В статье автор исследует Зарубежный опыт применения административных средств повышения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: дорожное движение, участники, безопасность дорожного движения.
Подавляющее большинство участников дорожного движения — это законопослушные граждане, которые стремятся выполнять требования законов, норм и правил, регулирующих поведение на дороге.
Так, исследование поведения участников дорожного движения и причин, которые побуждают игнорировать, требования безопасности на дороге, в постсоветских странах фактически не проводилось, несмотря на то, что они могли бы наиболее рационально определить взаимосвязь и взаимозависимость между тремя основными факторами, которые влияют на повышение безопасности дорожного движения:
– законодательным регулированием поведения участников дорожного движения;
– осуществлением контроля за соблюдением установленных норм и требований;
– применение санкции за нарушение [1, c.85].
Знание особенностей зависимостей между законодательством, должностными лицами и участниками дорожного движения позволило бы принимать эффективные меры, включая принятие соответствующих нормативно-правовых актов. Это также помогло бы избежать бесполезных споров о «полезности» нововведений и обеспечить понимание объективных связей между установленными требованиями, их контролем и применением санкций за нарушения. Это в свою очередь способствовало бы увеличению уважения участников дорожного движения к законодательству [2, c.119].
Анализ влияния этих процессов на безопасность дорожного движения основан на результатах практических исследований в зарубежных странах. Большинство нормативно-правовых актов предусматривают наказание за нарушения установленных требований, определяя действия, за которые следует наказание, и его степень. Цель законодательства в области дорожного движения с соответствующими санкциями направлена на повышение безопасности на дорогах.
Проблема безопасности дорожного движения имеет важное значение во всех странах мира. В странах Европы ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 230 тыс. человек, а около 2,4 млн. получают различные телесные повреждения. Экономические потери от этих происшествий в Европе составляют около 2 % валового продукта. В США, например, из каждой тысячи пострадавших в ДТП погибает 13 человек, в Англии — 17, в Германии — 22.
Обеспечение безопасности движения зависит от взаимодействия всех составных частей процесса движения — человека, транспортного средства, дороги, и окружающей среды. Статистические данные показывают, что решающим звеном этой системы является человек — водитель, пешеход, каждый участник дорожного движения, от действия которого в значительной степени зависит уровень безопасности на дорогах [3, c.114].
Так, к примеру, в ряде стран ужесточены Правила дорожного движения для снижения смертности и травматизма:
– в Чехии усилена ответственность за нарушение ПДД, штрафы до 1000 крон на месте или до 20 000 крон после суда;
– в Венгрии штрафы за нарушение ПДД увеличились почти в 4 раза и превышают среднюю зарплату;
– в Германии, Португалии, Дании, Франции, Швеции, Испании и Италии штрафы за превышение скорости также увеличены;
– в Бельгии, Норвегии и Великобритании штрафы за превышение скорости составляют от 200 до 250 евро;
– в Норвегии нарушение ПДД карается различными санкциями, включая штрафы и внесение нарушителя в реестр наказанных лиц [4, c.97].
За незначительные нарушения часто назначаются административные штрафы без судебного разбирательства.
В Норвегии упрощенная процедура позволяет полиции налагать взыскания без передачи дела в суд. Суды были бы перегружены мелкими делами, если бы все нарушения рассматривались в обычном порядке.
Упрощение процедуры направлено на ускорение и повышение эффективности наказания за незначительные нарушения.
Цель этих мер заключается в следующем:
– упростить применение наказания, чтобы за мелкие нарушения штраф налагался немедленно;
– обеспечить уважение к Правилам дорожного движения так, чтобы их нарушение было связано с определенными неудобствами для нарушителя;
– предотвратить повторение нарушений Правил дорожного движения.
Кроме того, эта процедура способствует уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий и эффективно воздействует на нарушителей.
Штрафы могут налагаться за мелкие нарушения: за неправильную парковку, не использование ремней безопасности или шлема, перегрузку транспортного средства, превышение скорости, несоблюдение требований дорожных знаков, дорожной разметки и т.п [4, c.105].
Стоит отметить, что государство стремится предотвратить гибель людей и защитить их от травм при помощи комплекса мер, направленных на ограничение вредного воздействия транспортных средств. Это включает в себя внедрение различных технических новинок, таких как подушки безопасности, травмобезопасные конструкции транспортных средств и безопасные материалы. Однако, основная ответственность за безопасность людей при их передвижении лежит на самих людях. Государство вынуждено применять принудительные меры к лицам, не соблюдающим установленные правила и нормы передвижения. В большинстве зарубежных стран за нарушение Правил дорожного движения установлены виды наказаний, такие как предупреждение, штраф, лишение права на управление транспортными средствами на определенный срок и тюремное заключение. Во многих странах за незначительные нарушения Правил дорожного движения выдается письменное предупреждение, имеющее такие же юридические последствия, как и другие административные взыскания [5, c.90].
В зарубежных странах автоматическая фиксация нарушений Правил дорожного движения показала высокую эффективность. Особенно стоит отметить опыт патрулирования и реагирования на правонарушения на дорогах, который успешно применяется полицией США.
Каждый патрульный автомобиль оборудован современным оборудованием: двумя видеокамерами, двумя видеомагнитофонами и компьютерами. Получив сигнал о нарушении, полицейский быстро определяет место происшествия благодаря электронной карте города. Такое оснащение позволяет быстро реагировать — несколько патрульных машин могут прибыть на место преступления всего за несколько минут. Эту практику первым ввел Департамент полиции Нью-Йорка, называя ее «теорией разбитого окна». Даже мелкое нарушение общественного порядка становится поводом для вызова патруля. Американские правоохранители все чаще выполняют функции социальной защиты и поддержки населения [5, c.98].
Таким образом, зарубежный опыт в области права показывает, что ужесточение ответственности за определенные нарушения Правил дорожного движения способствует улучшению статистики. Поэтому внедрение новых методов административно-правовых средств для повышения безопасности на дорогах, которые уже показали положительные результаты за рубежом, следует также внедрить и у нас в стране.
Основными задачами в решении этой проблемы является предоставление населению и специалистам необходимой информации о безопасности на дорогах, работа в образовательной и социальной сферах, проведение широкомасштабных агитационных (рекламных) кампаний, исследовательская работа, анализ дорожно-транспортных происшествий, административное и другие меры воздействия на участников дорожного движения.
Литература:
- Блинкин М. Я. Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции / М.Я Блинкин. — М.: ИД ВШЭ, 2018. — 240 c.
- Горев А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. — М.: ИЦ Академия, 2022. — 256 c.
- Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения. / В. И. Коноплянко. — М.: Высшая школа, 2017. — 383 c.
- Пегин П. А. Правила безопасности дорожного движения [Текст]: учебник/ П. А. Пегин. — М.: Академия, 2023. — 143 с.
- Организация и безопасность дорожного движения: учебник для вузов / А. Н. Галкин [и др.]; под редакцией К. В. Костина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022; Омск: Изд-во ОмГТУ. — 229 с.