В статье автор рассматривает чтение аутентичных текстов на уроках английского языка как способ формирования экологических текстов у старшеклассников, предлагает систему заданий к тексту на тему экологии из англоязычного интернет-журнала.
Ключевые слова: обучение чтению, аутентичный текст, экологическое воспитание
Уровень развития общества определяется качеством образования подрастающего поколения. Очевидный на сегодняшний день экологический кризис поставил человечество на грань выживания, тем самым, приведя к пониманию того, что сохранение равновесия в системе «природная среда — общество — человек» — одна из важнейших задач развития человеческого общества. Таким образом, становится актуальным увеличение внимания к экологической составляющей в образовании.
Становление и социализация экологической личности оказывается возможным только при условии интеграции обучения и воспитания, которая выступает важнейшим условием формирования экологически целесообразной деятельности и поведения человека. В. А. Игнатова [1, с. 195] полагает, что: «...экологическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой, проявляется в системе ценностных ориентаций, мотивирующих экологически обоснованную (природосообразную) деятельность, и реализуется во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием, использованием и научнообоснованным преобразованием природы и общества». Освещение темы экологии как способ формирование экологической культуры имеет место не только на уроках биологии и химии. Так, например, в рамках многих УМК по английскому языку для старших классов тема «Экология» обозначена как одна из тем для изучения и обсуждения. Однако, зачастую учебники либо не содержат текстов на данную тематику, либо тексты являются учебными, что исключает возможность школьников познакомиться с лексическими и грамматическими особенностями письменной речи носителей языка.
Под аутентичными текстами понимаются тексты, «которые носители языка продуцируют для носителей языка, т. е. собственно оригинальные тексты, созданные для реальных условий, а не для учебной ситуации» [2, с.193]. Важно отметить, что именно аутентичные тексты характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, а также позволяют акцентировать внимание учеников на типичных сторонах действительности страны изучаемого языка с целью знакомства с бытовыми и культурными реалиями жизни и особенностями речевого поведения носителей изучаемого языка. Предлагается дополнить работу над темой «Экология» в старших классах на уроках английского языка изучением текста аутентичного публицистического текста «The Youth For Climate Change Protests» [3]. Также была разработана система заданий, которая позволит школьникам обсудить эту проблему на английском языке, почувствовать причастность к этой проблеме и личную ответственность за сохранение состояния окружающей среды. Кроме того, такой формат задания к ним может использоваться для подготовки к ЕГЭ.
Дотекстовый этап:
1. Answer the questions:
− What ecological problems are urgent now? What ecological problems exist in your home town?
− What ecological problems are the most important for you?
− Have you ever heard teenage environmental activist on climate change Greta Thunberg?
2. Инструкция к тексту:
- Read the text paying particular attention to the details.
3. Послетекстовый этап:
3. Read the sentences in the exercise carefully. Put «T» if the sentence is true and «F» if it is false. Put «NS» if this information is not stated in the text,
1 |
This movement started with one fifteen-year-old girl Bella Thunberg. |
|
2 |
Scientists have already come up with solutions. |
|
3 |
Climate laws in the Netherlands is much better than in other countries. |
|
4 |
What was happening then at the protest did not come as a surprise to the author. |
|
5 |
The locals ignored the youth protest in the Hague. |
|
6 |
Russian media ignored news of climate change youth protest in Europe. |
KEY 1F 2T 3T 4F 5F 6 NS
- Skim the text and find one sentence in each part of the text, conveying the main idea of this part.
- Answer the question: What can teenagers do to make their hometown cleaner? List the «smaller changes» mentioned in the text. Give your own examples.
- Comment on one of the following statements.
Some young people believe that smaller changes around you can also definitely have a positive impact on the environment; others think that this problem can only be solved by the joint efforts of the government and the owners of large industrial enterprises.
What is your opinion? Do you agree with this statement? Write 200–250 words. Use the following plan:
− make an introduction (state the problem)
− express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
− express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion
− explain why you don’t agree with the opposing opinion
− make a conclusion restating your position
Таким образом, экологическое воспитание специальный, целенаправленный, организованный, систематический, последовательный, планомерный, педагогический процесс сотрудничества педагога и ученика. Формирование экологической культуры является неотъемлемой частью уроков английского языка, так как позволяет познакомиться с мировой практикой и аутентичными публицистическими текстами. Чтение аутентичных текстов является одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, а их использование на уроках иностранного языка в старшей школе соответствует познавательным потребностям подростков.
Литература:
- Игнатова В. В. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В. А. Игнатова — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. — 195с.
- Халеева И. И. «Основы теории обучения пониманию иноязычной речи». — М., 1989, с.193
- VALERIA KEUSER «The Youth For Climate Change Protests» URL: https://www.theteenmagazine.com/the-youth-for-climate-change-protests (дата обращения: 12.05.2020)