В данной работе автором проводится комплексный анализ учета и выявления детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо этого, в статье затрагиваются наиболее сложные проблемы, связанные с выявлением данной категории детей.
Ключевые слова : семейные отношения, попечение родителей, дети, семья, органы опеки и попечительства, нормы права.
In this work, the author conducts a comprehensive analysis of accounting and identification of children left without parental care. In addition, the article touches on the most difficult problems associated with the identification of this category of children.
Keywords: family relations, parental care, children, family, guardianship and guardianship authorities, legal norms.
Стоит отметить, что всегда существовали ситуации, когда дети могут остаться без попечения родителей, причины могут быть весьма разнообразные. Причинами могут выступать: смерть родителей; признание родителей недееспособными, что делает невозможным осуществлять должный уход за ребенком; лишение и ограничение родительских прав. Данные причины принято относить к объективным, на практике же встречаются и субъективные причины [1, с. 217]. К примеру, ребенок может остаться без попечения, если родители отбывают наказание за совершенное противоправное деяние, либо просто человек морально не исполняет свой родительский долг. К сожалению, существует большое количество примеров, когда родители не исполняют свой долг, причины самые разнообразные: по собственному желанию, аморальное поведение, создание новой семьи.
Исходя из этого, Российской Федерацией уделяется огромное внимание защите прав и свобод детей, которые по различным причинам остались без родителей.
Для реализации эффективной защиты прав и свобод детей, существует специально уполномоченный орган государственной власти, а именно орган опеки и попечительства. В его компетенцию входит: выявление детей, которые остались без попечительства родителей; обязательный учет подобной категории детей; осуществление детального контроля за их воспитанием, содержанием и образованием. По мнению отечественного правоведа Л. А. Михеева, органы опеки и попечительства на территории нашего государства, играют существенную роль в социализации подобных детей [2, с. 121].
Важно понимать, что для эффективной работы органов опеки и попечительства, он должен обладать необходимой информационной базой. Итак, сообщать о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны близкие родственники, органы ЗАГС (при регистрации смерти человека); ОВД (при взятии родителя под стражу за совершенное противоправное деяние); иные учреждение (детские сады, школы), если им стали известны подобные факты.
Принципиальным моментом, является тот факт, что обязанность не закреплена в рамках правового поля. Реализовывать ее необходимо в силу своего гражданского долга и соблюдения прав и свобод ребенка. Современный правовед А. А. Горелов считает целесообразным закрепить в нормах права обязанность сообщать информацию в органы опеки и попечительства, о детях, оставшихся без попечения родителей [3, с. 11].
В действующей редакции Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ), а именно в ст. 122, содержится норма, согласно которой, органы опеки и попечительства после сообщения факта об отсутствие родителей должны незамедлительно отреагировать. Законодатель отводит на первичное обследование 3 дня [4].
Существует две цели подобного обследования:
— установление достоверности фактов;
— выяснение о наличии близких родственников, которые бы могли осуществить присмотр за ребенком.
Если близких родственников нет, ребенка незамедлительно помещают в воспитательную, лечебную организацию. В подобном учреждении он находится под наблюдением 24/7. После окончания первичного обследования, компетентный орган выносит заключение, в нем подробно описываются собранные факты, выводы и предложения, касаемо устройства ребенка. Так же должен быть описан вопрос, связанный с защитой его имущества. В дальнейшем данные закрепляются в журнале первичного учета [5, с. 185].
После проведения первичного обследования, касающегося установления факта о ребенке, оставшегося без попечения родителей, орган опеки и попечительства обязан направить всю документацию в исполнительный орган субъекта РФ. Как правило, таким органом является администрация субъекта. В дальнейшем информация вносится в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, данная норма закреплена в ФЗ от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [6].
Основным звеном централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, на территории нашего государства занимает Министерства образования и науки РФ. На субъективный взгляд автора, основная задача Министерства, состоит в том, чтобы каждый ребенок без исключения воспитывался в полной семье и был окружен родительским вниманием и воспитанием. Подобного мнения придерживается и отечественный практик С. П. Коровинских [7, с. 54].
Отдельного внимания заслуживает использования государственного банка данных о детях. Данный информационный ресурс, который сформирован на уровне субъектов страны, обладает целым рядом основных целей, а именно:
1) осуществляет полный учет всех детей, оставшихся без попечения родителей;
2) всячески оказывает поддержку и содействие в устаревание детей в полноценные семьи на территории Российской Федерации;
3) создает условия для полной реализации прав и свобод детей.
Хранение данных о ребенке прекращается в следующих случаях:
— устройство ребенка на воспитание в полноценную семью;
— достижение его возраста 18 лет;
— возвращение ребенка родителю;
— смерть ребенка как одна из объективных причин.
Необходимо сказать, что устройство детей на воспитание в семье сопровождается целым рядом проблем, которые важно решать своевременно. В качестве актуальных проблем может быть отказ от детей и возвращение их в исходное учреждение; неисполнение родительских обязанностей; сексуальное и психологическое воздействие [9, с. 12].
На наш взгляд неисполнение родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми, преходящее в насилие возникает в силу слабо развитой педагогической подготовки, а также из-за личностных особенностей самого опекуна.
В связи с этим важным аспектом деятельности по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение надлежащей подготовки потенциальных замещающих родителей.
В целях защиты детей от жестокого обращения в замещающих семьях, профилактики возвратов детей в интернатные учреждения с 1 сентября 2012 года введена обязательная подготовка кандидатов в замещающие родители. Кроме того, активно развиваются разнообразные формы пропаганды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К такой работе привлекаются средства массовой информации.
Но самое главное, на наш взгляд, для эффективной работы предусмотренных законом возможностей для обеспечения каждому ребенку семьи является постоянный контроль за деятельностью органов, ответственных за устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершенствование законодательства, регулирующего данный процесс.
На сегодняшний день в системе опеки и попечительства, по нашему мнению, существует одна из острых проблем — недостаток кадров. Это существенно влияет на качество работы и ее объем. Так, например в городе Белгород на 11 000 (одиннадцать тысяч) детей существует лишь одно уполномоченное лицо, которое курирует всех этих детей. Как нам всем известно, чем больше город, тем больше детей которые по той или иной причине нуждаются в опеке. Для решения данной проблемы, по нашему мнению, необходимо увеличение штата органов опеки и попечительства. По нашему мнению, это может поспособствовать эффективной работе, как и самих органов, так и улучшить жизнь и психологическое состояние детей, которые нуждаются в этом.
Конечно, нельзя обойтись без сравнения российской и зарубежной практики. Так, наиболее ярким отличием российского законодательства в области регулирования нашей темы монополия на выполнение абсолютно всех функций опеки и попечительства детей на государственный орган — органы опеки и попечительства. В Швейцарии и Франции в то же время большую часть внимания уделяют подготовке попечителей и оказание им помощи. Полномочия органов защиты несовершеннолетних в Швейцарии с одной стороны унифицированы, а с другой стороны, — расширены с учетом введения таких мер защиты, как поручение на случай потери способности рассуждать разумно, представительство лица, утратившего способность рассуждать разумно, меры защиты медико-социального характера. Что же касается Франции, то в полномочия семейного совета во Франции относят: организованные (назначение опекуна и опекуна-надзирателя, определение вознаграждения тем лицам, которые осуществляют защиту) и автономные (дает опекуну полномочия, требуемые для распоряжения имуществом, а также иные важные полномочия).
Таким образом можно сказать, что идеальной системы в области защиты детей оставшихся без попечения родителей в России и за рубежом нет и в ближайшее время не предвидится. Конечно, нельзя отрицать, что системы, действующие сегодня во всем мире эффективны, но мы надеемся, что развитие не заставит себя ждать и в скором времени мы убедимся, что не только в кадровом, но и на законодательном уровне будет заметен прогресс и улучшения.
Литература:
- Ершов, В. А. Опека и попечительство / В. А. Ершов // Юрист. — 2020. — № 4. — 811 с.
- Михеева, Л. А. Основы семейного законодательства в Российской Федерации / Л. А. Михеева, под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. В. И. Гладких. — М., 2019.- 313 с.
- Горелов, А. А. Опека и попечительства как основные институты семейного законодательства / А. А. Горелов // Законность. — 2019. — N№ 3. — 241 с.
- Семейный кодекс РФ: офиц. текст. — М.: Проспект, 2024. — 313 с
- Качурин, Д. В. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей / Д. В. Качурин // Российский судья. — 2018. — № 11.- 431 с.
- О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: федер. закон: [принят 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ: по состоянию на 2 июня 2023 г.]// Собрание законодательства РФ.- 2001. — № 6. Ст. 536.
- Коровинских, С. П. Особенности семейного законодательства: дис.... канд. юрид. наук / С. П. Коровинских. — Ростов-на-Дону, 2019. — 98 с.
- Кузнецова, Н. Ф. Семья как ячейка общества / Н. Ф. Кузнецова; под ред. B. H. Кудрявцева. — СПС КонсультантПлюс, 2018.- 541 с.
- Кучеров, И. И. Основные понятия семейных правоотношений / И. И. Кучеров // Налоговая полиция. — 2020. — № 23. — 81 с.