В статье автор исследует понятие и виды договора банковского вклада (депозита).
Ключевые слова: гражданское право, договор, банковский вклад.
Правоотношения, возникающие в сфере банковских договоров, регламентированы нормами целого ряда правовых актов. Их системное толкование позволяет выделить ряд договоров, которые могут быть заключены между банком и клиентом. Основными являются три их вида, каждый из которых имеет множество различных подвидов:
— договор банковского счёта;
— договор банковского вклада;
— кредитный договор.
Следует отметить, что действующее законодательство не содержит легальной дефиниции понятия «банковский договор», система банковских договоров также не регламентируется законодательством как комплексное явление. В связи с этим в цивилистической доктрине дискуссионным является вопрос как о наличии такой системы, так и о её внутренней структуре.
Представляется, что банковские договоры обладают своими определенными особенностями, совокупность которых позволяет рассматривать их как самостоятельный правовой институт. По правовой природе банковский договор, безусловно, является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Однако существенная специфика предмета и субъектного состава лежит в основе выделения банковских договоров в самостоятельный вид договоров.
Вопрос о соотношении банковских договоров между собой также вызывает споры и разногласия в научной среде. Если большинство авторов не оспаривают самостоятельность кредитного договора, то договоры банковского вклада и банковского счёта нередко рассматриваются как взаимозависимые. Такой правовой подход был отражен и в гражданском законодательстве царской России.
Однако на современном этапе большинство исследователей говорят о необходимости различать договор банковского счета и договор банковского вклада [1, с.166–168]. Следует отметить, что такая правовая позиция соответствует структуре действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — «ГК РФ»), в котором регулированию договоров банковского счёта и банковского вклада посвящены самостоятельные главы. Кроме того, в юридической доктрине высказываются следующие теоретические аргументы в пользу самостоятельности данных договоров:
- Договор банковского вклада характеризуется наличием специальной цели — получение дохода, он выступает является средством не только сбережения, но и увеличения накоплений. В то время как договору банковского счёта свойственно осуществление широкого круга операций. Вклад открывается под фиксированную банковскую ставку, которая на протяжении всего его срока не подлежит изменению банком в одностороннем порядке, по договору банковского счета процентная ставка может меняться, исходя из условий данного договора или по ставке вклада до востребования.
- Срок действия договора. Как правило, договор банковского счета- бессрочный, а банковский вклад открывается на установленный срок, который впоследствии может быть пролонгирован.
- Форма договора. В действующем законодательстве требование об обязательной письменной форме установлено только для договора банковского вклада. Относительно договора банковского счёта такие требования отсутствуют. Следует отметить, что с 2019 года письменная форма считается соблюдённой также в случаях заключения договора в электронной форме.
- Из специфики формы вытекает также различное правовое регулирование документов, которыми подтверждается факт заключения договора. В соответствии со ст. 836 ГК РФ, в подтверждение оформления вклада клиенту выдается сберегательная книжка, сертификат или иной документ, установленный законом. Оформление банковского счёта не требует предоставления каких-либо специальных документов, за исключением открытия карточного счёта, который предполагает предоставление клиенту банковской карты.
- Публичный характер договора является отличительной чертой договора банковского вклада в силу прямого указания закона.
- Договор банковского вклада являются одностронним, в то время как договор банковского счета — двусторонним. В рамках договора банковского вклада обязанности возникают только у банка как субъекта банковской деятельности. Банк обязан принять денежные средства, обеспечить их сохранность, начислить установленные договором проценты, а также возвратить денежные средства (сумму вклада и начисленные проценты) по истечение срока действия договора. У клиента возникает совокупность корреспондирующих прав. Что касается договора банковского счёта, то большинство авторов рассматривают его как двустороннеобязывающий, поскольку законом предусмотрены обязанность клиента по оплате банку вознаграждения за обслуживание счёта [2, с. 94].
- Важное различие вытекает также из положений налогового законодательства. В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — «НК РФ») [3] в случаях просрочки уплаты налога, сумма задолженности может быть взыскана принудительно со счетов налогоплательщика. Понятие счёта содержится в ст. 11 НК РФ. Под счётом законодатель понимает только те счета, которые были открыты на основании договора банковского счёта. Если же счёт был открыт в рамках договора банковского вклада, обращение взыскание на данные денежные средства не допустимо. В юридической литературе верно отмечают, что такой правовой подход направлен на защиту интересов банка, который размещает аккумулированные средства вкладчиков для предоставления кредитов [4].
Третей разновидностью банковских договоров являются кредитные договоры. Следует отметить, что современная концепция заёмных правоотношений отражена в главе 42 ГК РФ. Анализ содержания данной главы позволяет утверждать, что термин заём используется в широком и в узком смыслах. В широком смысле заём является собирательным понятием и включает в себя как заёмные, так и кредитные отношения.
Специфика кредита проявляется по двум основным направлениям. Во-первых, кредитные отношения возможны только при наличии специального субъекта — банковской организации. Во-вторых, кредитные отношения могут возникать только в отношении специального предмета — денежные средства. В связи с тем, что объектом исследования являются правоотношения по вкладу, кредитные отношения в ней анализироваться не будут.
Комплексное правовое регулирование банковского вклада представлено в гл. 44 ГК РФ [5, с. 410]. Кроме того, специальные положения содержаться в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» [6]. Также, важное значение имеют положения Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» [7]. Кроме того, значительное количество вопросов регламентировано нормативными актами, издаваемыми Центральным Банком России.
Многообразие норм, регулирующих банковскую сферу, дает основание для высказывания предложения о кодификации банковского законодательства. В научной литературе данный вопрос обсуждается достаточно давно. Однако, до настоящего времени единый кодифицированный акт, регламентирующие банковские правоотношения принят не был.
В основе дискуссии лежит проблема самостоятельности банковского права. Ряд авторов последовательно утверждают, что банковское право следует рассматривать как самостоятельную отрасль, предметом которой являются правоотношения в сфере создания банковских учреждений и реализации банковских услуг [8, с.162–163]. Вместе с тем, данные правоотношения со всей очевидностью входят в предмет гражданского права, а также финансового права.
Думается, что концепция создания кодифицированного нормативного акта в сфере правового регулирования банковской деятельности не имеет достаточного логического обоснования. Целый ряд правоотношений, которые входят в предмет гражданского права, обладают определенной спецификой и регулируются нормативными актами других отраслей права. Однако это не даёт оснований говорить о необходимости создания банковского кодекса, страхового кодекса и т. д.
Интересно отметить, что в ряде зарубежных стран банковские договоры рассматриваются в качестве фидуциарной сделки. В частности, такой подход характерен для банковского законодательства Израиля. Согласно фидуциарному договору, банк, как доверенное лицо, несет фидуциарную обязанность по отношению к бенефициару — клиенту. Фидуциарная обязанность налагает на банк очень высокий стандарт поведения, намного превышающий стандарт, налагаемый на него в соответствии с договорным правом. Применяя фидуциарный подход, клиент получает очень широкую защиту от произвольных действий банка.
Думается, что обозначенный правовой подход может быть применён и в отношении российского правового пространства. Известно, что в российской цивилистической доктрине фидуциарные сделки рассматриваются в контексте сделок между физическими лицами, которые состоят в родственных или иных близких отношениях. Поэтому считается, что применение положения о фидуциарных сделках к договорам банковского вклада вряд ли уместно. Вместе с тем закрепление на законодательном уровне обязанности банка по предоставлению вкладчику максимально полной информации о банке и банковском договоре представляется вполне обоснованным.
Виды договора банковского вклада регламентированы ст. 837 ГК РФ. В зависимости от срока возврата вклада законодатель подразделяет банковские вклады на 2 основных вида:
- Срочные вклады, которые подлежат возврату по истечении конкретного срока, изначально установленного в договоре.
- Вклады до востребования, которые должны быть возвращены по требованию вкладчика.
Следует уточнить, что независимо от вида вклада, банк в любом случае обязан возвратить сумму вклада при предъявлении вкладчиком соответствующих требований. Разница заключается в механизме начисления процентов: досрочный возврат срочного вклада в большинстве случаев исключает возможность начисления процентов по заключенному договору, проценты начисляются как по ставке вклада до востребования.
Кроме того, ч. 1 ст. 837 ГК РФ устанавливает, что банковский договор может быть заключён на иных условиях возврата вкладов, если такие условия не противоречат закону. В литературе выделяют три основных отличительных признака правового режима срочного вклада и вклада до востребования [9, c. 342].
Вклады физических лиц в свою очередь подразделяются на три самостоятельные группы:
— вклады физических лиц — потребителей;
— вклады граждан — индивидуальных предпринимателей;
— вклады лиц, занимающихся частной практикой (адвокаты, нотариусы и др.).
Данная классификация в соответствии с инструкцией Банка России № 204-И [10] влияет на порядок заключение договора банковского вклада.
С 2018 года в российском гражданском законодательстве появилась новая самостоятельная разновидность банковского вклада — вклад в драгоценных металлах (ст. 844.1 ГК РФ). В юридической литературе содержится единогласное утверждение о том, что предметом такого договора могут быть не любые драгоценные металлы, а лишь те, которые существуют в обезличенной форме и передаются на вес [11, с. 9]. Индивидуально-определённые вещи, изготовленные из драгоценных металлов (ценные монеты, ювелирные украшения и т. д.) не могут быть переданы банку на основании договора банковского вклада.
Интерес представляет широкий перечень способов внесения драгоценных металлов в банк. Помимо очевидной возможности внесения металла в наличной форме, законодатель также допускает передачу денежных средств как в наличной, так и в безналичной форме по курсу определённого драгоценного металла, определённого договором банковского вклада. Возврат драгоценных металлов по общему правилу осуществляется в той же форме, в которой осуществлялось их внесение. Однако, в договоре может быть согласован иной порядок возврата, в частности, — путём выплаты денежного эквивалента. В литературе справедливо отмечают, что такая правовая конструкция соответствует общим положениям гражданского законодательства об альтернативных обязательствах.
Следует отметить, что заключение договора банковского вклада априори предполагаем открытие на имя вкладчика банковского счёта. В этом смысле следует различить сам банковский счёт и договор банковского счёта, поскольку данные понятия не являются тождественными.
В научной литературе банковские счета классифицируют по следующим основным критериям.
1. В зависимости от характера операций по счёту их можно подразделить на:
— универсальные: предполагают возможность совершения любых операций, к данной категории относится расчётный и текущий счёт.
— специальные: используются для совершения целевых банковских операций под контролем уполномоченного субъекта. К данной категории в литературе относят (бюджетный, инвестиционный, совместной деятельности и др.). Как верно отмечает А. Я. Курбатов, к данным счетам положения гл. 45 ГК РФ применяются субсидиарно, в части, не противоречащей их целевому назначению.
2. В зависимости от владельца счёта их можно подразделить на персонифицированные (к данному типу относятся счета, открываемые в рамках договора банковского вклада) и неперсонифицированные (например, расчётный счёт предприятия).
Кроме того, с учётом статуса владельца счёта можно выделить счета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, физических лиц и специальных субъектов (адвокаты, нотариусы и др.) [12, с. 534]
Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день в России сформировалась система банковских договоров, в которую входит договор банковского счёта, договор банковского вклада и кредитный договор. Кодификация банковского законодательства представляется нецелесообразной, поскольку приведёт к излишнему усложнению системы гражданских правоотношений.
Все банковские договоры по правовой природе следует рассматривать как договоры возмездного оказания услуг. Специфика банковских договоров проявляется по двум основным направлениям. Во-первых, обязательный субъект данных договоров — это банк. Во-вторых, данные договоры заключаются в отношении денежных средств.
Договор банковского вклада является самостоятельным гражданско-правовым договором, который не следует отождествлять с договором банковского счёта. Классификация договоров банковского вклада может быть проведена по различным основаниям. Наиболее значимыми являются критерий субъектного состава и срока, на который заключён договор банковского вклада (депозита).
Литература:
- Зейналов, А. А. Банковский договор: вопросы правовой природы // Молодой ученый. 2021. № 46 (388). С. 166–168.
- Князева А. П. Договор банковского счета // Молодой ученый. 2021. № 35 (377). С. 94.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) / Российская газета, N 148–149, 06.08.1998.
- Алексеева Д. Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т. Э., Демьянец М. В., Пушкин А. В., Решетина Е. Н., Рябова Е. В., Холкина М. Г., Чернусь Н. Ю., Шпинев Ю. С., Котухов С. А. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395–1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2022.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.01.2022) / СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410.
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О банках и банковской деятельности» / Российская газета, № 27, 10.02.1996.
- Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» / Российская газета, № 261, 27.12.2003.
- Сухов М. С. О необходимости комплексного совершенствования кодификации банковского законодательства Российской Федерации / Молодой ученый. 2021. № 43 (385). С. 162–163.
- Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г., Ефимова Л. Г. Частное банковское право: учебник. Москва: Проспект, 2020. С. 342.
- Инструкция Банка России от 30.06.2021 № 204-И «Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64669) / Вестник Банка России, N 61, 01.09.2021.
- Матьянова (Губенко) Е. С. Правовые особенности банковских счетов и вкладов в драгоценных металлах // Финансовое право. 2021. № 3. С. 9.
- Банковское право / Под ред. Д. Г. Алексеевой, С. В. Пыхтина. — М.: Юрайт, 2013. С. 534.