В статье проводится исследование правового регулирования криптовалют и цифровых активов в законодательстве различных стран. Были изучены глобальные тенденции, а также выявлены преимущества и недостатки применения криптовалюты в экономической и правовой сферах. В мире возникла потребность в упорядочении отношений в сфере обращения виртуальных активов, то есть привлечение государства к урегулированию этих правоотношений для установления «правил игры» для участников обращения криптовалюты и других виртуальных активов, а именно разработки соответствующего правового обеспечения этой сферы.
Ключевые слова: правовое регулирование, законодательство, технологии распределения реестра, токены, криптовалюта, цифровые активы, отношения в сфере виртуальных активов.
The article conducts a study of the legal regulation of cryptocurrencies and digital assets in the legislation of various countries. Global trends were studied, and the advantages and disadvantages of using cryptocurrency in the economic and legal spheres were identified. There is a need in the world to streamline relations in the sphere of circulation of virtual assets, that is, to involve the state in the settlement of these legal relations in order to establish the “rules of the game” for participants in the circulation of cryptocurrency and other virtual assets, namely the development of appropriate legal support for this area.
Keywords: legal regulation, legislation, registry distribution technologies, tokens, cryptocurrency, digital assets, relations in the field of virtual assets.
Цифровые или «виртуальные» валюты создают серьезные проблемы для государственных, финансовых и юридических учреждений из-за своей нефизической природы и относительной анонимностью по отношению к физической валюте. Эти атрибуты делают эту форму обмена чрезвычайно изменчивой и привлекательной для преступников. Поэтому многие страны для предупреждения преступлений с использованием цифровых валют приняли законы, регулирующие, а в некоторых случаях и ограничивающие их использование, в пределах своих юрисдикций.
Руководства по соблюдению международных правовых и нормативных требований по регулированию цифровой валюты, в основном выпускаемые центральными банками, оказывают сильное влияние на производство, распространение и использование цифровой валюты. Соблюдение этих нормативных требований помогает юристам практикам в области бизнеса, права и технологий разрабатывать, внедрять, управлять и развивать стратегию, практику и процедуры, обеспечивающие выполнение деятельности, связанной с цифровой валютой [1].
В разных юрисдикциях сформировался и продолжает формироваться комплекс законов, регулирующих цифровые валюты, а также возникают новые юридические требования, направленные непосредственно на цифровую валюту. Это влечет за собой максимизацию ценности цифровой валюты, а также минимизацию риска неблагоприятных правовых последствий для участников финансовых рынков.
Все больше юрисдикций, таких как Канада, Австралия, остров Мэн, Нью-Йорк, Калифорния разрабатывают юридические инициативы, специально направленные на правовое регулирование цифровой валюты. Многие вносят изменения в законодательство для более четкого, чтобы более четко и непосредственно рассматривать цифровую валюту и ее приложения. Даже в тех юрисдикциях, где такие инициативы не реализуются, цифровая валюта уже подчиняется большому и сложному набору юридических обязательств, установленных действующим законодательством, включая договорные, коммерческие транзакции, уголовные, имущественные и правозащитные требования. Практически каждая категория права уже оказывает влияние на виртуальные валюты и их использование. Усилия по соблюдению правовых норм необходимы всем членам сообщества цифровых валют, начиная от случайных пользователей и заканчивая более активными членами глобального сообщества виртуальных валют. В мире цифровой валюты соблюдение правовых норм является жизненно важной и сложной проблемой, которая уже существует и нуждается в усиленном внимании [2].
В общем отношение к цифровой валюте можно разделить на три категории:
1) активное наблюдение и руководство развитием цифровой валюты. Посредством введения законов и нормативных актов для ограничения и надзора за разными субъектами цифровой валюты, регулирования использования новых финансовых технологий и инструментов. Среди стран, придерживающихся такой политики являются Япония и Германия — наиболее яркие примеры положительного отношение к цифровым валютам. Закон Японии о регулировании капитала был пересмотрен и введен в действие в 2017 году, а соответствующая система управления была улучшена. Налоговое законодательство Германии было пересмотрено в связи с проведением торговых операций с виртуальными деньгами. Кроме Японии и Германии, Австралия, Канада, Индия также положительно относятся к цифровой валюте.
2) «стоять на месте». Примером является Франция, которая напоминает инвесторам о возможных рисках цифровой валюты с помощью указаний и предупреждений, не поддерживает развитие цифровой валюты и не запрещает ее обращение, а принимает либеральную позицию «подожди и смотри». Центральный банк Франции не раз публично заявлял о своем намерении создать новую лабораторию инноваций в надежде на сотрудничество с большим количеством стартапов в области блокчейна. Но в то же время Центральный банк Франции постоянно предупреждал инвесторов о рисках, связанных с виртуальной валютой, чтобы инвестиции в цифровую валюту не мешали внутреннему финансовому рынку.
3) запретить операции с цифровой валютой и стабилизировать существующую среду финансового рынка. Многие страны, к примеру, Таиланд, отрицательно относятся к цифровой валюте. С одного стороны, они отказываются признавать правовой статус цифровой валюты, с другой — формулируют правила и политику регулирования цифровой валюты. Большинство стран начали создавать специальные исследовательские группы для изучения перспектив развития, правового регулирования и других аспектов цифровой валюты [3].
В настоящее время существуют относительно полные и системные практики по цифровой валюте, такие как проект «JasperUbin» денежно-кредитного управления Сингапура и Банка Канады, «Libra», реализован Facebook и «Petro» из Венесуэлы. Проект выпуска глобальных стейблкоинов «Libra» стал катализатором глобальной активности. Так, на начало 2019 года более 60 центральных банков во всем мире изучали вопрос выпуска цифровых валют центральными банками (ЦВЦБ), а в середине 2020 года Центральный банк Китая начал тестирование цифрового юаня. Эта серия практик цифровой валюты подтвердила перспективу развития «децентрализации» цифровой валюты, но также выявила и ряд проблем [4].
С постоянным развитием сети Интернет мобильные платежи становятся все более популярными и безбумажная цифровая валюта постепенно показывает свои преимущества. При условии суровой конфиденциальности, бесплатных платежей, прозрачности и нейтралитета, вопросы эффективного контроля за цифровой валютой и предотвращения использования преступниками цифровой валюты для отмывания денег и другой преступной деятельности, стали важным фактором, ограничивающим легализацию цифровой валюты. Хотя во многих странах постоянно проводятся исследования, результаты которых очень плодотворны, полной и четкой правовой системы, и полного набора мероприятий регулировки цифровой валюты все еще нет, и нам еще придется пройти длинный путь в сфере надзора за цифровой валютой.
В результате проведенного Артемовым Н. социально-правового исследования [5, с. 128] выяснилось, что не существует единой стратегии правового регулирования виртуальных валют, влияющее на их восприятие получателями. Это заключение основанное на сравнительном анализе правового регулировка обращения криптовалют в таких странах, как Япония, США и Швейцария. Несогласованность правового регулирования наблюдается не только между разными странами, но и внутри одного государства, что подтверждается ситуацией в США и Швейцарии. В данное время в Японии наиболее эффективная система государственного регулирования обращения криптовалют [6].
В настоящее время правовые акты, регулирующие деятельность в сфере цифровых валют, действуют на Мальте, в Лихтенштейны, Финляндии и Гибралтаре, а в рамках ЕС планируется принятие специального регламента о рынки цифровых валют.
Мальтийский закон от 1 ноября 2018 года «О виртуальных финансовых активах» (Virtual Financial Assets Act) представляет собой пример наиболее детализированного регулирования в сфере денежных активов. Данный закон разграничивает четыре типа активов, неразрывно зависящих от DLT (Distributed Ledger Technology) технологии распределенного реестра или используют технологию (DLTasset) — виртуальные денежные активы, электронные средства, денежные инструменты и виртуальные токены. Виртуальные финансовые активы определяются как любая форма записи цифрового носителя, используемые как средство обмена, учета или хранение стоимости, являющиеся электронными деньгами, виртуальным токеном или финансовым инструментом. Под виртуальным токеном понимается утилитарный токен, полезность, ценность или применение которого ограничено исключительно приобретением товаров (услуг) или исключительно платформой (сетью платформ) DLT, в рамках которой (которых) был выпущен токен. При наличии возможности конверсии в другой криптоактив виртуальный токен рассматривается для целей регулировки как тип криптоактива, в какой может быть конвертирован виртуальный токен. Деятельность поставщиков виртуальных финансовых услуг (ВФУ) лицензируется Управлением финансовых услуг Мальты. Поставщики ВФУ обязаны придерживаться Свода правил Управления финансовыми услугами Мальты (MFSA) виртуальными финансовыми активами. Для раскрытия информации инвесторами используется так называемая «Белая книга» — документ, в котором содержится информация об ICO (криптовалюта), показываются идеи, назначения и преимущества продукта, этапы и сроки его реализации, порядок размещения токенов и расходы, связанные с ICO — необходимая для информированного принятия решений инвесторами с учетом характер деятельности эмитента и специфики виртуальных финансовых активов. Закон о виртуальных финансовых активах содержит развернутые требования к содержанию «белой книги», подлежащая одобрению MFSA и действительна в течении шести месяцев после такого одобрение [7].
Закон Лихтенштейна от 3 октября 2019 года «О токенах и поставщиках услуг доверенных технологий» (Gesetzuber Tokenund VT-Dienstleister) устанавливает гражданско-правовые основы выпуска и обращения токенов с использованием доверенных технологий, а также порядок регулирования поставщиков услуг доверенных технологий и надзора за их деятельностью. Доверенные технологии — технологии, позволяющие обеспечить целостность токенов, четкое распределение токенов по уникальным идентификаторам и передачей токенов. Закон применяется ко всем поставщикам услуг доверенных технологий, генерирующих или выпускающих токены в Лихтенштейне, или в случаях, когда стороны сделки с токенами предусматривают ее применение. Поставщики услуг доверенных технологий обязаны Зарегистрироваться в Управлении финансового рынка Лихтенштейна [8].
Финский закон «О поставщиках услуг виртуальных валют» предусматривает 1 мая 2019 года для поставщиков виртуальных валют обязанность по регистрации в управлении финансового надзора. Поставщики виртуальных валют должны соблюдать ряд требований, связанных с соблюдением законодательства, сегрегации и защиты активов клиентов, требования к кибербезопасности, планами непрерывности деятельности и восстановления в случае сбоев информационных систем, а также поставщики виртуальных валют обязаны уведомлять орган таможенного контроля о счетах клиентов [7].
В Гибралтаре положения «О финансовых услугах (поставщики технологии распределенного реестра)» 2020 года, принятое на основании закона «О финансовых услугах» 2019 года предполагает для поставщиков услуг DLT (услуги с использованием DLT для хранения или передачи причитающейся другим лицам стоимости) долг регистрации в Гибралтарской комиссии финансовых услуг. Комиссия до принятия решения о регистрации поставщика услуг DLT должно оценить характер и сложность предполагаемой бизнес-модели, продуктов и услуг, а условием регистрации и дальнейшей деятельности, является соблюдение поставщиком услуг DLT ряда регуляторных принципов (честности, добросовестности, адекватности финансовых и нефинансовых ресурсов, наличие систем предотвращения и обнаружения финансовых преступлений) [8].
В России к цифровым активам относятся: криптовалюта, цифровые финансовые активы и цифровой рубль.
Российская Федерация первая в мире создала законодательную базу, позволяющую внедрить цифровую валюту Центрального банка. С 01.08.2023 г. вступил в силу закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9], содержащий правовые основы для осуществления операций с цифровым рублем и вносящий поправки в действующие законы о национальной платежной системе (закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 г.), о Центральном Банке Российской Федерации (закон № 86-ФЗ от 10.06.2002 г.), о банкротстве (закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 г.), о банках (закон № 395–1 от 02.12.1990 г.) и др. Законом № 340-ФЗ установлено, что платформа цифрового рубля — это информационная система, посредством которой взаимодействуют оператор платформы цифрового рубля, ее участники и пользователи в целях совершения операций с цифровыми рублями. Оператором платформы назначен Центральный Банк Российской Федерации, который должен установить правила платформы цифрового рубля своими нормативными актами.
Почти сразу после принятия закона № 340-ФЗ о цифровом рубле было запущено тестирование новой формы валюты. К тестированию на реальных операциях было допущено более 13 банков и 30 торговых точек в 11 городах России.
Любое законодательство, принятое в отрасли цифровых валют, должно быть конкретным, ориентированным на будущее и учитывать инновации и технологические разработки. Отдельно следует подчеркнуть особый характер цифровой валюты, который не имеет условную территориальную привязку в связи с распространением в электронной форме. Таким образом, любое правовое регулирование (независимо от его статуса — национальное или наднациональное) в перспективе является экстерриториальным.
Литература:
- Digital Currency. Financial consume agency of Canada. 19 Jan 2018. Режим доступа: https://www.canada.ca/en/financial-consumer-agency/services/payment/digital-currency.html (Дата обращения 14.02.2024).
- Konrad Krasuski, Crypto Traders Protest Poland’s Tax Decision. Bloomberg. 09 Apr 2018. Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018–04–09/crypto-traders-protest-as-poland-wants-tax-from-all-transactions. (Дата обращения 14.02.2024).
- Harwood-Jones M. (2019) Digital and Crypto-Assets: Tracking Global Adoption Rates and Impacts on Securities Services // Journal of Securities Operations & Custody. Vol. 12. No 1. P. 49–57. Режим доступа: https://hstalks.com/article/5312/digital-and-crypto-assets-tracking-globaladoption/ (Дата обращения 14.02.2024)
- Overall J., Adams D. (2019) Stablecoins: A Global Overview of Regulatory Requirements in Asia Pacific, Europe, the UAE and the US. Clifford Chance. Режим доступа: https://www.cliffordchance.com/content/dam/cliffordchance/briefings/2019/09/stablecoins-a-global-overview-of-regulatory-requirements-in-asia-pacific-europe-the-uae-and-the-us.pdf (Дата обращения 14.02.2024).
- Artemov N. El modelo de regulación legal de la circulación de monedas virtuales: La investigación sociológica y legal / N. Artemov, L. Arzumanova, A. Sitnik, Y. Smirnikova, S. Zenin // JURÍDICAS CUC, 2020, vol. 16, no. 1, pp.127– 144. DOI: https://doi.org/10.17981/juridcuc.16.1.2020.05.
- Houben R., Snyers A. (2020) Crypto-Assets: Key Developments, Regulatory Concerns and Responses. Policy Department for Economic, Scientific and Quality of Life Policies DirectorateGeneral for Internal Policies. European Parliament. Режим доступа: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2020/648779/IPOL_STU(2020)648779_EN.pdf (Дата обращения 14.02.2024).
- President’s Working Group on Financial Markets (PWG) (2020) Statement on Key Regulatory and Supervisory Issues Relevant to Certain Stablecoins. 23 December. Режим доступа: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm1223. (Дата обращения 14.02.2024).
- Regulation of Cryptocurrency Around the World. The Library of Congress. Режим доступа: https://tile.loc.gov/storage-services/service/ll/llglrd/2018298387/2018298387.pdf https://tile.loc.gov/storage-services/service/ll/llglrd/2018298387/2018298387.pdf. (Дата обращения 14.02.2024).
- Закон РФ от 24.07.2023 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Консультант. Правовая навигационная система [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения: 14.02.2024)