Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 18.05.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Пахоменко, А. О. Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением / А. О. Пахоменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 594-595. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114356/ (дата обращения: 18.07.2024).



В данной статье автор описывает различия в ценностных ориентациях подростков с девиантным поведением и нормативно развивающихся подростков, также описываются ценностные ориентации подростков с аддиктивным, агрессивным и делинквентным поведением.

Ключевые слова: ценностные ориентации, подростки, девиантное поведение, нормативно развивающиеся подростки, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, делинквентное поведение.

За последнее время девиантное поведение стало массово наблюдаться и выявляться у подростков, поэтому его изучение имеет особую актуальность в настоящее время. Всё чаще в мире, окружающем подростка, встречаются различного рода социальные явления, имеющие негативный характер. К тому же, в подростковом возрасте ещё недостаточно развита система самоконтроля личности, а внешний контроль со стороны взрослых — семьи и педагогов значительно ослаб в виду большой занятости родителей на работе, а также того, что педагоги в школе настоящего практически не занимаются воспитанием детей [1].

Современного подростка окружает переизбыток информации из социальных сетей и сети Интернета, а также размытые социальные нормы и границы, которые только способствуют развитию девиантных форм поведения у подростков [1]. В настоящее время так называемыми трудными подростками становятся всё чаще не только те дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях и каждый день видят перед глазами плохой пример. Всё чаще социальное влияние, социальное давление отражается на подростке — часть подростков не видят ничего хорошего в том, чтобы быть честными, интеллигентными, образованными и порядочными людьми, их ценностные ориентации деформируются под влиянием различных молодёжных субкультур [2].

Общество нуждается в психически здоровых, гармонично развитых людях, имеющих цели и стремления в жизни, соотносящиеся с развитием общества в целом. В виду отсутствия в современном Российском обществе устойчивой идеологической платформы и кардинально изменившейся, агрессивной информационной среды, из первостепенных ценностей нынешних подростков вышли такие понятия, как «авторитет взрослого», «социально одобряемое поведение» и т. п. В связи с чем, ещё не так давно эффективные методики работы в данном вопросе, утратили свою актуальность и требуют изменений. В виду этого, данная проблема разработана недостаточно полно, имеющиеся данные устарели и требуют актуализации [3].

Описанное в статье исследование направлено на определение различий в ценностных ориентациях среди подростков с девиантным поведением и нормативно развивающихся подростков. Также в исследовании определяются ценностные ориентации, имеющиеся у подростков с агрессивным, делинквентным и аддиктивным поведением. В исследовании приняли участие 70 подростков в возрасте 15–16 лет, из которых 40 — нормативно развивающиеся и 30 — подростки с девиантными формами поведения. Для выполнения задач исследования были использованы следующие психодиагностические методики: тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), тест изучения ценностных ориентаций (Ю. Н. Семенко), а также тест склонности к отклоняющему поведению (А. Н. Орел).

Благодаря использованию Теста склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орёл), определено, что в целом подростки с девиантным поведением имеют тенденцию показать себя в лучшем свете, они низко оценивают собственную жизнь, а также склонны к риску, у них имеются агрессивные тенденции во взаимоотношениях с другими людьми, также они склонны решать проблемы посредством насилия. Чаще всего у них отсутствует способность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, они склонны реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки.

Нормативно развивающиеся же подростки, в целом, не склонны скрывать имеющиеся у них ценности и нормы, а также корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Что касается следования нормам и правилам, принятым в обществе, тот тут ответы подростков не имеют какой-то ярко выраженной тенденции (чуть меньше половины из них склонны следовать нормам и стереотипам, действующим и принятым в обществе, часть отрицает принятые нормы, другая — действует наперекор принятым убеждениям и мнениям, противопоставляя свои. Нормативно развивающиеся подростки чаще всего не имеют ярко выраженных склонностей к агрессии, насилию, совершению правонарушений, предрасположенностей к уходу от реальности посредством изменения своего сознания, а также к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

Также было выявлено следующее:

– у нормативно развивающихся подростков чаще всего встречаются ценностные ориентации «Важность положения в обществе» (у 63 % подростков) и «Важность профессии» (у 70 % подростков);

– среди подростков с девиантным поведением, в целом, отсутствует тенденция с выбором ценностных ориентаций (на всю выборку, состоящую из 30 человек, ценностными ориентациями, которые определяют поведение подростков в настоящем времени, оказались следующие — «Взаимоотношения со сверстниками» (у 27 % подростков, 8 человек), «Материальное окружение» (у 27 % подростков, 8 человек), «Положение в обществе» (у 30 % подростков, 9 человек) и «Образ я» (у 33 % подростков, 10 человек);

– подростки с девиантным поведением совсем не выбирают в ценностные ориентации «Важность профессии», в отличие от нормативно развивающихся сверстников;

– тенденция прослеживается в выборе ценностных ориентаций, которые будут детерминировать поведение подростков с девиантным поведением в отдалённом будущем: «Материальное окружение» (у 57 % подростков, 17 человек), а также «Положение в обществе» (у 43 % подростков, 13 человек).

Интересно наличие отличительных особенностей в имеющихся ценностных ориентациях среди подростков с разными видами девиантного поведения — агрессивного, делинквентного и аддиктивного:

– у подростков с агрессивным поведением преобладают ценностные ориентации «Образ Я» (у 77 % подростков), а также «Важность положения в обществе» (у 70 % подростков);

– у подростков с делинквентным поведением преобладают ценностные ориентации «Материальное окружение» (у 89 % подростков) и «Взаимоотношения со сверстниками» (у 89 % подростков);

– у подростков с аддиктивным поведением преобладает ценностная ориентация «Взаимоотношения со сверстниками» (у 88 % подростков).

Таким образом, ценностные ориентации современных нормативно развивающихся подростков и подростков с девиантным поведением имеют свои отличия. Также отличаются ценностные ориентации подростков с агрессивным, девиантным и делинквентным поведением.

Литература:

  1. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. — М.: Беларусь, 2021 . — 208 c.
  2. Кроповницкий О. В. Психология подростка. — М.: просвещение, 2001. — 128 с.
  3. Минин А. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи: моногр. / Анатолий Минин. — М.: Прометей , 2022 . 607c.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, девиантное поведение, ориентация, поведение, ценностная ориентация подростков, агрессивное поведение, Важность положения, девиантная форма поведения, поведение подростков, тест склонности.


Похожие статьи

Задать вопрос