Информатика в контексте современного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 10.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Майдуров, О. Ю. Информатика в контексте современного образования / О. Ю. Майдуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112815/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье особое внимание уделяется развитию методики преподавания информатики и внедрению информационных технологий в образование. Это обусловлено тем, что в современном обществе возникают новые требования к молодому поколению, которое входит в активную жизнь. Важно научиться планировать свою деятельность, уметь находить необходимую информацию для решения поставленных задач, создавать информационные модели исследуемых процессов, а также использовать современные информационные технологии эффективно. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, мы видим, что развитие молодых учеников с использованием компьютеров является одним из важных направлений современной педагогики.

Ключевые слова: информатика, образование, информационные технологии, школа и информационная среда.

The article pays special attention to the development of computer science teaching methods and the introduction of information technology in education. This is due to the fact that in modern society there are new requirements for the younger generation, which is entering an active life. It is important to learn how to plan your activities, be able to find the necessary information to solve tasks, create information models of the processes under study, and use modern information technologies effectively. Based on domestic and foreign experience, we see that the development of young students using computers is one of the important areas of modern pedagogy.

Keywords: computer science, education, information technology, school and information environment.

В современном фундаментальном естествознании информатика занимает центральное место, проникая во все сферы науки. Она занимается исследованием и разработкой интеллектуальных систем, которые связаны с контролем и диагностикой, прогнозированием и проектированием, управлением системами, экспертными системами и другими областями искусственного интеллекта. Сегодняшние информационные связи позволяют объединить эти системы в сеть, образуя разнообразные интеллектуальные системы с различными предметными областями.

Информационные технологии являются одним из основных направлений стратегического развития и вызывают огромное внимание на государственном уровне. Важность освоения информационных технологий закладывается в школьной программе, так как они являются основой для профессиональной подготовки, умения непрерывного обучения и освоения любой профессии. Поэтому учебный курс информатики должен предлагать систематическое освоение материала через последовательное решение задач различной сложности начиная с начальной школы и продолжая обучение в средней, старшей школе и университете.

Место предмета «Информатика» в системе учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Цель данного предмета заключается в обучении детей работе с информацией, включая поиск, анализ, систематизацию и т. д., в том числе с использованием компьютера. Для этого уже в начальной школе необходимо сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами, такими как тексты, рисунки, схемы, таблицы, базы данных, и передать школьникам необходимые знания о свойствах этих объектов. Это позволит научить детей применять современные информационные технологии для решения учебных и практических задач.

Согласно новому стандарту, в начальной школе отсутствуют предметы «Информатика» и «Информационные технологии». Информатика, вместе с математикой, относится к предметам естественнонаучного цикла и является основой компьютерной грамотности и информационной культуры.

Один из вариантов изучения информатики может заключаться в включении ее содержания в программу обучения начальной школы. Особенно тесная связь между информатикой и программой курса технологии начального звена.

Новые информационные технологии предоставляют возможности создания совершенного информационного пространства, открывая ранее неизвестные возможности. Однако, наша информация становится все более уязвимой и требует серьезной защиты. Информационные технологии, несмотря на огромные возможности, также несут в себе опасность, создавая новую и мало изученную область для возможных угроз, которые могут иметь непредсказуемые последствия. Первоочередная задача состоит в минимизации ущерба от возможных угроз при помощи мер, обеспечивающих защиту информации

Каждый человек должен обладать навыками защиты своих данных, и для этого необходимо учиться, начиная с начальной школы.

Кроме того, в настоящее время ключевым направлением в школьном образовании является его цифровая трансформация. Вместе с качественными изменениями в образовательной среде необходимо изменить и цели, а также продукты образовательной системы. Одно из множества изменений в сфере образования — преподавание информатики со второго класса. Еще одной важной составляющей современного человека является алгоритмическое мышление. В эпоху цифровых технологий требуется развивать его на протяжении всего обучения, начиная с школы. Формирование и развитие у школьников вычислительного, структурного, интуитивного и алгоритмического мышления можно назвать одной из целей цифровой трансформации образования.

В последнее время происходит интеллектуализация и роботизация научной, познавательной и учебной деятельности обучаемых. Поэтому становится необходимым развитие подходов, которые позволяют не только передавать ученику информацию, но и формировать его мышление, используя ментальные схемы. Важность такого подхода состоит в возможности повышения эффективности обучения за счет интеграции естественного и искусственного разума. Традиционные методы обучения, включая инновационные методы онлайн-обучения, используют модель черного ящика. Однако моделирование и построение ментальных структур и механизмов мышления позволяют рассматривать взаимодействие с обучаемым с позиции «прозрачного ящика». В этом случае процесс обучения сводится к формированию у ученика требуемых ментальных структур, которые можно диагностировать визуально с помощью цифровых инструментов.

Стремительное распространение цифровых технологий в обществе вызывает необходимость цифровой трансформации образования. Однако этот процесс сталкивается с трудностями, связанными с неправильным использованием средств и методик электронного и дистанционного обучения в традиционных системах, несоответствием подготовки педагогических кадров новым требованиям, а также высокой стоимостью и интеллектуальными затратами. Поэтому важными становятся инновационные подходы, которые позволяют эффективно осуществить цифровую трансформацию образовательного процесса.

Основной целью работы педагога в обучении информатике является развитие ментального подхода, который дополняет принципы современной дидактики при цифровой трансформации образования. Это подразумевает обновление средств и методов обучения с помощью ментальных технологий, которые способствуют развитию вычислительного, структурного, интуитивного и алгоритмического мышления у обучающихся.

Говоря о готовности педагогов использовать онлайн-образование, большинство из них имеют опыт и готовы использовать различные системы управления обучением и популярные онлайн-платформы. Это в значительной степени обусловлено обстоятельствами, связанными с дистанционным обучением в период пандемии COVID-19. Однако, с точки зрения развития цифровизации образования, этот тренд следует отметить как положительный. Тем не менее, большинство опрошенных педагогов указали на то, что форма и содержание учебных материалов на существующих онлайн-платформах не всегда соответствуют потребностям современного поколения. Кроме того, в условиях интенсивного учебного процесса важным является наличие систематизированных средств онлайн-обучения, чтобы не тратить много времени на поиск и анализ разнообразных ресурсов. Полученные данные позволили выявить основные запросы педагогов, связанные с реализацией полноценного онлайн-обучения. Одной из наиболее эффективных и востребованных форм сетевого педагогического взаимодействия является смешанное обучение. При этом основная часть обучения осуществляется асинхронно с использованием цифрового контента, а затем проводятся кратковременные синхронные сессии и индивидуальные консультации по видеоконференцсвязи. То есть платформа должна обеспечивать возможность распределения учебного времени в соответствии с такой моделью. Среди наиболее востребованных типов цифрового образовательного контента педагоги выделили средства обучения.

Основываясь на вышеизложенном, за последние годы было выпущено значительное количество школьных учебников и программ по курсу «школьная информатика». Однако, вопросы о том, что именно следует учить, каким образом учить, когда следует обучать и кому предназначены эти знания, остаются актуальными и на сегодняшний день. Информатика является метапредметной дисциплиной в школе с особым значением, будучи инструментом для познания, языком для общения и описания результатов, а компьютер становится неотъемлемым инструментом в организации разнообразной информационной деятельности учащихся.

Литература:

  1. Бодалева А. А. Психологическое общение. — М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО, “Модек”, 1996. — 256 с.
  2. Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2008.
  3. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М.: Изд-во МГУ,1989.- 216 с.
  4. Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века: Учеб. пособие — 10-е изд., перераб. — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2010. — 168 с.
  5. Варфоломеева Т. Н., Иванова Е. В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно — практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / — Уфа: АЭТЕРНА, 2016. — 320 с.
  6. Гиляжева, Г. З. Применение информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения учащихся старших классов [Текст] / Гиляжева Г. З., Варфоломеева Т. Н. // Новые «Теория и практика современной науки» № 5(11) 2016 1165 информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет: сб. трудов конф. Екатеринбург, 2015. — С. 306–311.
  7. Барвенов С. А. «Предмет и основные понятия информатики». 2001.
  8. Пащенко О. И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.
  9. Пак Н. И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования. Научно-практический рецензируемый журнал «Открытое образование». Том 25. № 5. 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, алгоритмическое мышление, цифровая трансформация образования, дистанционное обучение, информатик, система, цифровая трансформация.


Ключевые слова

информационные технологии, образование, информатика, школа и информационная среда

Похожие статьи

Задать вопрос