Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с профессиями медицинских работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рюмина, Ю. А. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с профессиями медицинских работников / Ю. А. Рюмина, Н. Ю. Шокурова, Е. А. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 665-667. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114045/ (дата обращения: 16.12.2024).



Знакомство детей раннего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. В настоящее время мир профессий широко разнообразен. Формирования у детей представлений о профессиональном труде взрослых, роли этого труда в жизни общества, диктуется ФГОС дошкольного образования.

Полученные первые знания о профессиях позволяют детям глубже проникнуть в мир взрослых. Формируется интерес к труду той или иной профессии. Дети начинают понимать, для чего нужна деятельность людей разных профессий, осознавая ее значимость. Пытаются связать свою личность с какой-либо профессией во время игр, тем самым зарождая мечту о собственном будущем.

Перед педагогами стоит задача, в доступной форме донести информацию, заинтересовать и познакомить с миром профессий детей раннего дошкольного возраста. Эта общая задача подразделяется: на образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Рассмотрим их в кратком варианте на примере ознакомления детей младшего дошкольного возраста с профессией медицинского работника .

Образовательные: здесь закладываются первые знания и общие представление о профессиях в сфере медицины (врач, медсестра, санитарка); познакомить с названиями и назначениями медицинских инструментов; дать конкретные знания о профессии по схеме: название профессии — место работы — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда; учить переносить приобретённое знание в игровую деятельность; научить детей, заботиться о своём здоровье, беречь его, и вести здоровый образ жизни.

Воспитательные: вызвать интерес к профессиям медицинских работников, к их значимости в нашей жизни; воспитывать уважительное отношение к труду врача; вызвать чувство признательности к чужому труду.

Развивающие: развивать познавательные интересы; развивать речь детей, расширять словарный запас по теме посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе врача (градусник, шприц, таблетки, лекарство, витамины, вата, бинт, врач, доктор и др.); развивать диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога).

Для достижения максимального результата в освоении знаний о профессии медицинских работников и реализации поставленных задач, в группе для детей младшего дошкольного возраста должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда. Необходимо создать такие условия, чтобы процесс ознакомления, стал увлекательной деятельностью. Для этого в группе должны быть специальные центры с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, наглядным материалом. Такая среда позволит детям развивать интерес и умение осуществлять действия данной профессии. У детей младшего дошкольного возраста все проходит в форме игры.

Игра — исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. В процессе сюжетно-ролевой игры, происходит формирование элементарных представлений о профессии, имитируются ситуации, профессиональная среда, модели профессионального поведения. В сюжетно-ролевой игре развивается личность и интеллект ребенка, воображение и общительность. Сюжетно-ролевые игры на тему профессия «Врач»: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Кукла Маша заболела», «Чтоб кусался зубок».

Игра «Успокой куклу».

Воспитатель берёт куклу на руки и качает её, читая стишок:

Плачет куколка с утра,

Успокоиться пора.

— Покачайте куклу, спойте ей колыбельную: «а-а-а».

Дети по очереди проигрывают ситуацию, воспитатель следит, чтобы отчетливо произносили звук «а». Воспитатель сочувственно обращается к детям:

— Не послушалась Настенька, не надела вчера шарф на прогулку, вот и заболела. Что же надо делать?

— Лечить куклу Настю. Кто может помочь Насте, кто вылечит ее? (ответы детей).

После чего детям предлагается побыть в роли врача, надев белый медицинский халат и взяв для игры чемоданчик с принадлежностями врача. По желанию, дети переодеваются в костюм врача (халат, колпак) и лечат заболевшую куклу Настю.

Так же важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Формируют и углубляют знания о профессии, развивают речь, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное произношение, развивают связную речь. Особым вниманием у воспитанников пользуются настольно-печатные игры, например, такие как «Чего не хватает?», «Вкладыши», «Кому, что нужно для работы?»; «Кто, что делает?», «Полезное — вредное», и т. д.

Дидактическая игра на внимание «Найди лишнюю картинку».

На столе беспорядочно раскладываются картинки с теми предметами, которые необходимы в работе врачу, но есть предметы, которые нужны людям других профессий. Дети должны убрать картинки, не относящиеся к профессии врача, и назвать, для кого они нужны.

С интересом, большим удовольствием дети раннего дошкольного возраста знакомятся с миром профессии через театрализованную игру, в которой обыгрывали сюжеты из литературных источников. Такая форма работы, как театрализованные представления, где дети являются актерами, очень результативна при подаче новых знаний воспитанникам, игра, где ребенок примеряет на себя роль, позволяет более широко раскрыть потенциал личности детей.

Также с большим интересом и воспитанники взаимодействуют с куклами в одежде медицинских работников. Играя с ними, дети задают вопросы и понимают, для чего нужен этот вид одежды. Например: «Зачем врачу халат?», «Зачем работнику скорой помощи такой большой чемодан?», «Зачем врачу колпак?», «Зачем санитарке костюм медицинского работника?» и т. д. Детей можно подталкивать на формулировку этих вопросов, обращая внимание та или иные атрибуты и детали одежды характерные для профессии медицинских работников.

Во время познавательной деятельности необходимо использовать различные средства и формы работы с воспитанниками, периодически меняя их, тем самым повышая познавательную активность дошкольников. Помимо игр к формам образовательной деятельности так же относятся:

  1. Чтение художественной литературы. Например: К. Чуковский «Доктор Айболит», Б. Вайнер «Мечтаю стать доктором», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок», Е. Благинина «Больной зайка», А. Крылов «Заболел петушок». После прочтения, можно обсудить с детьми сюжеты произведений, поступков героев.
  2. Беседы о профессии врача, здесь можно проговорить, что врача также называют доктором. О том, что врач ведет прием, прослушивает, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лечение, выписывает рецепт, выдает больничный лист; то есть проговорить о функциях врача. Так же во время бесед детей можно познакомить с другим медицинским персоналом. Например: «Медсестра» — выполняет назначения врача, делает уколы, помогает врачу. «Санитарка» — убирает медицинский кабинет. Объяснить детям, кем являются люди, приходящие на прием к врачу. «Пациент» — приходит на прием к врачу, рассказывает и показывает, что болит.

Также во время тематических бесед можно вспомнить о медицинском работнике детского сада, задать наводящие вопросы детям. Например: — ребята, а кто же в детском саду следит за вашим здоровьем? (медсестра Оксана Ивановна); — какая она? (добрая, приветливая). Такие вопросы, как — а если вы заболели дома, что нужно сделать, чтобы к вам пришел врач? (позвонить, вызвать его по телефону); — как нам вызвать врача по телефону, какой номер необходимо набрать? (набрать 03), дают детям первоначальные знания, как быстро организовать помощь заболевшим.

Очень полезны тематические беседы «Кто на помощь к нам придет?», «Что нужно доктору для работы?».

  1. Экскурсии (встречи со специалистами). Провести экскурсию для детей в детском саду, побывав в медицинском кабинете. Понаблюдать за процессом работы врача, медицинской сестры. Во время экскурсии дети не только напитаются новыми впечатлениями, но и увидят какие действия, выполняют работники детского сада. Так воспитанники могут понять, что труд — это проявление заботы людей друг о друге. Ведь понаблюдав за работой врача детского сада, дети сделают вывод о том, что работники заботятся о них; тем самым воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим.

Применяя все эти методики и формы работы с детьми раннего дошкольного возраста, получение знаний о профессии врача будет проходить для воспитанников легко и результативно.

Литература:

  1. Боловцова, Ю. А. Практика проведения педагогической мастерской «Использование профориентационных социально-моделирующих игр в воспитательной деятельности». Методист № 4. — 2021.
  2. Заикина, К. Все профессии важны, все профессии нужны: к выбору своей будущей профессии ребенка нужно готовить, начиная уже с дошкольного возраста. Беспризорник № 2. — 2021.
  3. Коморова, И. В. Выбор профессии — дело серьезное. Доп. Оброзование и воспитание № 8. — 2020.
  4. Пилипович, И.Н.; Семенова А. Н. Все профессии важны, все профессии нужны. Методическое пособие. М.: Директ — Медиа. — 2021.
  5. Столяренко, Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация. — М.: РГ-Пресс. — 2023.
  6. Янковская, В. М. Детский сад будущего: ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста. Сборник научных статей. Выпуск № 9. — С-П. — 2021.
  7. www.Viki.rdf.ru
  8. http://pochemu4ka.ru
  9. www.SkyClipArt.ru
  10. http://community.livejournal.com/presentasii/1348.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, профессия, детский сад, врач, ранний дошкольный возраст, медицинский работник, младший дошкольный возраст, профессия врача, сюжетно-ролевая игра, форма работы.


Похожие статьи

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами финансовой грамотности

Ознакомление детей старшего возраста с национальными традициями

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства

Ознакомление детей с русским народным творчеством

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

Ознакомление дошкольников младшего и среднего возраста с элементарными представлениями о космосе

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с обычаями и традициями православной культуры в условиях праздника

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Похожие статьи

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами финансовой грамотности

Ознакомление детей старшего возраста с национальными традициями

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства

Ознакомление детей с русским народным творчеством

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

Ознакомление дошкольников младшего и среднего возраста с элементарными представлениями о космосе

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с обычаями и традициями православной культуры в условиях праздника

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Задать вопрос