Правовой режим иммунитета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правовой статус органов, уполномоченных на обеспечение правового режима иммунитета бюджета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 13.06.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Серебрякова, В. А. Правовой режим иммунитета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правовой статус органов, уполномоченных на обеспечение правового режима иммунитета бюджета / В. А. Серебрякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 396-397. — URL: https://moluch.ru/archive/523/114997/ (дата обращения: 16.08.2024).



Значимость изучения правого режима иммунитета бюджета обусловлена тем, что от правильного формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы РФ зависит финансовая устойчивость РФ.

В данной статье рассмотрено понятие «иммунитет бюджетов», а также определена его роль и значение как специального правового режима, введенного для защиты финансовых интересов государства и общества. Также определена роль и значение финансовых органов, осуществляющих функции по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: исполнение судебных актов, бюджет, бюджетная система РФ, исполнительные документы, обращение взыскания, финансовый орган, иммунитет бюджетов.

Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта. Но в ст. 239 БК РФ также предусмотрены исключения, когда обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ возможно без судебного акта. [2]

Диалектика данных правоотношений заключается в том, что, с одной стороны, требования судебного акта должны быть исполнены своевременно и в полном объеме, а с другой- государство должно обеспечить исполнение всех расходных обязательств.

Данный правовой институт имеет большое значение для обеспечения финансовой устойчивости государства и его способности выполнять свои функции.

В ст. 242.1–242.6 БК РФ закреплен порядок исполнения судебных актов за счет средств бюджета. Данный порядок распространяется не на все виды исковых требований.

Основным механизмом, применяемым для принуждения публично-правовых образований к исполнению судебных актов, выступает приостановление операций по лицевым счетам казенных учреждений. Данный механизм распространяется только на требования в денежной форме.

Целью иммунитета бюджетов является предоставление дополнительных гарантий защиты отдельным категориям лиц посредством устранения противоречий между конкурирующими нормами. [5]

Основными функциями иммунитета бюджета выступают такие функции как:

— защищает финансовые интересы государства и общества в форме запрета на принудительное обращение взыскания на средства бюджета;

— гарантирует права граждан;

— обеспечивает исполнение всех социальных функций и задач.

В соответствии с главой 24.1 БК РФ определены органы, исполняющие судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. В соответствии с п. 1 ст. 242.2 БК РФ на Минфин РФ возложено исполнение судебных актов по искам к РФ о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов РФ или их должностных лиц. [2]

В ст. 242.2 БК РФ определены основные финансовые органs, осуществляющие исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исполнением судебных актов по искам к РФ занимается Федеральное Казначейство, по искам к субъектам РФ- финансовый орган субъекта, например, в Удмуртской Республике данным органом выступает Министерство финансов УР или Управление Федерального Казначейства по УР, по искам к муниципальным образованиям- финансовый орган муниципального образования, например, в МО «Город Ижевск» финансовым органом выступает Управление финансов Администрации города Ижевска.

В определенных случаях исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется службой судебных приставов. Это допускается в том случае, если лицевые счета казенного учреждения-должника открыты в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации. [4]

На Министерство финансов Российской Федерации возложено выполнение общественно и социально-значимых функций, направленных на выработку бюджетной политики и ее нормативно-правовому регулированию, которые реализуются через определенные полномочия. [5]

Представление интересов Министерства финансов РФ на территории субъектов Российской Федерации осуществляют управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета. Федеральное казначейство осуществляет учет бюджетных, долгосрочных договорных и денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Федеральное казначейство осуществляет исполнение бюджетных обязательств посредством восстановления нарушенных прав взыскателя при исполнении требований исполнительных документов. [6]

Эффективное и оптимальное развитие бюджетной системы напрямую зависит от функционирования механизма обращения взыскания на средства бюджета.

Восстановление нарушенных прав должно обеспечить восстановление прав должника и обеспечить баланс бюджетных средств.

Как ранее было сказано, исполнение судебных актов по искам к субъектам РФ осуществляется финансовым органом данного субъекта. Рассмотрим деятельность финансовых органов на территории Удмуртской Республики.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений осуществляется в соответствии со ст. 242.4 БК РФ. [2]

На территории Удмуртской Республики финансовыми органами по исполнению таких судебных актов выступают Министерство финансов УР и Управление Федерального Казначейства по УР. Данные финансовые органы организует исполнение судебных актов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Удмуртской Республики и на средства бюджетных и автономных учреждений Удмуртской Республики, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Для того, чтоб определить в какой орган необходимо предъявить исполнительный документ, необходимо уточниться в каком финансовом органе открыт лицевой счет учреждения-должника. Данную информацию можно найти на сайтах данных финансовых органов в разделе «Исполнение судебных актов».

В соответствии со ст. 242.5 БК РФ осуществляется исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.

На территории МО «Город Ижевск» данным вопрос занимается Управление финансов Администрации города Ижевска. Данный финансовый орган на основании ст. 242.5 БК РФ, Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, Порядка учета и хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляет деятельность по исполнению судебных актов.

Таким образом, финансовые органы выступают регулятором отношений, возникающих при исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Финансовые органы занимаются организацией принудительного исполнения исполнительных документов в соответствии с порядком, установленном главой 24.1 БК РФ, тем самым осуществляя обеспечение правового режима иммунитета бюджетов бюджетной системы РФ.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
  2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024);
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024);
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  5. Гуреев В. А. Исполнение исполнительных документов в отношении публично-правовых образований и государственных (муниципальных) учреждений: законодательное регулирование и практика применения/ Гуреев В. А., Селионов И. В. — Москва: Проспект, 2016. — 184 с.
  6. Попондопуло В. Ф. Финансовое право / В. Ф. Попондопуло, Д. А. Петров — Москва: Проспект, 2021. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): БК РФ, обращение взыскания, бюджетная система РФ, исполнение, Федеральное Казначейство, акт, средство бюджетов, Российская Федерация, Удмуртская Республика, финансовый орган.


Похожие статьи

Задать вопрос