Правовое регулирование библиотечной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 04.06.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Трофимова, А. Ю. Правовое регулирование библиотечной деятельности / А. Ю. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 557-560. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115198/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассматриваются актуальные вопросы, посвященные современному правовому регулированию деятельности библиотек на территории Российской Федерации. Автор выявляет особенности правового механизма регулирования библиотечной деятельности в России, рассматривая становление и развитие правового регулирования информационно-библиотечной деятельности в России, выявления ее основных этапов и осуществляя информационно-правовой анализ библиотечного и информационного отечественного законодательства Это позволило установить отличительные признаки правового регулирования деятельности библиотек в России и осуществить исследование организационной структуры институтов регулирования библиотечной деятельности в России, с выявлением специфически средств и методов, которые они используют.

Ключевые слова: механизм правового регулирования, библиотечное дело, информационное право.

The article deals with topical issues related to the modern legal regulation of libraries in the territory of the Russian Federation. The author identifies the features of the legal mechanism for regulating library activities in Russia, considering the formation and development of legal regulation of information and library activities in Russia, identifying its main stages and carrying out an information and legal analysis of library and information legislation in Russia. This allowed us to establish the distinctive features of legal regulation of library activities in Russia and to carry out a study of the organizational structure of institutions regulating library activities in Russia. Russia, with the identification of specific tools and methods that they use.

Keywords: mechanism of legal regulation, librarianship, information law.

Задачу хранения и передачи научного и общечеловеческого знания, на протяжении культурного существования человечества решали библиотеки, как хранилища и место работы с письменными текстами, содержащими такое знание.

Изучение правового регулирования деятельности библиотек по законодательству России важно, во-первых, с точки зрения формирования и практической реализации регулирования совершенно особого вида социальных отношений, в условиях все большей интеграции правовых, экономических и социокультурных систем.

Во-вторых, это изучение важно в контексте влияния на культурные и информационные процессы в русле создания единого информационного пространства на территории всей Российской Федерации.

В-третьих, в контексте создания единого, глобального информационного и культурного пространства России и государств, поддерживающих цивилизационную политику России на международной арене, создающего правовое обеспечение международного сотрудничества в области информационно-библиотечной деятельности.

Изучение правового регулирования деятельности библиотек, как в предметном поле юриспруденции, так и в предметном поле библиотековедения предполагает рассмотрение в качестве объекта общественных отношений в информационно-библиотечной сфере Российской Федерации.

Нам представляется особенно актуальным, выявление особенностей правового механизма регулирования библиотечной деятельности в России, что предполагает, во-первых, рассмотрение становления и развития правового регулирования информационно-библиотечной деятельности в России, выявление ее основных этапов (имперский, советский и постсоветский), информационно-правовой анализ библиотечного и информационного отечественного законодательства; во-вторых, выявление, обоснование и раскрытие принципов правового регулирования информационно-библиотечной деятельности в России с установлением его отличительных признаков; в-третьих, исследование организационной структуры институтов регулирования библиотечной деятельности в России, с выявлением специфически средств и методов, которые они используют.

На сегодняшний день в российских электронных архивах и библиотеках хранится, действительно, очень большое количество разнообразных документов, среди которых есть и рукописи, и современные мультимедийные продукты. Новейшие электронные носители документов значительно увеличили доступность информации, расширили горизонт ее получения, однако, стихийность процессов в накоплении и распространении информации, когда используются различные форматы хранимых данных, дублирование информации, зачастую, без указания первоисточников, плагиат, копирование и распространение без разрешения правообладателей препятствуют получению качественной и достоверной информации гражданами России. В этих условиях, особенно важно формирование единого, достоверного российского электронного пространства знаний, на что, по определению, всегда была направлена деятельность отечественных библиотек. При этом, понятие «пространство знаний», является новым для российской правовой теории и практики [4], несмотря на то, что право давно и прочно играет заметнейшую роль в формировании и использовании экономического, энергетического, космического, наземного, воздушного и других пространств. Гораздо более классическим, является понятие «информационного пространства», несмотря на то, что категории: «информация» и «знание», все еще остаются дискуссионными. Сложившаяся ситуации несколько упрощается, потому что, в российском законодательстве достаточно четко обозначена основа российского единого электронного пространства знаний, что следует из буквального прочтения концептуальных программных документов, принимающихся на самом высоком уровне правового регулирования. В этих документах усматривается единый подход к пониманию единого российского электронного информационного пространства знаний и целей его формирования. Предполагается, что его корпус будут составлять оцифрованные книжные, архивные и музейные фонды, то есть все информационные ресурсы, которые будут переведены и уже переводятся, в электронный формат. В вышеупомянутых программных документах есть указание и на отдельные виды электронного объединения фондов, такие как: Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знаний и сферам творческой культурной деятельности. В настоящее время продолжает реализовываться проект Национальной электронной библиотеки (НЭБ), которому был дан старт в уже далеком 2004 году.

Современное правовое регулирование деятельности библиотек и оборот библиотечной информации позволяет, в целях нашего выпускного квалификационного исследования, условно «разбить» все правовые акты, регулирующие эту сферу общественных отношений на три группы.

В первую группу, актов регулирующих деятельность библиотек в России входят нормы Конституции Российской Федерации, которые имеют базовое значение, международные акты, пакты и договоры, которые закрепляют право на информацию, сюда же входят акты правительства Российской Федерации, занимающие подзаконное положение и принимаются во исполнение программно-доктринальных актов Президента Российской Федерации.

Значение информации в современном мире трудно переоценить. Во всех отраслях научного и практического знания XXI века значимость информации получило широкомасштабное признание в любых областях, форматах и сферах.

По этой причине, пропорционально значимости информации, растет и значимость права на ее получение, права на информационное обслуживание, а также защиты людей от нежелательной информации.

К национальным интересам Российской Федерации, в качестве их составляющей, относятся конституционные права и свободы человека и гражданина в информационной сфере [9].

В это связи необходимо обратиться к Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы [8] и Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [5].

В Стратегии развития информационного общества заложены основные принципы получения информации, такие как, обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией, сохранение традиционных и привычных для граждан, то есть, не цифровых, форм получения товаров и услуг, в том числе услуг библиотечного обслуживания; приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных не этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий; обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.

В современных условиях, когда появляется множество акторов, которые пытаются манипулировать общественным мнением в самых различных целях, в том числе на межгосударственном уровне, проблемой становится уже не обеспечение максимально широкого доступа к информации, а о качественном отборе информации, с точки зрения объективности, достоверности и безопасности. При этом необходимо учитывать национальные и культурные традиции России и обеспечить защиту нашей страны от информационных угроз стабильности жизнедеятельности государства и общества. Важнейшую роль в обеспечении достоверной безопасной и объективной информации, не несущей угрозы общественной устойчивости России принадлежит традиционным культурным институтам, и в первую очередь, институту библиотеки.

Итак, вернемся к первой группе правовых норм, регулирующих деятельность библиотек, и от конституционно-правовых ном, и норм определяющих общую государственную стратегию в области оборота и предоставления информации, перейдем к международным актам и договорам, закрепляющим право на информацию.

Международные принципы создания информационного общества и подход к его созданию, на международном уровне, были установлены Окинавской хартией глобального информационного общества 21 июля 2000 года [7], Декларацией принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» 12 декабря 2003 года [3], Планом действий Тунисского обязательства (Тунисская программа для информационного общества) от 15 ноября 2005 года [10]. В России информационное общество имеет свою специфику и характеризуется широким распространением и доступностью мобильных устройств, также беспроводных технологий, сетей связи. В стране создана система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к которой подключены более 34 миллионов россиян. Граждане имеют возможность электронного посещения российских библиотек. По статистике, на каждого россиянина приходится два абонентских номера мобильной связи.

К группе международных актов и договоров, закрепляющим право на информацию также относятся признанные Российской Федерацией международные акт и договоры, относящиеся к праву на информацию в целом. В этой связи, необходимо назвать два основных документа: Всеобщую декларацию прав человека 1948 года [1] и Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года [6].

Во вторую группу, актов регулирующих деятельность библиотек в России входят нормативно-правовые акты, непосредственно осуществляющие регуляцию библиотечной деятельности, в том числе регуляцию оборота библиотечной информации.

В эту группы входят несколько подгрупп. В начале, мы выделим подгруппу федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, которые в себе содержат профильные, системообразующие информационно-правовые нормы, которые относятся к библиотечному делу, об обязательном экземпляре документов и другие.

В третью группу нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность библиотек Российской Федерации, входят отраслевые нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие оборот информации в библиотечной сфере.

В качестве подгруппы в этой группе нормативно-правовых правовых актов нужно выделить смежные акты, которые содержат нормы об обороте библиотечной информации, такие как, об информации, как таковой, об информационных технологиях, о защите информации, об архивном фонде, об образовании и науке, о защите персональных данных, о стандартизации и многие другие.

В качестве нормативных правовых актах второй подгруппы можно выделить акты различных отраслей права, регулирующих отдельные сферы общественной жизни, но при этом предусматривающие библиотечно-информационные нормы, касающиеся местного самоуправления, противодействии экстремистской деятельности и других сфер.

И третью подгруппу составляют нормативно-правовые акты, имеющие комплексный характер, которые затрагивают библиотечную сферу, например, такие как Гражданский кодекс Российской Федерации [2], в части норм, регулирующих интеллектуальную собственность; нормы об административной, гражданской, уголовной, дисциплинарной ответственности в информационной, в том числе и в библиотечной, сфере.

Основной задачей современного, действующего библиотечного законодательства становится не только обеспечение перевода в цифровую форму всей информации библиотечных фондов, но и поиск, и нахождение оптимальных форм существования и развития, как традиционных, так и электронных библиотек.

На сегодняшний день стоит важная задача законодательного закрепления принципа максимальной открытости, достоверности и доступности для граждан России библиотечной информации.

Отсюда, мы констатируем необходимость, как теоретических разработок научных подходов к регулированию деятельности библиотек и оборота библиотечной информации в условиях перехода к цифровому обществу, так и развития самого библиотечного законодательства в Российской Федерации на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях регулирования.

Таким образом, задачи, поставленные во введение выпускной квалификационной работы, в ходе исследования были успешно нами решены, а цель — определение современного правового статуса российской библиотечной системы и перспектив ее развития, как социокультурного института правового государства в обновленной России, успешно достигнута.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 05.04.1995. № 67.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. 05.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.12.2006. № 52 (1 ч.), ст. 5496.
  3. Декларация принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» // https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/dec_wsis.pdf
  4. Джиго А., Майстрович Т. Как сформировать единое пространство знаний // Библиотечное дело. 2016.-№ 6.- С. 30–32.
  5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646) // http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460
  6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.01.2001. № 2. ст. 163.
  7. Окинавская хартия Глобального информационного общества от 21.07.00 г. // http://www.kremlin.ru/supplement/3170
  8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы (Утверждена указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/
  9. Терещенко Л. К. Правовой режим информации: автореферат дисс.. д-ра юрид. наук. — М., 2011. — 22 с.
  10. Тунисская программа для информационного общества) от 15 ноября 2005 года // https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/agenda_wsis.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, деятельность библиотек, информационное общество, акт, библиотечная информация, библиотечная деятельность, группа, правовое регулирование, правовое регулирование деятельности библиотек.


Похожие статьи

Задать вопрос