося нового уникального стиля японской молодежи Харадзюку достигла своего пика и растворилась в потребителях масс-маркетов и толпах приезжих туристов.

Литература:

  1. Всё, что нужно знать о моде Харадзюку. — Текст: электронный // МЦ: [сайт]. — URL: https://mcmag.ru/chto-takoe-moda-haradzyuku/ (дата обращения: 20.11.2023);
  2. FRUiTS: a look-back at the greatest Japanese street style hits. — Текст: электронный // The face: [сайт]. — URL: https://theface.com/style/fruits-magazine-images-archive-beabadoobee-harajuku-fashion-style (дата обращения: 20.11.2023);
  3. Fruits magazine: хроника японской уличной моды. — Текст: электронный // МЦ: [сайт]. — URL: https://mcmag.ru/fruits-yaponskij-zhurnal-ulichnoj-mody/ (дата обращения: 20.11.2023);
  4. Japanese street fashion. — Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Japanese_street_fashion (дата обращения: 20.11.2023);
  5. Kawamura, Y. (2012). Fashioning Japanese Subcultures. Bloomsbury Academic.
  6. Narumi, Hiroshima, «Street Style and Its Meaning in Postwar Japan», Fashion Theory, Vol. 14, Issue 4, 2010.
  7. Nakao, Atsumi, «The Formation and Commodification of Harajuku’s Image in Japan», Ritsumeikan Journal of Asia Pacific Studies, Vol. 34, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): FRUITS, Япония, MILK, выпуск журнала, уличная мода, журнал, магазин, молодая, Токио, улица.


Похожие статьи

Задать вопрос