В статье рассматривается роль газетных материалов в обучении английскому языку. Рассматриваются этапы работы с аутентичными текстами, предлагаются задания для развития умений различных видов чтения, а также лексических и грамматических навыков.
Ключевые слова: аутентичные материалы, статьи, чтение, упражнения, заголовки, английский язык.
Аутентичные материалы широко используются в преподавании английского языка, поскольку они приближают учащихся к естественной речевой среде. Использование аутентичных материалов делает урок более ярким и наглядным. Учащиеся получают шанс увидеть, что лексика и грамматические конструкции, которые они изучают на уроках, существуют не только на страницах учебника, а используются носителями языка в реальной, повседневной жизни, соответственно это повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка.
Неиссякаемым источником аутентичных текстов являются газеты и журналы на английском языке. Благодаря Интернету, сегодня мы имеем доступ к различным периодическим изданиям Великобритании и США и можем видеть примеры живого, современного английского языка. Газетные статьи являются отличным инструментом обучения английскому языку. Они появляются ежедневно и освещают самые разнообразные темы: политику, экономику, образование, спорт, культуру и т. д. Таким образом, не составит труда подобрать газетную статью, соответствующую любой теме УМК по английскому языку.
Чтение газетных статей помогает расширять активный и пассивный словарь учащихся, улучшать грамматические навыки, отрабатывать различные стратегии чтения. Газетные статьи способствуют формированию навыков и умений письменной и устной речи на английском языке. В ведущих газетах Британии и Америки, учащиеся могут ознакомиться с образцами высококачественных текстов, написанных первоклассными журналистами. При работе со статьёй ученики узнают красивые обороты речи, принятые в языке, популярные фразы-переходы между предложениями и абзацами, видят, как приводятся аргументы в защиту своей точки зрения и впоследствии могут использовать всё это в своих письмах и устных высказываниях. Кроме того, статьи знакомят учащихся с реалиями жизни другой страны, с традициями и привычками английского или американского общества, расширяют кругозор учащихся и развивают критическое мышление.
При отборе статьи для чтения важно обратить внимание на несколько моментов. Прежде всего, нужно определить походит ли данная статья для вашей возрастной группы и будет ли тема статьи интересна ученикам.
Не стоит выбирать слишком длинные статьи, так как большой объём текста может отбить желание читать его. Если статья слишком длинная, её нужно укоротить, обычно стиль газетных статей позволяет убрать несколько абзацев без ущерба для основного смысла.
Необходимо проверить содержит ли статья полезную лексику и грамматические конструкции, так как это основа для языковой работы со статьёй. И, наконец, нужно убедиться, что в статье затрагиваются вопросы, по которым можно организовать обсуждение или дискуссию, ролевую игру, диалог и т. д.
Работа над статьёй начинается с заголовка. Прежде всего, необходимо обратить внимание учащихся на особенности газетных заголовков. Газетный заголовок должен отражать основную мысль статьи, он должен быть ярким, эмоциональным и привлекать внимание читателя к материалу, используя как можно меньше слов. Поэтому английский язык, используемый в заголовках, отличается от общепринятого разговорного английского. В заголовках часто опускаются вспомогательные глаголы, артикли, указательные местоимения, например Iberian lynx no longer endangered after numbers improve in Spain and Portugal. Глаголы используются в не перфектных временах, Present Simple используется вместо Present Perfect или Past Simple e. g. More than 1,000 hajj pilgrims die amid temperatures approaching 52C in Mecca, а будущее время часто передаётся с помощью инфинитива e. g. Trump to ask judge to toss out evidence in Mar-a-Lago documents case.
Заголовки часто содержат игру слов или культурные отсылки, что затрудняет их понимание. В таких случаях нужно обратить внимание учеников на эти моменты и разобрать их вместе.
Работа с любым текстом состоит из трёх этапов: предтекстового, текстового и послетекстового.
На предтекстовом этапе учитель должен мотивировать учащихся на работу с текстом, актуализировать их личный опыт за счёт привлечения знаний из других предметов. Основная задача предтекстового этапа — снятие лексических, грамматических и содержательных трудностей. Упражнения, которые можно использовать на предтекстовом этапе:
- по заголовку статьи предположить, о чём она; после этого предложить учащимся ознакомиться со списком ключевых слов и спросить, не изменилось ли их мнение;
- написать на доске список слов, часть из которых взята из статьи, часть — произвольный выбор. После знакомства с заголовком, ученики должны решить, какие из этих слов могут встретиться в статье;
- дать несколько заголовков и несколько тем статей, и попросить соотнести заголовки с темами;
- дать несколько заголовков с пропусками, попросить вставить пропущенные слова;
- переписать заголовок грамматически правильным предложением;
- перевести заголовок на русский язык, сохраняя требования к заголовкам (яркость, краткость, привлечение внимания).
На текстовом этапе работы учащиеся читают текст или его части, объектом контроля является глубина понимания текста. Ознакомление с текстом может происходить в несколько этапов, после первого прочтения статьи можно предложить упражнения на определение основной мысли текста, восстановление порядка абзацев или предложений, на подстановку пропущенных слов и т. д.
После второго прочтения проверяем более детальное понимание текста, на этом этапе можно предложить следующие упражнения:
- Mark the statements as True / False / Doesn’t say;
- Choose the correct answer;
- In which paragraph ….?;
- What do these number refer to?;
- Fill in the table with the information from the text
- In pairs ask and answer the questions about the text. Don’t use yes / no –questions.
На послетекстовом этапе должны преобладать репродуктивно-продуктивные и продуктивные упражнения, причём послетекстовая работа может проводиться как в устной, так и в письменной форме. На данном этапе можно предложить следующие упражнения:
- написать краткое изложение статьи;
- написать рассказ от лица участника событий;
- сделать мини-проект, по теме статьи;
- составить интервью с участниками событий;
- организовать дискуссию по теме статьи;
- написать эссе о том, что узнал из статьи и выразить собственную точку зрения на проблему.
В УМК «Английский в фокусе» для 9 класса изучается тема «Стихийные бедствия», в дополнение к материалам учебника была использована статья из газеты The Guardian о землетрясении в Турции и Сирии 2023 года. Так как статья была слишком большого объёма, она была сокращена в соответствии с требованиями программы и к ней были разработаны упражнения. Часть упражнений может выполняться в классе, часть можно использовать для домашнего задания.
- Look at the photo. What do you see in it? What do you think happened?
- Read the title and subtitle of the article. What information do you expect to read in the article?
- Which of these words do you expect to meet in the article?
invent
powerful
engine
collapse
search
divide
flexible
area
privacy
impress
sense
loss
shocked
buildings
helicopters
-
Read the text and mark the statements as True or False.
- The earthquake happened in Turkey.
- The magnitude of the earthquake was about 8 Richter scale.
- The quake destroyed 20 villages in Turkey.
- Nearly 15,000 rescuers work in the region.
- It was the most powerful earthquake of the last century in Turkey.
- Solve the crossword puzzle using the following words: cause, collapse, death toll, deploy, devastate, flee, injure, rescue, rubble, survivor, tremor.
- Complete the sentences with the words in the correct form: cause, collapse, death toll, deploy, flee, rescue, rubble, survivor.
- The general decided to ……… additional troops to the front lines.
- There was only one ……… of the plane crash.
- Helicopters …….. nearly 20 people from the roof of the burning building.
- Thousands of people left their devastated villages and ……… to the mountains.
- Thousands of buildings ……… as a result of the earthquake.
- The day after the explosion the ……… had risen to 90.
- Rescue workers are digging through the ……… in search of survivors.
- Tsunami can be ……… by a volcano eruption in the ocean.
- Find all passive forms in the text. Rewrite the sentences in the active voice.
- Use the following words to write the summary of the text:
powerful quake, the magnitude 7.8, death toll, injured, rescue workers, collapse, rubble, president
- Imagine you are a reporter interview one of the survivors of the earthquake / rescue workers.
- Make a report about 10 most devastating earthquakes of the 20 th century.
Это лишь некоторые способы использования газетных статей на уроке. Газетные материалы дают большой простор для творчества преподавателей и позволяют развивать различные речевые умения и навыки. Кроме того аутентичные тексты статей на актуальные, интересные темы способствуют повышению мотивации к изучению английского языка, развитию критического мышления и расширению кругозора учащихся.
Литература:
- Плисов, Е. В. Использование публицистических текстов на уроках английского языка в старших классах / Е. В. Плисов, Е. В. Наумова// Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 79–4. — С. 283–285.
- Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам / Е. Н. Соловова. — 3-е изд. — Москва: Просвещение, 2005. — 238 c.
- Peter, Grundy Newspapers / Grundy Peter. — 5-е изд. — 1999: Oxford University Press, 1999. — 149 c.
- Earthquake in Turkey and Syria kills thousands and devastates cities. — Текст: электронный // The Guardian: [сайт]. — URL: https://www.theguardian.com/world/2023/feb/06/turkey-earthquake-2023-gaziantep (дата обращения: 15.06.2024).