Республика в нынешнее время самая популярная форма правления. В данной статье мы рассмотрим виды и особенности республики на разных этапах её становления, проблемы, характерные для неё и способы их решения. Целью работы является анализ становления республики, а также её положение в современном мире.
Ключевые слова: республика, особенности республиканской формы правления, виды республик, парламентская республика, смешанная республика, президентская республика.
Республиканская форма правления является самой распространённой в мире, более 140 стран — это республики. Первые республики возникли в эпоху Античности, тогда существовали демократические и аристократические республики, например, Афины и Спарта. В период феодализма для республик был характерен так называемый городской характер: Венеция, Новгород, Псков. Наибольшую популярность республиканская форма правления приобретает в буржуазный период, когда она становится самой распространённой. Республика в этот период предстоит в виде президентской и парламентской, а позже возникает и смешанная.
Рассмотрим, как определяют данную форму правления различные авторы.
По мнению Бабаева В. К., республика (лат., res — дело, publicus — общественный) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением либо специальными коллегиями выборщиков (с.98).
Морозова А. С., Колоткина О. А., Ягофарова И. Д. определяют республику как форму правления, при которой все высшие органы государственно власти, в том числе и глава государства, избираются населением на определенны срок. (с.107)
Как мы видим, мнение большинства авторов касаемо определения республики сходятся. Подведем краткий итог, что республика — форма правления, где высшие органы государственной власти избираются или же формируются парламентом.
Республиканская форма правления обладает рядом признаков. Одним из самых основных признаков республики является выборность главы государства, парламента и других органов государственной власти, отсюда и вытекает то, что народ является источником власти. Следовательно, органы государственной власти несут ответственность за осуществление возложенных на них полномочий.
Есть признаки, которые присущи республике, в зависимости от её вида. Существует три вида республики: президентская, парламентская и смешанная.
При президентской республике президент, избираемый народом, совмещает функцию главы государства и главы правительства. Президент не может распустить парламент, а парламент, в свою очередь, не может вынести вотум недоверия правительству. Глава государства также имеет право вето на законы, право законодательной инициативы. Известным примером президентской республики являются США, откуда и берёт свое начало президентская республика.
Для парламентской республики характерно то, что верховная власть принадлежит парламенту, а президент как таковыми реальными полномочиями не обладает, к тому же избирается он парламентом или специальной коллегией. Правительство формируется парламентским путем и остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства, а главой правительства становится лидер партии, которая победила на выборах в парламенте. Многие парламентские республики возникли в 20 веке. Однако одной из самых первых парламентских республик является Франция, где в конце 19 века президент избирался парламентом.
Смешанная республика сочетает в себе признаки и парламентской, и президентской республик, президент не относится к какой-либо ветви власти. Правительство формируется как президентом, так и парламентом, следовательно, правительство несёт ответственность перед обоими. В качестве примера смешанной республики можно привести Веймарскую республику в Германии с 1919 по 1933 годы.
Какие же особенности характерны для республиканской формы правления в современном мире? Как известно, древние республики строились на основе рабства — правами обладали только свободные граждане. Например, в Афинах значительную часть населения составляли рабы, не обладавшие никакими правами, считавшиеся вещью. Ограничены были в политических правах женщины, выходцы из других полисов, только свободные граждане могли участвовать в Народном собрании, являющимся верховным органом власти. В современном мире источником власти в большинстве республик признается народ, который может осуществлять свою власть через референдумы и свободные выборы, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Существенных ограничений как в древних республиках в современном мире не наблюдается.
В отличие от республик, существовавших в Античности, современные республики располагают Конституцией, где закрепляются основы конституционного строя, права и свободы граждан и т. д. Конституционное закрепление республиканской формы правления имеет огромное значение, ведь тем самым устанавливается сама форма правления в государстве и взаимодействие граждан и власти.
Таким образом, в современных республиках граждане не так сильно ограничиваются в осуществлении своих прав по сравнению с древними республиками.
Несмотря на многие достоинства данной формы правления, она все же имеет свои недостатки. Так, довольно сложно привлекать большинство граждан к активному участию в политической жизни страны без принуждения, так как многие не желают добровольно заниматься политикой. Отсюда следует, что государство, видя незаинтересованность людей в политике, может пренебрегать их правами и свободами, например, ограничить доступ к политическим правам и свободам, таким как, право на участие в управлении делами гос-ва, хотя формально они будут закреплены. Необходимо повышать уровень вовлеченности общества к политике, к управлению государством, уровень правовой грамотности. Важно донести до людей, что состояние общества и государства в их руках.
Также при республиканской форме правления, как известно, власть избирается на определённый срок. Отметим, что за средний срок полномочий главы государства (4–7 лет) не всегда удаётся реализовать какие-либо идеи, проекты, которые и составляют проводимую ими политику. Выборные должностные лица могут отдавать предпочтение краткосрочным целям и политике, привлекательным для избирателей в следующем избирательном цикле, а не решению долгосрочных проблем. Для того, чтобы не допустить этого, необходимо установить контроль за тем, чтобы предпочтение все же отдавалось долгосрочным целям.
При проведении выборов в республике на них расходуется огромное количество денежных средств. Так, например, в России расходы Центризбиркома на организацию президентских выборов 2024 года дополнительно повысились на 13,42 млрд руб., до 33 млрд руб. Последняя президентская кампания обошлась государству в два раза дешевле — в 14 млрд рублей в 2012-м на организацию и проведение кампании ушло 10,37 млрд руб., в 2008-м — 4,93 млрд руб., в 2004-м — 2,56 млрд руб. Общая стоимость выборов США 2020 года почти достигла $14 млрд. Эти выборы были самыми дорогостоящими в истории США и в два раза более дорогостоящими, чем предыдущий избирательный цикл. Во многих странах наблюдается тенденция к увеличению затрат на выборы. Для решения данной проблемы можно обеспечить проведение предвыборной кампании таким образом, чтобы на них уходило меньше затрат, например, выделять четко фиксированный размер средств на печатные агитационные материалы, проведение рекламы.
Подводя итог, республиканская форма правления в современном мире имеет более демократический и справедливый характер с точки зрения обеспечения прав и свобод граждан, является так называемым «идеалом», к которому стремится большинство стран. Несмотря на проблемы и недостатки, с которыми сталкивается республика на этапах своего развития, они могут быть преодолены или сведены к минимуму.
Литература:
- Керимов Д. А. Проблемы общей теории права и государства, 2005, 266 с.
- Бабаев В. К. Теория государства и права, 2024, 620 с.
- Островская В. Н. Эволюция государственного управления в зарубежных странах, 2014, 123 с.
- Авдеев Д. А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право № 4, 2011. С. 8–13.
- Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права, 2021. 406 с.
- Хропанюк В. Н. Теория государства и права, 2022. 381 с.