Проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, с использованием служебного положения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 августа, печатный экземпляр отправим 14 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 18.05.2024

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Сладков, А. С. Проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, с использованием служебного положения / А. С. Сладков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 422-423. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114277/ (дата обращения: 27.07.2024).



Правоприменение на практике зачастую идет на полшага позади новелл законодателя.

Одной из самых динамичных отраслей законодательства в свете адаптации к реалиям является уголовное право, появление новых видов преступности, криминализация дополнительных обстоятельств совершения тех или иных деяний (бездействия), караемых уголовным законом.

Комплексная деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для подготовки предложений о принятии, изменении или признании утратившими силу (отмене) нормативных правовых актов — одна из обязанностей, возлагаемых на органы прокуратуры приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 180 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».

В ходе осуществления надзорной деятельности и участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства стал очевиден пробел в правоприменительной практике при определении состава преступлений, квалифицирующими признаками которых является их совершение лицом с использованием своего служебного положения.

Федеральным законом от 01.07.2021 № 281-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» часть 3 статей 222 и 222.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) претерпела значительные изменения и дополнена пунктом «б», в соответствии с которым преступными считаются незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему (за исключением крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) (статья 222), а также незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Этим же законом УК РФ дополнен статьей 222.2 — незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, где в квалифицированном составе также добавлен названный признак.

Вступившим в законную силу приговором Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 16.02.2022 (уголовное дело № 1–56/2022) за совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 222 УК РФ, осужден специалист по учебной методической работе местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Свердловского района г. Перми Пермского края С.

Судом установлено, что С., исполняя в период с 26 мая по 21 сентября 2021 г. обязанности специалиста по учебно-методической работе названного подразделения на стрельбище МО ООГО «ДОСААФ России» Свердловского района г. Перми «Лосиный лог», а также временно исполняя обязанности заведующего складом оружия названного стрельбища (в период с 1 по 21 сентября 2021 г.), совершил незаконные приобретение, ношение и хранение боеприпасов к огнестрельному оружию с использованием своего служебного положения, собирая их с территории стрельбища после проведения стрельб и сохраняя их в тайне от иных лиц в хозяйственном помещении стрельбища.

При расследовании уголовного дела и его рассмотрении в суде у стороны государственного обвинения имелась постоянная проблема квалификации деяния С. в связи с отсутствием разъяснений о том, что именно необходимо понимать под использованием лицом в данном случае своего служебного положения исходя из занимаемой им должности. При этом сторона защиты как в ходе досудебного производства, так и в суде до удаления последнего в совещательную комнату настаивала на отсутствии в действиях С. квалифицирующего признака «с использованием своего служебного положения», в том числе и по причине того, что С. не являлся по своей основной должности должностным лицом, лишь только временно исполняя обязанности заведующего оружейным складом.

В связи со встречающимися проблемами квалификации деяний при совершении преступлений лицами с использованием своего служебного положения, необходимости отграничения субъекта преступления от должностного лица (например, по ч. 3 ст. 159 и ч. 3 ст. 160 УК РФ уголовному преследованию при совершении мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения подлежит только должностное лицо [1]) Пленум Верховного Суда Российской Федерации в частных случаях разъясняет, что необходимо понимать под использованием лицом своего служебного положения.

Так, например, о квалифицирующем признаке осуществления незаконного оборота оружия с использованием служебного положения Пленум Верховного Суда РФ в пункте 15 своего постановления от 12.03.2002 № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» разъяснил, что под названным квалифицирующим признаком следует понимать действия лица, которое наделено служебными полномочиями, связанными с оборотом оружия, в частности его использованием, производством, учетом, хранением, передачей, изъятием и т. д., а также лица, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей (часовым, полицейским, вахтером или инкассатором во время исполнения ими служебных обязанностей и т. п.).

То есть это лицо, выполнение трудовых функций которого связано с работой (действиями) с оружием и боеприпасами.

Аналогичные варианты совершения преступления с использованием своего служебного положения лицами, при этом не являющимися должностными лицами, а только лишь использующими свои трудовые (служебные) функции исходя из занимаемых должностей, предусмотрены также, например, при совершении действий по незаконному обороту наркотических средств или психотропных веществ (пункт «в» части 2 статьи 229 УК РФ, п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»), неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации (ч. 3 ст. 272 УК РФ), бандитизме (ч. 3 ст. 209 УК РФ, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм») и другие преступления. При этом в названных конкретных случаях Пленум Верховного Суда разъяснил, какими признаками должно обладать лицо, совершившее уголовно-наказуемое деяние, для возможности квалификации преступления с признаком «с использованием служебного положения».

При этом действия лица, совершившего деяния, предусмотренные п. «б» ч. 3 ст. 222 УК РФ (с использованием своего служебного положения)[1] не описаны ни в Уголовном кодексе Российской Федерации, ни в разъяснительных актах правоприменителей.

Названный пробел не позволяет гарантированно применять диспозицию указанной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации и аргументированно оперировать положениями нормативно-правовых актов при уголовном преследовании и осуждении лиц, совершивших подобные деяния.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации по своему характеру является актом официального толкования, обладающим нормативными свойствами, потому что содержит нормы права, т. е. правила применения для всех судов общей юрисдикции.

В этой связи с целью конкретизации понятия использования лицом своего служебного положения и отграничения случаев, когда при названных обстоятельствах виновный должен обладать признаками должностного лица целесообразно нормативным актом названной судебной инстанции определить конкретные признаки лица, использующего свое служебное положение при совершении деяний, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Литература:

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате». П. 29.

[1] аналогично для статей 222.1 и 222.2 УК РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): служебное положение, УК РФ, Российская Федерация, должностное лицо, Верховный Суд, использование лицом, пермь, постановление Пленума, Свердловский район, уголовное преследование.


Похожие статьи

Задать вопрос