Определение термина «гибкая система обучения» в условиях высшего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Пусовский, Д. В. Определение термина «гибкая система обучения» в условиях высшего профессионального образования / Д. В. Пусовский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112700/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье автор исследует гибкую модель образования, а именно специфику определения разными экспертами термина «гибкая система образования», с целью выработки наиболее подходящего определения термина «гибкая система обучения» в условиях высшего профессионального образования и выявления качественных характеристик, присущих данной системе.

Ключевые слова: гибкое обучение, высшее образование, гибкая модель образования, гибкая система образования, обучение, учебный процесс, гибкая система обучения, студент, термин.

В настоящее время, по данным различных источников, более 30 % выпускников отечественных вузов не работают по той специальности, которую они получили в университете, а среди нынешних студентов планируют развивать карьеру по своему профилю обучения только 61 % [1]. Более того, с каждым годом уменьшается количество желающих получать высшее образование, по статистике, предоставленной ВШЭ, за последние 15 лет количество студентов снизилось на 59 % — с 7 млн. человек в 2006 году до 4 млн. в 2022 [2], при этом, по данным Министерства Образования, 21 % студентов Российских вузов прерывают свое обучение в университете, не дойдя до получения диплома [3]. Эти факторы свидетельствуют об имеющихся на данный момент проблемах в Российской системе высшего образования, при этом переход экономики с индустрии 4.0. к индустрии 5.0., в которой на первый план выходит фактор человеческого капитала, требует наличия более замотивированных, хорошо обученных специалистов, целенаправленно получающих образование по тому направлению подготовки, по которому они планируют работать в дальнейшем, поэтому именно сейчас необходимо начинать процесс реформирования существующей отечественной системы высшего образования. В настоящее время в мире успешно реализуется гибкая модель образования в университетах, особенно часто она используется высшими учебными заведениями, входящими в мировые рейтинги 100 лучших университетов.

Для того чтобы построить такую модель образовательной системы в России, необходимо понять, что понимается под гибкой системой образования и из каких компонентов она состоит. Специалисты Европейского центра по развитию профессионального образования и такие авторы, как Платонова И. А., Абросимова Г. А. и Кондратьева И. Г. [4–6] исследовали гибкую модель образования, с точки зрения того, что она является системой, позволяющей обучающимся адаптировать свой путь обучения по мере продвижения по нему в соответствии со своими интересами, способностями и профессиональными потребностями в текущий момент времени. Гаврилюк Т. В., Погодаева Т. В., Клод Мюллер, Торальф Милденбергер и Даниэль Штайнгрубер [7–8] рассматривают гибкую модель образования через призму её эффективности, в частности, отечественные авторы исследуют эффективность данной модели на примере внедрения индивидуальных образовательных траекторий в ТюмГУ. Такие авторы, как: Зеленцова Л. С., Сюзанна Бринк, Карл Йохан Карлссон, Микаэль Энелунд, Элизабет Келлер, Рейдар Люнг, Чарльз Маккартан, Фредрик Георгссон, Константинова Л. В., Гагиев Н. Н., Смирнова Е. А., Петров А. М. и Никонова О. Д. [9–11] исследовали актуальность использования гибкой образовательной модели в современном мире. Все эти авторы так или иначе исследовали гибкую образовательную модель, однако, каждая из этих работ включает разные понятия определения гибкой системы образования, поэтому все эти исследования невозможно объединить в единое, выстроить из них определенную систему исследований для проведения глубокого анализа, ибо все они разрознены и для нас существует проблема определения единого термина гибкой образовательной системы.

В профессиональной среде не существует единого определения термина гибкой модели образования, различные авторы по-разному трактуют этот термин, некоторые из них используют близкие понятия, такие как: индивидуальные образовательные траектории, гибкие условия обучения (flexible learning environments), личный учебный путь (personal learning pathway), гибкий учебный путь (flexible learning pathway), часто данный термин применяют как синоним других подходов к обучению, например, «дистанционное обучение», «студентоцентричное обучение» и т. д., это связано с тем, что в гибких образовательных моделях, в том числе, могут использоваться эти подходы при построении учебного процесса. Однако, такая неясность в определении данного термина может быть контрпродуктивной, так как не позволяет дать однозначный ответ на вопрос что такое гибкая модель образования и какие у неё должны быть ключевые параметры. Целью данного исследования является выработка наиболее подходящего определения гибкой системы обучения в условиях высшего профессионального образования и выявление качественных характеристик, присущих данной системе.

По мнению Б. В. Железова, «под гибкостью программ обучения понимаются увеличение числа различных курсов; возможность продолжить обучение после перерыва; увеличение числа «точек входа и выхода»; возможности перехода с программ среднего профессионального образования на программы высшего образования; переходы с одной программы высшего образования на другую; построение программ по модульному принципу; программы повышения квалификации и зачет предыдущих периодов обучения. Таким образом, под гибкими программами обучения понимается весь спектр возможностей обучаться в течение жизни в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами обучаемых» [12].

Эксперты института умного обучения Пекинского педагогического университета (Beijing Normal University) переосмысливают понятие гибкого обучения, определяя ее как «личностно-ориентированную стратегию, предусматривающую выбор основных параметров учебного процесса: времени и места занятий, учебных и методических пособий, методов обучения, практических заданий и образовательных ресурсов для преподавателей и учащихся. Таким образом, процесс преподавания и обучения становится гибким, а не жестко фиксированным, что повышает степень легкости, увлекательности и эффективности обучения» [13].

По мнению автора И. Н. Голицыной, «под гибким обучением понимается использование онлайн-обучения в традиционном учебном процессе. Гибкое обучение представляет собой модель, в которой онлайн-обучение сочетается с социальным взаимодействием и сотрудничеством в классе» [14].

По мнению таких авторов как Марк Дж.У. Ли и Кэтрин Маклафлин, «гибкое обучение — широкий термин, используемый для описания разработки и проведения программ, курсов и учебных вмешательств таким образом, чтобы удовлетворить потребности учащихся в разнообразии, доступе, признании различных стилей обучения, а также контроле учащихся над процессом обучения и возможности его настройки». По их мнению, «часто данный термин неправильно используют как взаимозаменяемый термин с другими терминами, такими как «открытое обучение», «дистанционное обучение», «обучение на рабочем месте», а также «электронное обучение», которые являются примерами или формами гибкого обучения, поскольку они обеспечивают студенту гибкость с точки зрения времени, темпа, места, доступа, содержания и способа преподнесения знаний» [15].

По мнению исследователей Хесуса Салинаса, Барбары де-Бенито и Антонии Дардер, «гибкое обучение это процесс, который позволяет учащимся учиться тогда, когда они хотят (частота, время, продолжительность), как они хотят (способы обучения) и чего они хотят (то есть учащиеся могут определять, что для них представляет собой обучение)» [16].

Согласно определению, данному Рафидой Абд Карим и Рамли Мустафой, «гибкое обучение — набор образовательных философий и систем, направленных на обеспечение учащимся расширенного выбора, удобства и персонализации в соответствии с потребностями учащегося. В частности, гибкий график обучения дает слушателям решения о том, где, когда, и как обучение происходит» [17].

По мнению профессора технологического университета Сиднея Александры Ширли, «гибкое обучение это педагогика, ориентированная на ученика, которая обеспечивает преподавателям и учащимся баланс сил при выборе способа преподавания и усвоения знаний в соответствии с индивидуальными контекстами и предпочтениями студентов» [18].

Опираясь на проведенное исследование, из совокупности различных трактовок определения изученного термина, выработано для дальнейшего использования в работах, следующее определение гибкой системы образования — система, предполагающая формирование студентом индивидуальной образовательной траектории, подразумевающей принятие студентом решения о том, что, где, когда и как обучающийся хочет изучать, и дающая возможность получать знания именно в тех областях, которые для студента наиболее важны и интересны в данный момент времени.

Это определение дает нам основание для проведения глубокого исследования эффективности гибкой системы обучения в условиях высшего профессионального образования, также это определение в целом способствует пониманию термина гибкой системы образования и, следовательно, позволяет выработать параметры самой эффективной гибкой образовательной модели для её построения и внедрения в Российских реалиях.

Литература:

  1. Соболева Юлия. Почему много людей работают не по специальности в 2024 году: статистика и основные причины / Соболева Юлия. — Текст: электронный // УчисьОнлайн.ру: [сайт]. — URL: https://uchis-online.ru/blog/professii/pochemu-ludi-rabotayut-ne-po-spetsialnosti
  2. Хайрутдинов Тимур. Как в России устроена система высшего образования / Тимур Хайрутдинов. — Текст: электронный // Тинькофф Журнал: [сайт]. — URL: https://journal.tinkoff.ru/statistic-univercitites/
  3. Тарарыкова Александра. Все больше и больше молодых людей отчисляются из вузов по собственному желанию. / Александра Тарарыкова. — Текст: электронный // Портал студентов Воронежа «P.S. 5 сов»: [сайт]. — URL: http://5-sov.ru/blog/science/5684.html
  4. Flexible education and training systems. — Текст: электронный // European Centre for the Development of Vocational Training (Cedefop): [сайт]. — URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/tools/vet-toolkit-tackling-early-leaving/intervention-approaches/flexible-education-and-training-systems#:~:text=Flexible %20education %20systems %20enable %20learners %2Csuit %20their %20interests %20and %20abilities
  5. Платонова, И. С. Индивидуальные образовательные траектории в образовательном пространстве университетов: опыт и перспективы / И. С. Платонова. — Текст: непосредственный // Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации. — Самара: сб. научн. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием, 2023. — С. 137–140.
  6. Абросимова, Г. А. Открытое образование / Г. А. Абросимова, И. Г. Кондратьева. — Текст: непосредственный // Казанский вестник молодых ученых. Педагогические науки. — 2017. — № 2. — С. 48–51.
  7. Гаврилюк, Т. В. Переход к обучению по индивидуальным образовательным траекториям в оценках студентов и преподавателей (на примере Тюменского государственного университета) / Т. В. Гаврилюк, Т. В. Погодаева. — Текст: непосредственный // Социологический журнал. — 2023. — № 2. — С. 51–73.
  8. Müller, C. Learning effectiveness of a flexible learning study programme in a blended learning design: why are some courses more effective than others? / C. Müller, T. Mildenberger, D. Steingruber. — Текст: непосредственный // International Journal of Educational Technology in Higher Education. — 2023. — № 20. — С. 1–25.
  9. Зеленцова, Л. С. Развитие системы гибкого высшего образования в эпоху цифровой экономики / Л. С. Зеленцова. — Текст: непосредственный // Россия: тенденции и перспективы развития. — 2018. — № 13–1. — С. 839–841.
  10. Curriculum Agility: Responsive Organization, Dynamic Content, and Flexible Education / Brink, S., Carlsson [и др.]. — Текст: непосредственный // 2021 IEEE Frontiers in Education Conference (FIE). — 2021. — № 2. — С. 1–5.
  11. Результаты мониторинга информации о тенденциях развития высшего образования в мире и в России / Константинова, В. Л, Гагиев [и др.]. — 2. — Москва: Научно-исследовательский институт развития образования Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, 2021. — 75 c. — Текст: непосредственный.
  12. Железов, Б. В. Гибкость и качество: опыт реформирования структуры и содержания программ высшего образования в ЕС / Б. В. Железов. — Текст: непосредственный // Вестник международных организаций. — 2008. — № 3. — С. 4–11.
  13. Руководство по организации гибкого обучения в период приостановки образовательного процесса в очной форме: опыт Китая по поддержанию непрерывного обучения во время вспышки COVID-19 / Р. Х. Хуан, Д. Ц. Лю, А. Тлили [и др.]. — 2. — Пекин: Институт умного обучения Пекинского педагогического университета, 2020. — 54 c. — Текст: непосредственный.
  14. Голицына, И. Н. Гибкое обучение в традиционном учебном процессе / И. Н. Голицына. — Текст: непосредственный // Высшее образование в России. — 2017. — № 5. — С. 113–117.
  15. Lee, M. J Applying Web 2.0 Tools in Hybrid Learning Designs / M. J. Lee, С. McLoughlin. — Текст: непосредственный // Handbook of Research on Hybrid Learning Models: Advanced Tools, Technologies, and Applications. — 2010. — № 1. — С. 371–392.
  16. Salinas, J. Learning Design Based on Personal Paths and Learning Sequences for Activation, Development, and Closure in Teaching / J. Salinas, B. de-Benito, A. Darder. — Текст: непосредственный // Design and Measurement Strategies for Meaningful Learning. — 2022. — № 1. — С. 40–57.
  17. Abd, K. R. Exploring Lecturer and Student Readiness on Flexible Learning Pathways Toward SDG4 / K. R. Abd, R. Mustapha. — Текст: непосредственный // Cases on Responsive and Responsible Learning in Higher Education. — 2023. — № 1. — С. 380–403.
  18. Shirley, A. Flexible Learning in Higher Education / A. Shirley. — Текст: непосредственный // International Encyclopedia of Education. — 2010. — № 3. — С. 441–447.
Основные термины (генерируются автоматически): гибкое обучение, гибкая модель образования, высшее образование, гибкая система образования, высшее профессиональное образование, гибкая система обучения, обучение, учебный процесс, гибкая образовательная модель, профессиональное образование.


Ключевые слова

обучение, студент, термин, учебный процесс, высшее образование, гибкое обучение, гибкая модель образования, гибкая система образования, гибкая система обучения

Похожие статьи

Задать вопрос