Образ поэта в русской поэзии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Лэн, Цзюньи. Образ поэта в русской поэзии / Цзюньи Лэн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112714/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова : художественный образ, образ поэта, русская поэзия

Изучение образов в поэзии — перспективное направление в современном литературоведении, в частности, и в филологии в целом. Образы, отраженные в поэтических и прозаических текстах, зачастую отражают реалии времени, в котором жил автор, настроения общества, особенности восприятия личностей и исторических событий, а также взгляд на так называемые «вечные» темы любви, отношений, природы, семьи и т. д. Изучение художественных образов позволит эксплицировать различные представления народа об этом явлении, а также осмысление этих образов.

Образ поэта стал значимым в классической русской литературе. К нему обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. Блок, Н. А. Некрасов, М. Цветаева, А. Ахматова, Ф. И. Тютчев, В. Маяковский, С. Есенин и другие авторы. В исследовании рассмотрены стихотворения поэтов 19 века — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, первыми описавшими поэта в своих стихотворениях.

Целью работы является экспликация ключевых констант образа поэта в русской поэзии XIX века.

Образ поэта в классической русской литературе получил особые коннотации в стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова.

Мы выделили несколько ключевых коннотаций в образе поэта в русской классической поэзии: поэт-пророк, поэт-борец, поэт-мученик, поэт — певец свободы.

А. С. Пушкин в своем знаковом стихотворении «Пророк» определил главную цель поэта — «Глаголом жечь сердца людей», то есть нести правду, веру, слова Бога людям, делать мир лучше:

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей». [3]

Силу и цель поэту дает божественная сила, его зовут не меркантильные интересы, заработок, слава, но высшие силы, избравшие поэта своим пророком и оружием.

Поэт может и не понимать своей роли, данной ему высшими силами, но исправно несет в своей душе искру божественного огня. В стихотворении «Поэт» Пушкин пишет:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел. [3]

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Александр Сергеевич подробно описывает деятельность поэта-борца, который все делает для народа, не требуя ничего взамен.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца. [3]

Образ поэта-пророка, певца свободы стал значимым и в поэзии М. Ю. Лермонтова, в стихотворении «Поэт»:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы. [1]

Поэт в стихотворении был способен вести за собой людей, дарить людям силы, надежду, призывать к борьбе. Правда, Михаил Юрьевич считал, что поэт может и забывать о своем предназначении и сути, увлекаясь сиюминутными желаниями.

Образ поэта-пророка во многом созвучен с образом поэта-мученика, который отстаивает свои убеждения, несмотря на препятствия, непонимание, боль, насмешки. Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» описал поэта, чьи деяния позволят ему стать вечным, тем, кого помнят потомки:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит. [3]

Образ поэта-мученика, поэта-пророка создал и Михаил Юрьевич Лермонтов. В стихотворении «Смерть поэта», посвященном гибели А. С. Пушкина, автор восклицает:

И прежний сняв венок, — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело… [1]

Терновый венец — символ мученичества Иисуса Христа — важного образа в русской религии — православии. Поэт сравнивается со святым мучеником, тем, кто нес веру людям, несмотря на злословие и мучения, был праведным:

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь! [1]

Поэт — праведный человек, который стал жертвой злословия, злобы, предательства.

Н. А. Некрасов в своих стихах продолжил традиции Пушкина и Лермонтова, считая поэта певцом высших сил, который должен пробудить душу человека, все лучшее в нем:

Толпа гласит: «Певцы не нужны веку!»

И нет певцов… Замолкло божество…

О, кто ж теперь напомнит человеку

Высокое призвание его?.. [2]

Призвание поэта — вести за собой к правде, красоте, любви других людей, но как М. Ю. Лермонтов, он отмечает тот факт, что поэты не исполняют свой долг, люди не хотят слушать певцов свободы, для них главным становится банкир:

Где вы — певцы любви, свободы, мира

И доблести?.. Век «крови и меча»!

На трон земли ты посадил банкира,

Провозгласил героем палача… [2]

Но несмотря на понимание, что материальное заменяет людям духовное, в творчестве Н. А. Некрасова появляется и новые коннотации образа поэта в русской литературе. Это образ поэта-гражданина, который продолжит борьбу за мир. В стихотворении «Поэт и гражданин» гражданин призывает поэта к борьбе:

А ты, поэт! избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер бог в душе людей,

И вопль из верующей груди

Всегда доступен будет ей!

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви. [2]

Поэт избран небом, его гениальность должна служить человечеству, родине, людям. Поэт в творчестве Некрасова не только избран Богом, но и сам осознает свой гражданский долг

Итак, образ поэта в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова во многом стал каноническим для всей русской литературы, это образ пророка, борца, певца свободы, мученика, человека, наделенного высшими силами способностью делать людей лучше, спасать их от пороков. В творчестве Н. А. Некрасова образ поэта приобрел и новое значение поэта-гражданина.

Литература:

  1. Лермонтов М. Ю. Стихи/ URL: https://www.culture.ru/literature/poems/author-mikhail-lermontov (дата обращения: 12.03.2024)
  2. Некрасов Н. Стихи/ URL: https://www.culture.ru/literature/poems/author-nikolai-nekrasov(дата обращения: 12.03.2024)
  3. Пушкин А. С. Стихи/ URL: https://www.culture.ru/literature/poems/author-aleksandr-pushkin (дата обращения: 12.03.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): Лермонтов, Пушкин, образ поэта, поэт, певец свободы, русская литература, век, образ поэта-мученика, образ поэта-пророка, стихотворение.


Ключевые слова

русская поэзия, художественный образ, образ поэта

Похожие статьи

Любовь к родине в русской поэзии

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Литературные анонимы в современной литературе

Влияние русских поэтов на творчество Фарзоны Худжанди

В данной статье рассматривается русская поэзия и его влияние на таджикскую литературу. Процесс влияние и место русской поэзии, автор изучает на примере творчества Фарзоны Худжанди, величайшей таджикской поэтессы новатора ХХ вв.

Образ женщины у А. П. Чехова

Статья посвящена раскрытию женских образов в работах А. П. Чехова, их роли в его произведениях, выражению в творчестве писателя.

Образ Данте в русской литературе

В статье содержатся размышления об образе Данте в русской литературе, основанные на оценках литературных критиков.

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Похожие статьи

Любовь к родине в русской поэзии

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Литературные анонимы в современной литературе

Влияние русских поэтов на творчество Фарзоны Худжанди

В данной статье рассматривается русская поэзия и его влияние на таджикскую литературу. Процесс влияние и место русской поэзии, автор изучает на примере творчества Фарзоны Худжанди, величайшей таджикской поэтессы новатора ХХ вв.

Образ женщины у А. П. Чехова

Статья посвящена раскрытию женских образов в работах А. П. Чехова, их роли в его произведениях, выражению в творчестве писателя.

Образ Данте в русской литературе

В статье содержатся размышления об образе Данте в русской литературе, основанные на оценках литературных критиков.

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Задать вопрос