Право на жизнь как фундаментальное личное право человека и гражданина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 04.07.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Фрай, В. С. Право на жизнь как фундаментальное личное право человека и гражданина / В. С. Фрай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 253-254. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116415/ (дата обращения: 17.07.2024).



Право на жизнь — это неотчуждаемое и основополагающее право каждого человека, данное ему природой. Никто не может быть произвольно лишен или ограничен в этом праве. Автором рассматриваются основные составляющие права на жизнь и освещаются дискуссионные вопросы в изучении права на жизнь.

Ключевые слова: право на жизнь, рождение, смерть, фундаментальное, смертная казнь.

Человек и его жизнь признаются главными ценностями в современном обществе, регулирование которых охватывается актами как международного, так и национального характера. Так, ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее — ООН) 10.12.1948, гласит, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» [1]. В Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, в ст. 6 закреплено, что «право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека» [2]. Конституция Российской Федерации в ст. 20 также закрепляет право каждого на жизнь.

Право на жизнь является естественным и основополагающим правом человека, без которого невозможно существование иных прав. Право на жизнь возникает помимо воли государства, последнее должно создать необходимые условия для реализации человеком данного права и защищать его от необоснованного лишения.

Дискуссионным вопросом отсеется момент возникновения права на жизнь, большинство ученных сводят его к юридическому факту — к рождению, т. е. отделению плода от тела матери. Однако на практике возникает множество случаев, которые выходят за рамки привычного понимания «рождения», например рождение ребенка раньше положенного срока или мертвого ребенка. Современная медицина шагнула далеко вперед и поэтому на данный вопрос можно найти ответ путем обращения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 1687-н, в котором указаны медицинские критерии рождения, зависящие от срока беременности, массы (длины) тела новорожденного ребенка и продолжительности жизни.Всоответствии с п. 2 ст. 17 Гражданского Кодекса Российской Федерации «правоспособность гражданина возникает в момент его рождения» [3], закон, основываясь на критериях рождения, закрепляет за живорожденным ребенком статус «правоспособного гражданина». Таким образом, право на жизнь в российском законодательстве связывается с правоспособностью, т. е. способностью иметь права и нести обязанности.

Спорной остается ситуация о признания права на жизнь за зачатыми, но еще не родившимися детьми. Например, в соответствии с Декларацией прав ребенка, ребенок «нуждается в правовой защите как до, так и после рождения» [4]. В ряде стран за плодом закрепляется право на жизнь с момента зачатия, например речь идет о Словакии, Чехии, Доминиканской Республики или Венгрии, в Основных законах которых прописано, что право на жизнь охраняется с момента зачатия.

Принятый в сентябре 2021 года в штате Техас закон «О сердцебиение» вызывал бурную реакцию в мировом сообществе. Закон запрещает женщине прерывать беременность уже на 6 неделе, не делая каких-либо исключений относительно ситуаций, в которых был зачат ребенок. Анализируя положения данного закона, сложившуюся позицию Верховного Суда США и прецедентов, существующих по данному вопросу, Косихина С. С. делает вывод, что «закон «О сердцебиении» фактически криминализирует аборт в штате Техас и тем самым значительно сужает репродуктивные права женщин» [5].

Таким образом, помимо наделения эмбриона некотором количеством гражданских прав, жизнь нерожденного ребенка защищается от различного рода медицинских исследований, в том числе речь идёт о запрете или ограничении возможностей искусственного прерывания беременности — абортах. Однако в настоящее время российское законодательство пока что не переняло данной практики, и в России право на жизни возникает только в случае наступление юридического факта — рождения ребенка.

Право на жизнь существует в течение всей человеческой жизни и прекращается с наступлением другого юридического факта — смерти. Констатация данного факта за всю историю развития медицины и права прошла длинный путь, и на данный момент, принятый Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет смерть человека как смерть мозга или биологическую смерть, т. е. необратимую гибель человека.

Смерть мозга человека наступает «при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких» [6]. А биологическая смерть устанавливается «на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений» [6]. Смерть, наступившая в результате либо первого, либо второго случая, требует констатации одним либо несколькими медицинскими работниками.

Таким образом, смерть человека устанавливается медицинским персоналом, которые должны учитывать различные внутренние и внешние факторы, влияющие на необратимый процесс гибели человека.

В российском законодательстве существует конструкция, которая приравнивает длительное отсутствие человека к его смерти, речь идёт об объявлении человека умершим. Законодателем данный институт разработан не в целях ограничить неотчуждаемое право на жизнь, а в целях защитить интересы зависимых от пропавшего без вести лица людей, чтобы они могли реализовать свои права в качестве наследников. Данная процедура имеет строго регламентированный порядок и реализуется на основании решения суда.

В юридической науке остро стоит вопрос о смертной казни — как «исключительной мера наказания, устанавливающейся только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь» [7]. Однако, даже в качестве меры наказания, смертная казнь всё равно посягает на право человека на жизнь, и в случае использования данного вида наказания должна существовать система правовых гарантий, противостоящих необоснованному лишению жизни. К таким гарантиям можно, например, отнести:

1) перечень преступлений, за которые может быть назначено наказание в виде смертной казни, должен быть определен федеральным законом;

2) смертная казнь должна рассматриваться как исключительно-альтернативная мера наказания, т. е. законодатель должен в санкции предусмотреть возможность применения другого вида наказания;

3) в ходе рассмотрения уголовного дела, за которое может быть назначено наказание в виде смертной казни, обвиняемому должно быть предоставлено право на рассмотрение его уголовного дела с участием присяжных заседателей.

В 2002 году был принят Протокол № 13 к Европейской конвенции по правам человека, который отменяет смертную казнь. Мировым сообществом была предпринята попытка призвать страны отказаться от использования данного вида наказания в гуманистических целях, но в настоящее время данный протокол ратифицирован не всеми государствами и по сей день существуют государства, применяющие смертную казнь в качестве наказания.

Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк в своем обращении к Совету по правам человека заявил, что «применение смертной казни подрывает человеческое достоинство и нарушает основное право человека — право на жизнь» [8].

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека. — Текст: электронный // Организация объединенных наций: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 02.07.2024);
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах — Текст: электронный // Организация объединенных наций: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 02.07.2024);
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая — четвертая // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. Ст. 410;
  4. Декларация прав ребенка. — Текст: электронный // Организация объединенных наций: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 02.07.2024);
  5. Косихина, С. С. Репродуктивные права женщин в США (на примере техасского закона «О сердцебиении») / С. С. Косихина. — Текст: непосредственный // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2022. — № 96. — С. 38–41;
  6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724;
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954;
  8. Смертная казнь несовместима с правом на жизнь. — Текст: электронный // Организация Объединенных наций: [сайт]. — URL: https://www.ohchr.org/ru/ohchr_homepage (дата обращения: 02.07.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, смертная казнь, вид наказания, Российская Федерация, российское законодательство, юридический факт, биологическая смерть, мировое сообщество, момент зачатия, рождение ребенка.


Ключевые слова

смерть, смертная казнь, право на жизнь, рождение, фундаментальное

Похожие статьи

Задать вопрос