Критерии соотношения оснований административной и уголовной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 04.07.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Плескачева, П. В. Критерии соотношения оснований административной и уголовной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности / П. В. Плескачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116430/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрены критерии соотношения оснований административной и уголовной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности. Проанализированы объективные и субъективные признаки составов правонарушений, предусмотренных ст. 11.15.1 КоАП РФ и ст. 263.1 УК РФ, выявлены их общие свойства и различия. Исследована проблема определения содержания признака повторности в административно-деликтном праве.

Ключевые слова : административная ответственность, уголовная ответственность, транспорт, транспортная безопасность, повторное совершение.

Повсеместное использование человеком разных видов транспорта, обусловленное характером современной жизни, экономических, социальных и иных связей, ставит закономерный вопрос о контроле соблюдения требований транспортной безопасности. Основным инструментом воздействия на правовое поведение субъектов отношений в сфере использования транспорта являются меры публично-правовой ответственности. В зависимости от характера и тяжести допущенного нарушения требований транспортной безопасности законом установлена административная и уголовная ответственность.

Наименования ст. 11.15.1 КоАП РФ и ст. 263.1 УК РФ сформулированы одинаково: «нарушение требований в области транспортной безопасности». Признаки составов соответствующего административного правонарушения и преступления также характеризуются наличием множества общих черт. Таким образом, возникает необходимость определения критериев разграничения фактических оснований административной и уголовной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности.

Межотраслевой категорией, определяющей объективные признаки рассматриваемых составов правонарушений, выступает транспортная безопасность. Под таковой в п. 10 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Установленные законом и подзаконными нормативно-правовыми актами (в зависимости от вида транспорта) требования к безопасности обязательны для соблюдения, а их нарушение влечет применение мер либо административной, либо уголовной ответственности.

Основной состав административного правонарушения, закрепленный в ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, сконструирован по принципу исключения: действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения, не должны содержать признаки уголовно наказуемого деяния.

Основной состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, характеризуется следующими признаками: объектом преступления выступают общественные отношения в сфере транспортной безопасности; объективная сторона преступления состоит в неисполнении требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (деяние), повлекшем причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (последствия); субъективная сторона характеризуется умыслом по отношению к деянию и неосторожной формой вины по отношению к наступившим последствиям; субъектом преступления (специальным) выступает лицо, обязанное соблюдать требования транспортной безопасности.

Общим для рассматриваемых нами составов административного правонарушения и преступления выступает только объект посягательства — общественные отношения в сфере транспортной безопасности. Все остальные перечисленные признаки имеют существенные различия.

Так, для привлечения к административной ответственности необязательно наличие общественно вредных последствий, тогда как все составы в ст. 263.1 УК РФ (основной и квалифицированные) предполагают наступление разного рода последствий. Кроме того, объективная сторона в ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предполагает не только неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, как в ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, но и неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (аналогичные признаки деяния закреплены в ч. 2 ст. 263.1 УК РФ, т. е. это уже квалифицированный состав).

Данный признак объективной стороны напрямую влияет на определение статуса специального субъекта административного правонарушения: им является как лицо, обязанное соблюдать требования транспортной безопасности (аналогично ч. 1 ст. 263.1 УК РФ), так и лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности (как в ч. 2 ст. 263.1 УК РФ). Причем нельзя забывать, что административно-деликтное законодательство построено на принципах дифференциации ответственности в зависимости от общеправового статуса субъекта. В ст. 11.15.1 КоАП РФ различные санкции установлены в зависимости от того, является субъект правонарушения гражданином, должностным лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Субъектом преступления, в свою очередь, может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.

Субъективная сторона административного правонарушения (ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ) характеризуется неосторожной формой вины, но по отношению к самому деянию. Умышленное нарушение требований транспортной безопасности закреплено в качестве квалифицированного состава административного правонарушения (ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ). Но здесь также необходимо иметь в виду, что деяние, даже будучи умышленным, не должно содержать признаки преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ.

В ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ указано на такой квалифицирующий признак, как повторность совершения административного правонарушения. Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ и актов судебного толкования [4], в современном административно-деликтном праве повторным признается однородное (имеющее единый родовой объект посягательства) административное правонарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Между тем, по замечанию Н. А. Ахтаниной, в административном праве имеется два вида повторности: тождественная и однородная [2, с. 151]. Это связано с тем, что повторность рассматривается и как обстоятельство, отягчающее ответственность за совершение однородных правонарушений (ст. 4.3 КоАП РФ), и как обстоятельство, образующее квалифицированный состав правонарушения [3, с. 222]. Таким образом, как пишет Д. Д. Алексеев, однородная повторность отличается от тождественной тем, что она не является квалифицирующим признаком, не образует новый состав правонарушения, а остается по своим признакам таким же, как и первое [1, с. 26].

Учитывая изложенное, можно констатировать, что в случае с квалифицированным составом нарушения требований в области транспортной безопасности, предусмотренным ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, речь идет о тождественной повторности, а не об однородной, как в ст. 4.3 КоАП РФ. Это означает, что повторным признается правонарушение, аналогичное совершенному в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, и только при условии, что повторное совершение правонарушения является квалифицирующим признаком, как и указано в ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Причем данный вывод о тождественной повторности напрямую не следует из норм КоАП РФ. В Общей части КоАП РФ о повторности говорится только при характеристике обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Разделение однородной и тождественной повторности — это результат правоприменительной деятельности судов, формирования судебной практики по вопросам повторного совершения административных правонарушений [5].

Суммируя изложенное, мы приходим к выводу о том, что, ввиду наличия схожих признаков правонарушений, на практике разграничение составов, предусмотренных ст. 11.15.1 КоАП РФ и ст. 263.1 УК РФ, вызывает некоторые сложности. Проведенный анализ показал, что рассматриваемые составы имеют общий основной объект, а все остальные объективные и субъективные признаки характеризуются разного рода различиями. При этом одним из наиболее проблемных вопросов представляется определение повторности совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ), признаки которой применительно к квалифицированному составу не раскрываются в законе. В свете активного использования законодателем административной преюдиции, других форм множественности правонарушений, полагаем, следует в Общей части КоАП РФ определить признаки тождественной повторности, о которой идет речь в том числе в ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Литература:

1 Алексеев Д. Д. Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения наказаний // Эволюция российского права: материалы XIX Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2021.

2 Ахтанина Н. А. Правовая характеристика повторности административных правонарушений // Право и государство: теория и практика. 2020. № 4 (184).

3 Румянцев Н. В., Журавлев В. В. Повторность совершения административных правонарушений в области дорожного движения // Вестник экономической безопасности. 2021. № 1.

4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и др.

5 Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2024 г. № 46-АД24–3-К6 и др.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, транспортная безопасность, административное правонарушение, УК РФ, уголовная ответственность, административная ответственность, квалифицированный состав, квалифицирующий признак, нарушение требований, признак.


Похожие статьи

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

В статье рассмотрены особенности конструкции состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 КоАП РФ. Проанализированы основные объективные и субъективные признаки нарушения требований в области транспортной безопасности, на ос...

Кодекс об административных правонарушениях: возможные пути модернизации и реформации

В статье рассмотрена история кодификации актов, регулирующих административные нормы, проведен анализ действующего Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации. Освещены проблемные моменты, связанные с регулированием административн...

Проблемы квалификации экологических преступлений

Статья посвящена исследованию и оценке состояния законодательства Российской Федерации в части установления уголовной ответственности за экологические преступления, а также анализу практики применения норм об ответственности за экологические преступл...

Проблемы и особенности применения административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности применения административной ответственности к юридическим лицам в контексте действующего законодательства Российской Федерации. Анализируются теоретические подходы к определению вины юридических лиц, а также проце...

Соотношение дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих в России

В статье автор рассматривает соотношение дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих в России. Рассматриваются основания и порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Особое внимание уделяется разграничен...

Ответственность за налоговые правонарушения: анализ применения в РФ

В данной статье рассматривается налоговая ответственность как разновидность юридической ответственности, подчеркивается ее охранительная направленность, проявляющаяся в виде наложения запретов, указывается на разграничение понятий «налоговая ответств...

Административная ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов

В статье рассмотрена история становления и развития института административной ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов, правовая природа мер как налоговой, так и административной ответственности, определен круг правонарушений в обл...

К вопросу о совершенствовании применения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

В настоящей статье автор исследует особенности применения административной ответственности за правонарушения в области должного движения, рассматривает статистические данные о количестве дорожно-транспортных происшествий, погибших и пострадавших лиц ...

Дискуссионные вопросы привлечения кредитных организаций к ответственности за нарушения банковского законодательства

В данной статье рассматриваются дискуссионные вопросы привлечения к ответственности кредитных организаций за нарушения банковского законодательства. Автор приходит к выводу, что для устранения коллизии между финансовым и административным законодатель...

Особенности квалификации преступлений, связанных с банкротством

В статье автор исследует вопросы квалификации и разграничения преступлений, предусмотренных ст. 195, 196 и 197 Уголовного кодекса РФ. Правоохранительные нормы при квалификации составов, связанных с разграничением обозначенных составов от смежных испы...

Похожие статьи

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

В статье рассмотрены особенности конструкции состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 КоАП РФ. Проанализированы основные объективные и субъективные признаки нарушения требований в области транспортной безопасности, на ос...

Кодекс об административных правонарушениях: возможные пути модернизации и реформации

В статье рассмотрена история кодификации актов, регулирующих административные нормы, проведен анализ действующего Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации. Освещены проблемные моменты, связанные с регулированием административн...

Проблемы квалификации экологических преступлений

Статья посвящена исследованию и оценке состояния законодательства Российской Федерации в части установления уголовной ответственности за экологические преступления, а также анализу практики применения норм об ответственности за экологические преступл...

Проблемы и особенности применения административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности применения административной ответственности к юридическим лицам в контексте действующего законодательства Российской Федерации. Анализируются теоретические подходы к определению вины юридических лиц, а также проце...

Соотношение дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих в России

В статье автор рассматривает соотношение дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих в России. Рассматриваются основания и порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Особое внимание уделяется разграничен...

Ответственность за налоговые правонарушения: анализ применения в РФ

В данной статье рассматривается налоговая ответственность как разновидность юридической ответственности, подчеркивается ее охранительная направленность, проявляющаяся в виде наложения запретов, указывается на разграничение понятий «налоговая ответств...

Административная ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов

В статье рассмотрена история становления и развития института административной ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов, правовая природа мер как налоговой, так и административной ответственности, определен круг правонарушений в обл...

К вопросу о совершенствовании применения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

В настоящей статье автор исследует особенности применения административной ответственности за правонарушения в области должного движения, рассматривает статистические данные о количестве дорожно-транспортных происшествий, погибших и пострадавших лиц ...

Дискуссионные вопросы привлечения кредитных организаций к ответственности за нарушения банковского законодательства

В данной статье рассматриваются дискуссионные вопросы привлечения к ответственности кредитных организаций за нарушения банковского законодательства. Автор приходит к выводу, что для устранения коллизии между финансовым и административным законодатель...

Особенности квалификации преступлений, связанных с банкротством

В статье автор исследует вопросы квалификации и разграничения преступлений, предусмотренных ст. 195, 196 и 197 Уголовного кодекса РФ. Правоохранительные нормы при квалификации составов, связанных с разграничением обозначенных составов от смежных испы...

Задать вопрос