Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Зарубежный опыт правового регулирования электронных денежных средств

Юриспруденция
06.06.2024
131
Поделиться
Библиографическое описание
Шитихина, К. Р. Зарубежный опыт правового регулирования электронных денежных средств / К. Р. Шитихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 569-571. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115336/.


В статье рассматривается опыт зарубежных стран в области правового регулирования электронных денежных средств. Автор анализирует законодательные акты и нормативные документы, принятые в различных государствах для регламентации использования электронных денег.

Особое внимание уделяется подходам к определению правового статуса электронных денежных средств, требованиям к эмитентам и операторам платежных систем, а также механизмам защиты прав потребителей. Приводятся примеры успешных практик регулирования электронных денег в таких странах, как США, Япония, Сингапур и страны Европейского союза.

Автор приходит к выводу, что, несмотря на различия в подходах к правовому регулированию электронных денежных средств, в большинстве стран прослеживаются общие тенденции. К ним относятся: признание электронных денег в качестве законного средства платежа, установление требований к эмитентам и операторам платежных систем, обеспечение прозрачности и безопасности транзакций, а также защита прав потребителей.

Ключевые слова: деньги, деньга, Европейский Союз, минимальный капитал, Китай, Корея, Россия, Сингапур, Тайвань, Япония, выпуск, средство, финансово-правовая природа, широкое распространение, подход, регулирование.

За последние десятилетия компьютеры и электронные коммуникации развивались быстрее всего. Интернет и информационные технологии стали широко использоваться в экономике и денежном обращении, что привело к популярности электронных денег. Эти деньги выпускаются и обращаются в Интернете, число пользователей которого постоянно растет. Это неизбежно увеличит объемы электронной торговли, включая международную. Электронные деньги могут использоваться в международной торговле, что в будущем позволит применять их в любой стране.

Хотя электронные деньги существуют относительно недолго, их финансово-правовая природа активно обсуждается в научных кругах и широко освещается в юридической литературе. Правовые основы обращения электронных денег закреплены в законодательстве и нормативных актах многих стран, регулирующих деятельность банков. Однако, из-за многогранности феномена электронных денег, до сих пор нет единого научного мнения о их финансово-правовой природе, что усложняет регулирование денежного обращения. [1, 142–154].

В современном мире, с отказом от золотого стандарта, усилением глобализации и развитием информационных технологий, электронные деньги могут выполнять все функции обычных денег. Их можно рассматривать как новую форму денег, возникшую из-за утраты внутренней стоимости и развития безналичных расчетов. Это переход от аналоговой к цифровой форме денег на информационном этапе их развития.

Хедли (2017) отмечает, что с юридической точки зрения электронные деньги являются обязательствами банка-эмитента, что дает держателю право требовать их обмена на наличные или безналичные деньги. Hewitt и Carlson (2019) поддерживают эту точку зрения, указывая, что электронные деньги представляют собой денежное обязательство эмитента. В последнее время многие системы электронных денег работают по аналогии с электронными системами депозитных средств, но с той разницей, что в первом случае деньги записываются на виртуальные счета эмитента, а во втором — на банковские счета (Какаванд и др., 2017). Таким образом, обязательства эмитента являются одной из особенностей электронных денег.

Правила использования электронных средств варьируются в разных странах. Многие государства, включая страны Европейского Союза, приняли специальные законы для регулирования выпуска и использования электронных средств. В ЕС, например, действует Директива об электронных деньгах (2009/110/ЕС), которая устанавливает правила для выпуска электронных средств, требования к минимальному капиталу, обеспечению операционной безопасности и защите прав потребителей. [2, 7–17].

Одним из главных преимуществ электронных средств является их способность к мгновенным операциям, что значительно ускоряет процесс расчетов и снижает их стоимость по сравнению с обычными банковскими транзакциями. Это способствует развитию электронной торговли и цифровой экономики в целом.

Криптовалюты представляют собой особую форму электронных средств, так как они не контролируются центральным банком или государством. Они основаны на технологии блокчейн, которая обеспечивает децентрализацию и высокий уровень безопасности при проведении операций.

Страны с развитой экономикой особенно остро ощущали проблему отсутствия законодательных норм для регулирования электронных денег, так как у них активно развивалась электронная коммерция. Это привело к серьезным правовым проблемам, которые усугублялись по мере роста использования электронных денег. Поэтому многие страны начали разрабатывать финансово-правовое регулирование для выпуска и обращения электронных денег, чтобы устранить эти правовые пробелы.

Электронные средства становятся важной частью мировой финансовой системы, предлагая удобные, быстрые и инновационные решения для ежедневных платежей.

Азиатские страны были одними из первых, кто начал регулировать использование электронных денег через законы. В таких странах, как Япония, Сингапур, Китай и Тайвань, электронные деньги считаются особым видом имущества с определенной ценностью и правами. В других странах, например, в Корее, электронные деньги рассматриваются как часть договора на предоставление услуг, где оператор выступает в роли плательщика. [3, 187–191].

В странах Азии подход к определению эмитентов электронных денег различается. В некоторых странах, таких как Корея, Китай и Тайвань, только банки и кредитные компании могут выпускать электронные деньги. В Японии это право имеют не только банки, но и другие организации, получившие соответствующую лицензию. В Сингапуре выпуск электронных денег находится исключительно под контролем государства.

В Европейском Союзе регулирование также претерпело изменения. Сравнение Директивы 2000/46/ЕС и Директивы 2009/110/ЕС показывает важные обновления:

  1. Уставный капитал для институтов, выпускающих электронные деньги, был снижен с 1 миллиона евро до 350 тысяч евро.
  2. Требования к капиталу заменены новыми расчетными нормами, учитывающими вид деятельности и риски учреждений-эмитентов.
  3. Учреждения, выпускающие электронные деньги, теперь могут предоставлять платежные услуги и выдавать кредиты в рамках этих услуг.
  4. Клиенты получили право на бесплатное возвращение средств в любой момент при возврате электронных денег.
  5. Эмитенты могут взимать комиссию за транзакции в соответствии с договором.

В странах Азии подход к выпуску электронных денег различается. В Корее, Китае и Тайване это право принадлежит только банкам и кредитным компаниям. В Японии электронные деньги могут выпускать не только банки, но и другие организации, имеющие соответствующую лицензию. В Сингапуре выпуск электронных денег контролируется исключительно государством.

Исторически регулирование в ЕС прошло через несколько этапов:

1994–1999 годы: В этот период была разработана общая концепция и теоретическая основа, которая предусматривала монополию банков на выпуск и обращение электронных денег.

2000–2008 годы: Введена Директива 2000/46/EC, которая стандартизировала понятие электронных денег как «ценности, которая сохраняется». Эта директива установила требования к учреждениям, занимающимся обращением электронных денег, включая порядок лицензирования, получение европаспорта, минимальный капитал и постоянные собственные средства. Также были определены правила пруденциального надзора и меры по предотвращению отмывания денег, а также порядок обналичивания электронных денег.

С 2009 года по настоящее время: Директива 2009/110/ЕС расширила круг лиц, имеющих право на выпуск электронных денег, снизила барьеры для учреждений и разнообразила их деятельность в этой сфере.

Анализ финансово-правового регулирования электронных денег в Европейском Союзе показал, что слишком строгие нормативные требования к эмитентам могут замедлять развитие платежных систем. Важно найти баланс между законодательством и интересами всех участников рынка, чтобы поддерживать инновации и рост в этой области [4, 313–317].

Хотя страны ЕС должны были включить положения Директив 2009/110/EC и 2000/46/EC в свое национальное законодательство к апрелю 2011 года, некоторые из них столкнулись с трудностями при их внедрении. Директива 2009/110/EC, в частности, устанавливала ограничения, такие как максимальная номинальная стоимость электронных денег в 6 миллионов евро, ограничения по числу предприятий, принимающих такие деньги, и требования к географическому расположению эмитента.

В мире существуют два основных подхода к регулированию электронных денег. Первый подход, применяемый в Японии, Сингапуре, Китае, Тайване, США (на федеральном уровне), Казахстане, России и Белоруссии, рассматривает электронные деньги как особый актив. Законодательство этих стран включает нормативную регуляцию, лицензирование, требования к минимальному капиталу и ограничения на технические средства для учета и хранения электронных денег [5, 554–565].

В Корее, некоторых штатах США и Австралии электронные деньги рассматриваются как средство обмена. В этих странах регулирование носит рекомендательный характер и включает надзор за эмитентами, контроль за счетами и агентами, а также требования к раскрытию информации.

Выводы подчеркивают необходимость адаптации законодательства для устойчивого развития рынка электронных денег. Это включает государственную регистрацию и лицензирование эмитентов, установление требований к минимальному капиталу, введение надзора и контроля, а также разработку мер ответственности за нарушения финансовых норм при выпуске и обращении электронных денег.

Аргументы приводят к выводу, что хотя регулирование электронных денежных средств (ЭДС) в России начало развиваться сравнительно недавно, сегодняшняя законодательная база демонстрирует высокий уровень правовой проработки. Это позволяет участникам экономического оборота полноценно использовать возможности ЭДС, учитывая интересы государства в области национальной и экономической безопасности. Особенностью российского подхода к регулированию ЭДС является их рассмотрение как специфического типа платежей, аналогичных услугам, на которые распространяются строгие нормы банковского регулирования. В Корее, некоторых штатах США и Австралии электронные деньги рассматриваются как средство обмена. В этих странах регулирование носит рекомендательный характер и включает надзор за эмитентами, контроль за счетами и агентами, а также требования к раскрытию информации.

Выводы подчеркивают необходимость адаптации законодательства для устойчивого развития рынка электронных денег. Это включает государственную регистрацию и лицензирование эмитентов, установление требований к минимальному капиталу, введение надзора и контроля, а также разработку мер ответственности за нарушения финансовых норм при выпуске и обращении электронных денег.

Аргументы приводят к выводу, что хотя регулирование электронных денежных средств (ЭДС) в России начало развиваться сравнительно недавно, сегодняшняя законодательная база демонстрирует высокий уровень правовой проработки. Это позволяет участникам экономического оборота полноценно использовать возможности ЭДС, учитывая интересы государства в области национальной и экономической безопасности. Особенностью российского подхода к регулированию ЭДС является их рассмотрение как специфического типа платежей, аналогичных услугам, на которые распространяются строгие нормы банковского регулирования. Это отличает Россию от мировой практики, предлагая уникальный взгляд на использование и обращение электронных денег в экономике.

Литература:

1. Николайчук, О. А. Электронная валюта в свете современных правовых и экономических вызовов / О. А. Николайчук. — Текст: непосредственный // Journal of Economic Regulation.. — 2017. — № 1. — С. 142–154.

2. Directive 2009/110/EC of the European Parliament and of the Council of 16 September 2009 on the taking up, pursuit and prudential supervision of the business of electronic money institutions amending Directives 2005/60/EC and 2006/48/EC and repealing Directive 2000/46/EC Text with EEA relevance //Official Journal L 267. 10/10/2009. p. 0007–0017.

3. Колесников, Ю. А. Понятие электронных денег по законодательству России и зарубежных стран / Ю. А. Колесников. — Текст: непосредственный // Пробелы в российском законодательстве. — 2015. — № 2. — С. 187–191.

4. Панина, Д. С. Особенности регулирования индустрии электронных платежей: опыт зарубежных стран / Д. С. Панина. — Текст: непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2015. — № 4. — С. 313–317.

5. Анализ развития и регулирования криптовалют: зарубежный и российский опыт / А. В. Бабкин, Д. Д. Буркальцева, О. А. Гук, А. С. Тюлин. — Текст: непосредственный // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2017. — № 4. — С. 554–565.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
деньги
деньга
Европейский Союз
минимальный капитал
Китай
Корея
Россия
Сингапур
Тайвань
Япония
выпуск
средство
финансово-правовая природа
широкое распространение
подход
регулирование
Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 569-571):
Часть 8 (стр. 531-605)
Расположение в файле:
стр. 531стр. 569-571стр. 605

Молодой учёный