В данной статье автор повествует о том, что огневая подготовка является одним из ключевых компонентов в системе обучения и подготовки военнослужащих. Рассматривается роль и значение огневой подготовки, ее место в общей системе боевой подготовки военнослужащих. Анализируются основные направления и методики проведения огневой подготовки, включая обучение правильному обращению с оружием, отработку навыков стрельбы, а также использование различных тренажерных систем для повышения эффективности обучения.
Ключевые слова: огневая подготовка, обучение, предмет, оружие, боеприпасы.
Огневая подготовка — обучение военнослужащих применению штатного оружия для поражения различных целей в бою [1].
Огневая подготовка является одним из основополагающих инструментов боевой подготовки военнослужащих в структуре высшего образования. Главной задачей обучения данной дисциплины подразумевается освоение навыком умелого применения оружия, находящегося на вооружении, формирование готовности эффективного поражения противника в любых условиях обстановки как погодной, так и моральной в процессе осуществления служебно-боевых задач.
Для удачного достижения огневых целей в бою и абсолютной реализации возможностей оружия и боевой техники личный состав подразделений должен:
– знать боевые возможности и материальную часть оружия, вооружения, боевой техники и боеприпасов;
– соблюдать правила пользования, основу и правила стрельбы;
– уметь подготавливать вооружение и боеприпасы к стрельбе и содержать их в постоянной боевой готовности, незамедлительно устранять задержки, которые могут возникнуть при стрельбе, вести разведку целей с помощью наблюдения, определять дальность расстояния до них, чётко и верно давать целеуказания и предвидеть противника в открытии огня, вести точный огонь всеми способами как самостоятельно, так и в составе подразделений и поражать цели разной сложности, как правило, первыми выстрелами на всех дальностях стрельбы штатного оружия;
– иметь прочные, доведенные до автоматизма, навыки в действиях при вооружении (с оружием) и в использовании правил стрельбы при ведении огня из штатного оружия всеми возможными способами (с места, коротких остановок и с ходу) по неподвижным, появляющимся и движущимся наземным и воздушным целям днем и ночью, а также в метании ручных гранат с места и в движении [2].
Для достижения поставленных целей перед дисциплиной огневая подготовка и преподавателем ставятся определённые задачи:
– обучение военнослужащих умелому обращению со штатным оружием (решение огневых задач с наименьшим расходом боеприпасов в любых условиях обстановки);
– формирование уверенности у военнослужащих в своем оружии;
– обучение активному и самостоятельному решению огневых задач, устранению задержек в стрельбе;
– обучение командиров (от командира отделения и выше) организации огневого поражения противника и управлению огнем подразделения [3].
Из поставленных задач следует, что система огневой подготовки военнослужащих включает исследование нескольких взаимосвязанных разделов:
– материальная часть вооружения и соблюдение правил ее использования;
– приемы, методы и правила стрельбы;
– разведка целей, определение исходных данных для стрельбы и целеуказания;
– метание ручных гранат;
– проведение стрельб;
– ведение огня.
Теоретические знания, а также практические умения и навыки по огневой подготовке военнослужащие приобретают и улучшают в процессе прохождения плановых занятий (в кабинетах, на тактических полях, стрельбищах), на стрелковых тренировках, учебных, а также боевых стрельбах и тактических учениях с боевой стрельбой, во время чистки вооружения, в процессе самостоятельной подготовки и занятий по дисциплинам боевой подготовки с применением оружия.
Освоение назначения, боевых свойств и составных частей оружия, боеприпасов, вооружения, приборов прицеливания и наблюдения, правила безопасности при обращении с оружием, вооружением и боеприпасами, правила обслуживания и сбережения оружия, как правило, осуществляется на теоретических занятиях в классах. Совершенствование всех полученных знаний, умений и навыков по вышеперечисленным вопросам обучения осуществляется на стрелковых тренировках и стрельбах и других формах обучения.
Отсюда следует, что можно выделить несколько главных методов обучения огневой подготовки: объяснение, беседа, рассказ, лекция, самостоятельная работа, тренировка стрельб и упражнений.
Объяснение — это способ обучения, при котором взаимосвязь методов, имеет задачу сделать более ясным какую-либо определённую теорию, явление и т. п.
Беседа — это способ преподавания, представляющий собой выстраивание педагогом диалога. При помощи ряда задаваемых вопросов преподаватель помогает обучающимся самостоятельно прийти к пониманию новой темы и актуализировать уже изученный ими материал.
Рассказ — монологическое повествование учебного материала, которое используется для поэтапного, систематизированного, внятного и эмоционального изложения знаний.
Лекция — способ преподавания, одна из базовых разновидностей организации учебного механизма, которая представляет собой устное, монологическое, систематическое постепенное повествование (изложение) педагогом учебного материала.
Самостоятельная работа — это разновидность обучения, при которой учащийся усваивает все необходимые знания, приобретает умения навыки и опыт, учится регулярно трудиться, мыслить, а также сформировывает свой стиль мыслительной(умственной) деятельности.
Тренировка (выполнение упражнений) — способ преподавания, при котором ученики благодаря неоднократному повторению изученных действий формируют необходимые способности, умения и навыки. Тренировки по огневой подготовке могут быть как индивидуальные, так и групповые (в составе подразделения). Наиболее часто применимой тренировкой в процессе огневой подготовки является выполнение нормативов.
Стрельба — это способ обучения огневой подготовке, при котором тренируемые на практике используют полученные знания, умения и навыки в применении штатного оружия и боеприпасов для уничтожения различных целей в процессе выполнения условий упражнений.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что огневая подготовка является одним из важнейших предметов при подготовке военнослужащих. Огневая подготовка: залог успеха на поле боя. Огневая подготовка критична для военнослужащих, так как она повышает эффективность: точная стрельба, быстрая реакция, выживание. Развивает тактику: работа в команде, огневая поддержка, адаптация. Укрепляет психологию: стрессоустойчивость, дисциплина, уверенность. Даёт универсальные навыки: разные виды оружия, самооборона. В итоге, огневая подготовка обеспечивает боеготовность и выживаемость солдат.
Литература:
- Коллектив авторов. статья «Огневая подготовка» // Военный энциклопедический словарь / Под ред. Горкина А. П.. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. — Т. 2. — С. 203. — 816 с. — 5000 экз. — ISBN 5–85270–219–6.
- Огневая подготовка: учебник / Ю. Б. Байрамуков, В. С. Янович, И. Л. Михайлов [и др.]; под общ. ред. Ю. Б. Торгованова. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. — 256 с. ISBN 978–5–7638–3398–0.
- Попов, А. В. Огневая подготовка в системе обучения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел / А. В. Попов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 277–279. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57546/.