В данной публикации поднимается вопрос формирования ценностей семьи у несовершеннолетних из неблагополучных семей в сельской местности. Автором дано определение термина «неблагополучная семья» и рассмотрены причины появления данных семей.
Ключевые слова : ценности, характерные для семьи, неблагополучная семья, дети, сельская местность, воспитание.
This publication raises the issue of the formation of family values among minors from disadvantaged families in rural areas. The author defines the term «dysfunctional family» and examines the reasons for the appearance of these families.
Keywords : family-specific values, dysfunctional family, children, rural area, education.
Институт семьи и брака сегодня находится в серьезном кризисе — культурном, социальном, юридическом и духовном. Семья, материнство и детство в Российской Федерации находятся под защитой законодательства, в частности в Конституции. Нормы этого конституционного принципа осуществляется в семейном, гражданском, уголовном и других отраслях права. В настоящее время в нашем государстве существуют благотворительные и федеральные учреждения, которые предоставляют меры по поддержке семей с детьми. На государственном уровне была создана специальная должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сконструированы универсальные положения для настоящего времени в рамках социальной поддержки материнства и детства. Концепция семейной политики Ульяновской области на период до 2025 года включает в себя стратегическую цель по укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций, семейных отношений, укрепление социальных и экономических основ семьи.
В социальной работе выделяют индивидуальный тип клиентов, а именно неблагополучные семьи.
Например, социолог О. В. Плотникова считает, что неблагополучная семья — такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» [1, с. 39].
Согласно многочисленным результатам исследований в 2023 году проведённая аппаратом уполномоченного по правам ребенка в РФ выявлено, что Постоянное употребление спиртосодержащих напитков и наркотических веществ, а также сложное материальное состояние являются наиболее частыми причинами неблагополучия семей в России. Сельские семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также находящие на контроле и учете в ОВД и в системе социальной работы — 59 %.
Таким образом, на сегодняшний день в России семья, находящаяся в социально опасном положении, анализируется как особая группа семей, как объект профессиональной поддержки со стороны специалистов по социальных работников, социальных педагогов, психологов. Социальная работа с неблагополучными семьями и детьми в сельской местности представляет собой отдельную деятельность, направленную на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних и работу по формирования традиционных семейных ценностей.
Проблематика привития семейных ценностей детям деятельно исследуется в психолого-педагогических научных трудах. Таким образом, различные моменты данной проблемы изучаются в трудах В. Т. Лисовского, Т. А. Гурко, И. В. Бестужева-Лады, А. Г. Волкова, А. Г. Вишневского.
К основным методам формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в сельской местности относятся:
проведение индивидуальных, групповых занятий, бесед для детей по темам о важности семьи в жизни человека, о создании и передачи семейных традиций;
разработка и реализации тренингов, лекций как для детей, так и для родителей по формированию положительных взаимоотношений между родителем и ребёнком;
разработка и проведение общешкольных тематических мероприятий, по укрепление семейных уз, создание более глубокой связи между членами семьи;
укрепление и поддержка отношений между родителями и детьми с помощью цифровых технологий и социальных проектов;
сотрудничество систем образования, здравоохранения, органов внутренних дел с органами социальной защиты населения и органами опеки и попечительства с целью проведения мероприятий по укреплению семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в сельской местности.
Однако, особую роль при формировании семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в сельской местности занимают школы и детские сады. Именно в данных организаций, формирование семейных ценностей в школе начинается с деятельности специалиста по социальной работе, социальный психолог и др. В детских садах воспитатели применяют метод проектной работы, где делается акцент на совместную работу дошкольника и родителя. Например, в дошкольных учреждениях реализуют следующие проекты: «Коробка ценностей семьи», «Привитие ценностей семьи дошкольникам», «развитие ценностей семьи и повышение статуса семьи у детей младшего школьного возраста в начальной школе». Главное назначение данных проектов — это формирование условий для результативного взаимодействия образовательных организаций с семьей по просвещению воспитанников о познании семейных ценностей в условиях школы и детского сада на селе. В школах специалисты по социальной работе, социальное психологи и социальные педагоги в рамках формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в сельской местности проводят семейные викторины, разрабатывают и рисуют плакаты о семье, проводят месячники семейных традиций и различные уроки, на тему семейных отношений и традиций семьи каждого учащегося. Помимо того, в рамках реализации программы по привитию семейных ценностей среди детей из неблагополучных семей классные руководители беседуют с учащимися, просматривают короткометражные фильмы и ролики о важности семьи для каждого человека.
Подводя итог размышлений, мы пришли к следующим выводам:
в Российской Федерации ведётся активная внутренняя политика по защите материнства и детства, существуют как государственные, так и общественные институты по поддержке семей, находящихся в группе риска;
процесс формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в сельской местности несет в себе комплексный и систематический процесс как в школах, так и в детских садах;
формированием формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в сельской местности занимаются специалисты по социальной работе, социальные психологи и социальные педагоги.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]– URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View /00012 02007040001 (дата обращения: 10.04.2024).
- Плотникова, О. В. Анализ основных причин появления неблагополучных семей / О. В. Плотникова // Экономика и социум. — 2017. — № 2. — С. 39–45.
- Фонд президентских грантов : сайт.- Москва, 2024-.-URL:https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=F19ACB0E-E254–480C-8787-ABAB2E21C606(дата обращения 10.04.2024).