В данной статье мы проанализируем современную образовательную практику по формированию ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях общеобразовательных учреждений г. Архангельска.
Ключевые слова: семья, ценностное отношение, семейные ценности, семейные отношения.
Социальная острота данной проблем отражена во многих нормативно-правовых актах как регионального, так и федерального значения:
− «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
− Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ,
− Закон «Об образовании РФ»,
− Положение об управлении по вопросам семьи,
− опеки и попечительства мэрии города Архангельска.
Традиционные духовно-нравственные семейные ценности — неотъемлемая часть мировоззрения личности, которые должны получить свое место в содержании отечественного образования.
По данным органов ЗАГС по г.Архангельску в январе-марте 2018 года было зарегистрировано 1360 браков и 1240 разводов. Об этом сообщает региональное управление Росстата. [1]
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года число браков сократилось на 10,8 %, а число разводов увеличилось на 0,3 %.
В расчете на каждую тысячу вновь созданных супружеских пар в области пришлось 912 распавшихся, что составляет 91 %.
Причинами кризиса семьи специалисты называют деформацию духовно-нравственной сферы населения [2], отсутствия у молодого поколения четкого понимания о пороках и добродетелях, ответственном отношении к семье и браку.
Результатом моральной деградации населения становится масса негативных последствий: проституция, наркомания, гражданская пассивность, аборты, беспорядочные половые связи, легкомысленное отношение к семье.
Во многом проблема отсутствия ценностного отношения молодежи к семье обусловлена снижением уровня сотрудничества семьи и школы. Плодотворное и активное сотрудничество этих основных институтов воспитания личности способно дать наиболее эффективный результат в решении обсуждаемой проблемы [3].
В городе Архангельске, как и в других городах РФ, проблема формирования ценностного отношения к семье в среде старшеклассников стоит весьма остро. В городе регулярно проводятся конференции, совещания, открытые столы по этому вопросу. В них участвуют педагоги и психологи из более чем 12 муниципальных учебных заведений. Основной целью обсуждения является анализ опыта и перспективных моделей взаимодействия общества, школы и семьи в вопросе формирования у старшеклассников ценностного отношения к семье.
Взаимодействие семьи и школы в этом вопросе видится особенно актуальным на фоне законодательной базы региона, согласно которой максимальная нагрузка по воспитанию личности ребенка возлагается на его семью, а образовательной организации отводится роль помощника и консультанта по вопросам воспитания.
Педагоги г.Архангельска в своей практике по формированию ценностного отношения старшеклассников к семье ориентируются на результаты социологических исследований семейных ценностей кафедры философии и социологии САФУ. Согласно исследованиям последних лет в молодежной среде архангельской молодежи стали преобладать традиционные семейные ценности. Молодые люди выказывают все больший интерес к вопросу создания семьи, обнаруживают ответственный подход к перспективе рождения и воспитания детей.
Педагоги г. Архангельска применяют в работе с дисциплиной «семьеведение» самые разные педагогические методики и приемы. Среди них можно выделить: тематические уроки на темы «Читаем классику: от выразительного чтения к воспитанию чувств», «Роль семьи и семейных ценностей в социализации детей», «Секреты семейного счастья».
Целью этих занятий является формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений.
Работа по формированию у старшеклассников ценностного отношения к семье в городе и регионе должна продолжаться и включать в себя:
− меры по реализации стратегии формирования экологически целесообразного, здорового образа жизни, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и практик;
− создание механизмов взаимодействия семьи и школы для решения вопросов по формированию ценностного отношения обучающихся к семье и созданию условий для его ведения в образовательных организациях;
− проведение Дней Семьи в образовательных организациях;
− рациональную организацию образовательного процесса;
− профилактику девиантного поведения старшеклассников, своевременную диагностику и мониторинг психоэмоционального состояния детей;
− привлечение внимания родителей к решаемой проблеме.
− работу по научно-методическому сопровождению деятельности образовательных организаций по формированию у старшеклассников ценностного отношения к семье;
издание учебного пособия по семьеведению в старших классах.
Литература:
1 Официальный сайт Министерства образования и науки Архангельской области — http://www.arkh-edu.ru/content/news/news.php?amp %3BELEMENT_ID=75270&login=yes&PAGEN_1=6
2 Волков Б. С. Психология школьника [Текст] / Б. С. Волков. — М.: Наука, 2014.
3 Дмитриева М. А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников: дис. канд. псих. наук: 190007 / Дмитриева Марина Александровна. — Ростов н/Д: РГПУ, 2009. — 203 с.