Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 05.05.2024

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Ланцев, А. А. Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов / А. А. Ланцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113751/ (дата обращения: 16.12.2024).



Учебный предмет «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов уровня общего среднего образования направлен на формирование у обучающихся 10–11 классов представления об основах обороны государства, а также знакомство с назначением, характером и особенностями Вооруженных Сил Республики Казахстан. Целью этого обучения является воспитание у обучающихся осознанного отношения к воинской службе как священному долгу и обязанности гражданина Республики Казахстан. Такой предмет способствует формированию патриотических чувств, гражданской ответственности и понимания важности национальной безопасности [1].

Актуальность данного предмета состоит в том, что в современном мире сохранение национальной безопасности является одним из приоритетных направлений для любого государства. В условиях изменчивой международной обстановки и развития различных угроз, включая терроризм, кибератаки, агрессивные действия со стороны других государств и т. д., понимание основ обороны и роли Вооруженных Сил становится важным элементом гражданской осведомленности и готовности к действию.

Для обучающихся 10–11 классов, находящихся на пороге взрослой жизни и возможного вступления в военную службу или иные формы гражданской защиты, понимание основ военной обороны и роли государственных структур в этом процессе может быть крайне полезным. Это также помогает формировать у них патриотические чувства, гражданскую ответственность и уважение к военной службе как важной составляющей национальной безопасности и защиты интересов страны.

Более того, в современном информационном обществе, где информация легкодоступна, но также подвержена манипуляциям и дезинформации, важно, чтобы молодое поколение обладало надежными знаниями о роли и функциях Вооруженных Сил в обеспечении безопасности страны. Это позволяет им анализировать события и различные точки зрения, принимать обоснованные решения и действовать в интересах государства и общества.

Кроме того, обучение основам обороны государства и роли Вооруженных Сил способствует формированию общественного сознания и чувства общенациональной единства. Понимание важности национальной безопасности и солидарности в защите государственных интересов сплачивает общество, делая его более устойчивым к внешним и внутренним вызовам.

Таким образом, актуальность этого предмета состоит не только в обеспечении безопасности государства, но и в формировании гражданской идентичности, патриотизма и готовности граждан к защите своей страны и её ценностей.

Задачи данного предмета включают [2]:

  1. Формирование знаний об основных требованиях военной присяги и уставах Вооруженных Сил Республики Казахстан. Это важно для понимания обязанностей и правил поведения военнослужащих, а также для культурного воспитания и введения обучающихся в воинскую этику.
  2. Ознакомление с вооружением, военной техникой и бытом воинских частей. Это помогает обучающимся понять техническое оснащение армии, её структуру и функционирование, а также повышает общее военно-техническое образование.
  3. Формирование необходимых военных знаний и практических навыков, таких как робототехника, IT-технологии, вождение колесных машин и основы безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Это способствует подготовке обучающихся к возможному участию в обороне государства и повышает их общую культуру безопасности.
  4. Воспитание высокого казахстанского патриотизма и чувства верности Отечеству. Это направлено на формирование гражданской идентичности и готовности защищать интересы своей страны.
  5. Воспитание уважения к профессиям, связанным с военным делом. Это помогает стимулировать интерес обучающихся к военной службе и связанным с ней профессиям, а также уважение к военнослужащим.
  6. Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности. Это важно для обеспечения безопасности не только себя, но и окружающих, и для укрепления общественного здоровья и благополучия.

Занятие по начальной военной и технологической подготовке выстраивает базу в понимании обучающихся военной службы и защиты государства. Оно не только обеспечивает основы знаний о вооруженных силах и их назначении, но и призвано развивать у обучающихся осознанное отношение к воинской службе и патриотизму [3].

На каждом занятии подчеркивается важность моральных, нравственных, психологических и физических аспектов для успешного выполнения учебной программы. Это помогает подготовить обучающихся к нравственным и физическим вызовам, с которыми они могут столкнуться в военной службе или в ситуациях экстремального характера.

Преподаватель учебного предмета, организуя процесс изучения основ военного дела, не только передает знания, но и формирует ценностные ориентации обучающихся. Это включает в себя гражданственность, патриотизм и готовность к служению Отечеству. Такой подход способствует формированию культуры гражданской ответственности и активного участия в жизни общества.

Этот подход к проведению занятий по начальной военной и технологической подготовке учитывает важность осознания значения военной присяги и понимания особенностей службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Развитие здорового интереса к Вооруженным Силам, их традициям и профессии военного стимулирует обучающихся к активному изучению военных наук и готовности к службе.

Подчеркивается также важность выполнения требований уставов Вооруженных Сил, что формирует у обучающихся понимание обязанностей и ответственности каждого военнослужащего перед своей страной и армией. Такой подход помогает закрепить важность дисциплины и порядка в военной организации, а также укрепляет уважение к военной профессии и ее роли в обеспечении национальной безопасности.

Объяснение обучающимся, что уставы Вооруженных Сил — это свод законов, регламентирующий жизнь и быт армии, помогает им осознать важность соблюдения норм и правил, а также обязательство каждого военнослужащего перед своей страной и своими сослуживцами.

Правильно организованный подход к тактической подготовке обучающихся предполагает глубокое и комплексное изучение военного материала, обеспечивая им как теоретические знания, так и практические навыки.

В рамках теоретических занятий обучающиеся получают основные представления об организационной структуре и вооружении мотострелкового отделения, а также о боевых возможностях основных видов вооружения и техники, используемых в Вооруженных силах Республики Казахстан. Это позволяет им оценить силы и возможности армии своей страны и лучше понять её структуру.

Для практических занятий необходимо материально обеспечить наличие макетов и снаряжения, которые могут быть использованы для обучения. Это включает в себя макеты автоматов, пехотных лопат и сумок для учебных гранат. Это позволяет обучающимся получить практические навыки в различных видах боя и при действиях с оружием.

Важным аспектом при проведении таких занятий является обеспечение безопасности. Это включает в себя изучение мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, а также правил хранения оружия. Предусмотренное употребление макетов и пневматических устройств для практических занятий также позволяет уменьшить риск возможных несчастных случаев при обучении.

Такой подход к тактической подготовке обеспечивает обучающимся не только теоретическое знание, но и практические навыки, необходимые для успешного выполнения задач в сфере обороны и безопасности.

Занятия по строевой подготовке и военной топографии важны для формирования основных навыков и знаний, необходимых для эффективного функционирования в военной среде.

При проведении практических занятий по строевой подготовке уделяется особое внимание демонстрации и разучиванию строевых приемов преподавателем. Это позволяет обучающимся овладеть не только техникой выполнения этих приемов, но и осознать их важность в контексте военной службы. Регулярная тренировка обучающихся также помогает им закрепить полученные навыки и повысить свою строевую подготовку. Занятия строевой подготовки предусматривают обязательную тренировку обучающихся, что позволяет им систематически улучшать свои навыки и поддерживать высокий уровень физической подготовки, необходимый для выполнения военных задач.

В отношении занятий по военной топографии в 10 классе, обучение ориентированию на незнакомой местности без карты и определение своего местоположения приобретает особую важность. Умение выбирать маршрут движения к цели по заданному азимуту с помощью компаса и без него, а также использование информации с беспилотных летательных аппаратов, позволяет обучающимся развить навыки навигации и ориентации, что является ключевым аспектом военной подготовки.

Пятидневные учебно-полевые сборы в конце учебного года представляют собой важный этап в процессе обучения начальной военной и технологической подготовке. Они не только дают возможность обучающимся применить полученные знания на практике, но и способствуют формированию практических навыков, развитию лидерских качеств и командного духа. Учебно-полевые сборы на базах воинских частей или в организациях образования с соответствующей учебно-материальной базой предоставляют обучающимся возможность погрузиться в военную атмосферу, ознакомиться с оборудованием и техникой, провести учебные стрельбы и выполнить другие практические задания. Это помогает им лучше понять и усвоить изучаемый материал.

Оценивание результатов изучения предмета происходит разнообразными методами, включая устный опрос, письменные работы и контрольные практические упражнения. Такой подход обеспечивает полное охватывание учебного материала и позволяет оценить уровень подготовки обучающихся как в теоретическом, так и в практическом аспектах начальной военной и технологической подготовки.

Литература:

  1. Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. [Электронный ресурс]. URL:https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031 (дата обращения: 02.05.2024).
  2. Приложение 127 Приказа Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399. [Электронный ресурс]. URL:https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029767 (дата обращения: 02.05.2024).
  3. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2023–2024 учебном году». — Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2023. — 102 с.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, Казахстан, обучающийся, технологическая подготовка, национальная безопасность, строевая подготовка, гражданская ответственность, занятие, навык, сила.


Похожие статьи

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Проектная деятельность на уроках русского языка в 7–8-х классах

Формирование компетенций у студентов специальности «Преподавание в начальных классах»

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка, географии, ОБЖ, татарского языка и татарской литературы

Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет)

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Особенности подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии

Профильная направленность учебно-исследовательской работы по математике с учащимися физико-математического лицея

Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения мотивации к обучению у учащихся 5–6-х классов

Похожие статьи

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Проектная деятельность на уроках русского языка в 7–8-х классах

Формирование компетенций у студентов специальности «Преподавание в начальных классах»

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка, географии, ОБЖ, татарского языка и татарской литературы

Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет)

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Особенности подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии

Профильная направленность учебно-исследовательской работы по математике с учащимися физико-математического лицея

Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения мотивации к обучению у учащихся 5–6-х классов

Задать вопрос