Наиболее суровая мера наказания — безусловно, смертная казнь. Этот вид санкции (чаще всего уголовной) применяется исключительно по приговору суда от имени государства. В Российской Федерации смертная казнь на законодательном уровне закреплена Конституцией от 1993 года. Во второй части статьи 20 прописано следующее: «Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей» [1].
Уголовный кодекс РФ определяет круг освобождающихся от крайней меры. Она не может быть использована в отношении к лицам, не достигших 18-тилетнего возраста, женщинам, а также мужчинам старше 65 лет.
Порядок назначения, исполнения и другие особенности казни много раз пересматривались и совершенствовались. На сегодня актуальными остаются:
– статья 59 Уголовного кодекса 1996 года; статьи 105 и 277 УК РФ, ст. ст. 295, 317, 357 УК РФ.
Согласно п. 2 ст. 20 Конституции РФ приговор о смертной казни может вынести только суд с участием присяжных заседателей. Примечательно, что в некоторых регионах таких судов не было создано. Учитывая масштаб, конституционный суд РФ вынес постановление № 3-П, которое применение высшей меры наказания признал неконституционным. Однако полностью вопрос урегулирован и закрыт не был.
Несмотря на относительную гуманизацию и смягчение нравов (если вспомнить о не таких далеких временах ХIХ и ХХ веков), неподготовленным одинаково неприятно рассуждать как о колесовании, так и о смертельных инъекциях. Наша страна рассматривала расстрел виновного как единственно допустимую форму приведения в исполнение приговора. Стоит отметить, что ряд стран (Египет, Япония, Америка) и по сей день практикуют повешения, газовую камеру, электрический стул, тогда как в Пакистане, Саудовской Аравии или Судане это избиение камнями, обезглавливание и т. д.
Среди широкого населения с 2009 года стали все чаще обсуждать тему высшей меры. Если говорить о подобном опыте других стран, то целесообразно отметить США. Соединенные Штаты еще в 2007 году провели опрос: смерть или пожизненное заключение? Около 60 % опрошенных выбрали смертную казнь, тогда как 40 % предпочли бы пожизненный срок лишения свободы. Основным поводом такого интереса у наших соотечественников стало начало функционирования в Чеченской республике суда с участием присяжных заседателей (с 2010 года). Именно этот субъект Российской Федерации в числе последних создал орган, правомочный утверждать «смертные приговоры». Верховный суд РФ незамедлительно обратился с запросом в Конституционный суд касательно дальнейшей возможности применения смертной казни.
Конституционный суд РФ 19 ноября 2009 года издал определение «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года». [2]. Новая норма гласила, что применение смертной казни не представляется возможным. Отдельно оговаривалось существование во всех регионах Российской Федерации судов с участием присяжных заседателей, которое никоим образом не влияют на интересующий нас вопрос. Главное обоснование Конституционного Суда принятого им решения — это провозглашенные устойчивые гарантии граждан не быть подвергнутыми смертной казни. Неприменение крайней меры запрещено и по сей день.
Сейчас идет серьезная дискуссия по поводу самого факта существования смертной казни в России. Рост преступности и трансформации морального облика большей части населения — это наиболее заметные факторы, побуждающие возвращение к мыслям о казнях.
Естественно, любой вопрос, в том числе и применение крайней меры, разделяет всех на два лагеря: ярых активистов и их оппонентов. Первые и другие абсолютно уверенны в своей правоте и приводят неоспоримые, на их мнение, аргументы.
Сторонники смертной казни непоколебимы в следующем:
– преступники за совершение особо злостных нарушений обязаны получить самое справедливое наказание и порой под этим подразумевается только казнь;
– полная гарантия отсутствия повторения правонарушений конкретным человеком или, другими словами, отсутствие рецидивов;
– крайняя мера лучше любых других вариантов сдерживает само явление преступности (понимание того, что за деяние придется расплатиться собственной жизнью — это лучший стимул законопослушности);
– экономичность казни (если сравнивать с пожизненным сроком). [3, с. 97].
Противники расстрела и электрического стула превыше всего ценят жизнь и приводят весьма убедительные доводы:
– возможность привлечения особо опасных злоумышленников к общественной или любой другой работе, призванной приносить пользу обществу;
– учет судебных ошибок, которые совершались, совершаются, и, к сожалению, будут совершаться. Вспомните, дело Чикатилы: прежде чем он был пойман, были казнены невинные люди. Хотя истории известны десятки (если не сотни) ошибочно обвиненных и лишенных жизни: Трой Девис, супруги Розенберг, Тимоти Эванс и многие другие;
– спорная связь смертный приговор-понижение уровня преступности. Яркий пример: даже в процессе публичной казни вора совершаются кражи у присутствующих. По сути, уровень преступности не зависит от жестокости наказания, а зависит от их неизбежности.
Негуманность и жестокость палачей всегда противопоставлялась человеколюбию и безоговорочному желанию беззащитных слоев общества жить в безопасном мире. Введению крайней меры наказания должно предшествовать значительное повышение правосознания граждан. Существование смертной казни оправдано в тех государствах, у которых безоговорочное верховенство права, развитое правосудие и соответствующий уровень морали.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
- Определение Конституционного Суда от 19 ноября 2009 года № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П» // СПС Консультант
- Тороков Д. А. Смертная казнь: за и против — 2013 г. — № 15. С. 94–99.
- Уголовный кодекс Российской Федерации принятый государственной думой Российской Федерации 24 июня 1996 года. // СПС Консультант
- Квашис В. Е. Смертная казнь. Мировые тенденции, проблемы и перспективы. 2008
- Петрухин И. Л. Ещё раз о смертной казни // Юридический мир. 2002. № 4.