Тема : «От звезд к ракете».
Технология: «Путешествие по реке времени» .
Форма организации: подгрупповая.
Средства:
— Мультимедийные : медиа презентация «История освоения космоса»,
— Наглядные: макет реки времени с иллюстрациями, д/ игра «Подбери созвездие», крупный модульный конструктор
— Музыкальные: музыкальное произведение «Среди звезд»
Задачи деятельности:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей освоения космоса;
- Закрепить знания о строении солнечной системы и порядке расположения планет вокруг солнц;
- Дать представление о созвездиях;
- Углубить и расширить знания о профессии — космонавт.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе;
- Вызывать радость от полученных из экспериментов;
- Обогащать духовный мир детей через обращение к великому прошлому нашей страны.
- Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
- Обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее;
- Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.
Предварительная работа: организация выставки поделок и рисунков на теме космоса и космонавтики
Методы воспитания : беседа, игра, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание;
Методы обучения : объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием.
Этапы (последовательность) деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события |
Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Посмотрите, что вы видите в группе? |
Ведет диалог с детьми. Мотивирует детей к высказыванию |
Дети свободно располагаются в группе. |
Организация и настрой детей на познавательную деятельность |
Давайте подойдем и посмотрим на нашу выставку. Расскажите, что вы здесь видите? |
Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. |
Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. |
||
II. Постановка целей исследования |
Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Правильно — настоящее. А как будет называться время о прошлых событиях? Хорошо — прошлое. |
Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение. |
Озвучивают знание и жизненный опыт |
Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности. |
Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад). |
Вовлекает детей в совместное планирование. |
Формулирование цели деятельности |
||
Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад и посмотреть, как и где жили наши с вами предки. Нас ждут удивительные приключения. |
Рассматривают макет «Река времени» Предлагает способ действия |
Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания. |
Проявление интереса к истории человечества, к тому как жили их предки. |
|
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами |
А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? Давайте соорудим лодку. Можно теперь отправляться в путешествие. Чтобы очутиться в далёкой старине, нужны волшебные слова, может кто-то знает? Ну что садимся в лодку, произносим заклинанье и отправляемся. 1,2,3 повернись в древнем мире окажись! |
|||
Посмотрите, вот первая остановка, называется «Древность». Суровой была жизнь древних людей. Молния и гром, землетрясения и извержения вулканов — все эти грозные явления природы внушали страх первобытному человеку. Не умея правильно объяснить явления природы, человек уже тогда начал поклоняться Солнцу как божеству, которое даёт ему тепло, свет и пищу. Люди видели, что Солнце поднимается из-за горизонта, достигает высшего положения и затем опускается, скрываясь за горизонтом в противоположной части неба. После захода Солнца небо постепенно темнеет и на нём появляются звёзды. В сочетании звёзд воображению древнего человека представлялись очертания фантастических существ. Неправильными были первые представления людей и о форме нашей Земли. Древние египтяне считали Землю плоской, ограниченной со всех сторон горами, на которые якобы опирается твёрдый небесный свод. Жители Вавилона представляли Землю выпуклой, окружённой со всех сторон водой. Твёрдый небесный свод с прикреплёнными к нему звёздами отделял воду, находившуюся над ним, от воды, окружающей Землю. Смотря на ночное небо, люди обратили внимание на несколько ярких звездообразных светил. Иногда они скрываются в лучах Солнца, а затем вновь появляются. Древние греки назвали эти звёзды «блуждающими светилами» или планетами. Стремление объяснить небесные явления были первыми шагами человека на пути к познанию вселенной. |
Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране. |
Делятся впечатлениями, задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом, принимают совместное решение. |
Умение делать логические выводы; Обогащение словарного запаса по теме, умение работать со смысловым содержанием слова. |
|
Давайте поиграем в игру «Подбери созвездие» |
Обсуждает вместе с детьми. |
Соотносят графическое изображение созвездия с художественным образом |
Обогащают речь названиями созвездий |
|
Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше. Садимся в лодку и говорим слова: 1,2,3, повернись — в Средних веках окажись И наша следующая остановка «Средние века» Шли годы, далёкие морские путешествия, наблюдения звёздного неба в различных широтах убеждали, что Земля похожа на шар. Коперник доказал, что видимые с Земли движения звёздного неба, Солнца, Луны и планет можно объяснить лишь тем, что сама Земля — такая же планета, как и другие, — одновременно движется вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси Прошло немного лет, и великий Галилео Галилей— один из основателей науки о движении построил первый телескоп — астрономическую трубу, увеличивающую в 30 раз. С этого времени он начал наблюдать небесные светила. Наука о вселенной неудержимо двигалась вперёд. Астрономические открытия следовали одно за другим. В России для изучения звёзд, была построена Главная астрономическая обсерватория. Директор обсерватории В. Я. Струве открыл, что в Галактике, помимо больших небесных тел — звёзд, очень много космической пыли и газа. |
Предоставляет возможность всем высказать свои версии Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране |
|||
Хороводная игра «Солнечная система» |
Объясняет правила игры. Даёт детям сделать вывод |
Выполняют игровые действия |
Закрепляют названия планет солнечной системы |
|
Отправляемся дальше. 1,2,3, повернись в нашем времени окажись — Вот наша следующая остановка «Наше время» т. е. время, в которое мы живем. Люди смотрели на звезды и планеты и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Первое в мире описание возможности полета в космос дал русский ученый К. Э. Циолковский. Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Первый искусственный спутник Земли был запущен советскими учеными под руководством С. П. Королева. Дата его запуска считается началом космической эры. Первой полетела в космос собака Лайка. Она провела на борту искусственного спутника несколько суток, но ее не смогли вернуть на Землю. Затем в космическое путешествие отправились собаки Белка и Стрелка. После полета животные вернулись на родную планету и чувствовали себя прекрасно. Первый космический полет человека состоялся 12 апреля 1961 года, когда в космос поднялся корабль «Восток» с Юрием Гагариным. Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова поднялась в космос на корабле «Восток-6» 16 июня 1963 года. Первый выход в открытый космос Алексеем Леоновым на корабле Восход-2, стартовавшего 18 марта 1965 год. Американец Нил Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года В феврале 1979 года развернулись работы по созданию орбитальной станции «Мир», которая проработала на орбите Земли 15 лет. В данный момент на орбите Земли находится международная космическая станция. |
Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране |
|||
Игра — опыт с воздушными шарами Игра «Построй ракету» |
Предлагает распределится на инженеров (стоить ракеты) монтажников (заправлять ракету топливом) |
Дети договариваются и распределяются |
Строительство ракеты из крупного модульного конструктора и надувание воздушных шариков |
|
Ну что нам пора дальше, садимся в лодку. 1,2,3 повернись — в будущем окажись! Сегодня путешествия в космос воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Над нами летают сотни спутников, космические туристы с завидной регулярностью отправляются «бороздить просторы» и вот-вот начнётся эра межпланетных полётов и люди начнут заселять другие планеты. |
Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране |
|||
Музыкальная пауза 1,2,3, повернись в детском саду окажись! |
Предлагает прослушать музыку звезд |
Слушают музыку и представляют города будущего |
||
IV. Работа в подгруппах: сортировка картинок на экране «река времени». |
Ребята обратите внимание на стол, что изображено. Правильно наша «река времени» и различные картинки. Давайте, эти все картинки разложим на нашей реке времени. Чтобы нам не запутаться, объединимся в три группы. Можно, наша группа будет выбирать картинки, которые относятся к «древности», а вы выбираете те картинки, которые относятся к «старине». А третья что? Правильно, а третья, то, что относится к нашему времени. Разместим картинки на ту остановку времени, где они возникли. |
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания. |
Дети располагают предметы на «реку времени». |
Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей. |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. |
Какая лента времени у нас получилась! Как мне понравилось с вами путешествовать! А вы что узнали? Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели показать ленту времени? Я предлагаю сделать фото нашей «реки времени», чтобы вы могли показать её своим друзьям и родственникам и рассказать о том как люди отправились в космос Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место. |
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место. |
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства. Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали. |
Умение оценивать результат своей деятельности; Умение делать выводы . |
VI и VII этапы Показ ленты времени в группе. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности |
Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории освоения космоса |
Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом |