Законодательство ведущих стран со временем стало более гуманным, и объективным. На современном этапе развития уже не применяются такие жестокие меры наказания, как, к примеру, сожжение заживо, и прочих истязательных методов наказания. Однако в зависимости от отношения к смертной казни государства, условно, можно разделить на 4 группы:
1) Государства, в юрисдикции которых исключено применение смертной казни (Германия, Швеция и др.)
2) Государства, которые оставляют за собой право применять смертную казнь, при наступлении определенных обстоятельств, к примеру, в военное время (Великобритания и др.)
3) Государства, которые формально сохраняют возможность применения смертной казни, но не используют его на практике (Россия и др.).
4) Государства, которые активно практикуют применение смертной казни (США, Иран и др.)
Доктрина не может прийти к единому мнению касаемо положений российского законодательства, относительно смертной казни. Одним из основных аргументов деятелей юриспруденции в пользу несовершенства законоположений относительно смертной казни выступает часть 2 статьи 43 Уголовного Кодекса Российской Федерации [1]. Указанная статья дает исчерпывающий перечень целей, в соответствии с которыми применяется наказание:
1) Восстановление социальной справедливости.
2) Исправления осужденного.
3) Предупреждение совершения новых преступлений.
При применении судом наказания в виде смертной казни, не достигается цель исправления осужденного.
Более того, актуален вопрос отмены смертной казни за не имением смысла. Вступив в Совет Европы, Российская Федерация приняла обязательство отменить смертную казнь. В связи с этим с 1998 г. наложен мораторий на применение данного вида наказания. Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. N 3-П указал, что до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может [2].
Несмотря на то что с 1 января 2010 г. суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории РФ, в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р это не дает возможности применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей. Конституционный Суд РФ исходит из того, что в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировался новый конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовых отношений и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни.
Вышеуказанные обстоятельства обуславливают актуальность данной темы.
С. С. Орлов дает следующее определение смертной казни: смертная казнь — лишение человека жизни в качестве наказания, узаконенного государством и осуществляемого по вступившему в силу приговору суда [3]. Мировое сообщество единогласно признает право на жизнь неотъемлемым правом каждого человека, что выражено в международных договорах, международно-правовых обычаях, актах международных организаций и общих принципах права. Кажется парадоксальным применение судом смертной казни, когда право на жизнь считается неотъемлемым правом каждого человека.
В настоящее время в мире наблюдается устойчивая тенденция к отказу от применения смертной казни, отражающая приверженность многих государств основополагающим гуманистическим ценностям. Однако полагаю, как это показал и опыт зарубежных стран, положения Уголовного кодекса РФ о смертной казни, в случае их проверки Конституционным Судом РФ, могут быть признаны не соответствующими Конституции РФ. Конституция РФ, провозгласив Россию демократическим правовым государством, закрепила положение о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а основные права и свободы человека признала прирожденными и неотчуждаемыми (ст. 2, 17, ч. 2). Согласно ст. 18 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» [4]. Таким образом, основные права человека, как указывает С. С. Алексеев, «приобрели прямое юридическое действие и заняли (точнее, начали занимать) центральное место во всей юридической системе современного гражданского общества» [5]. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь». Право на жизнь — это абсолютное право, которое, в отличие от других, не может быть ограничено.
Как показывают результаты криминологических исследований В. А. Никонова, применение смертной казни статистически значимого общепредупредительного эффекта не имеет [6].
Сравнив показатели уровня убийств до установления в России моратория на применение смертной казни и после, В. Е. Квашис пришел к выводу, что после введения моратория на смертную казнь (фактически с 1997 г.) динамика убийств не изменилась к худшему, наоборот, «число убийств уже в первые три года сократилось, а затем этот показатель стабилизировался и оставался практически таким же в течение 10 лет».
Считаю, что в России, которая стремится стать подлинно правовым государством, смертная казнь должна быть отменена. В связи с этим предлагаю ратифицировать Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Второй факультативный протокол от 15 декабря 1989 г. (также направлен на отмену смертной казни в мирное время) к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и исключить из Уголовного кодекса РФ положения о наказании в виде смертной казни.
Вместо смертной казни в качестве исключительной меры наказания, применяемой только за особо тяжкие преступления, представляющие исключительную опасность, предлагаю установить пожизненное лишение свободы. Кроме того, в ст. 57 («Пожизненное лишение свободы») УК РФ указан неполный и несистемно изложенный (как это принято в Особенной части УК РФ) перечень преступлений, за которые предусмотрено данное наказание, а именно нет состава диверсии (ч. 3 ст. 281). В связи с чем предлагаю ч. 1 ст. 57 УК РФ изложить в следующей редакции: «1. Пожизненное лишение свободы как исключительная мера наказания устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства».
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019)
- Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П
- К вопросу о понятии права на жизнь, С. С. Орлов, 2015 г..
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Конституционное право на жизнь в современном мире, С. С. Алексеев, 2013 г.
- Уголовное наказание и его общепредупредительное воздействие на преступность, В. А. Никонов, Томск, 2017 г.