Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 07.04.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Вдовина, А. С. Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании / А. С. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 233-234. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112673/ (дата обращения: 02.05.2024).



Данная статья посвящена исследованию роли дидактических игр и других интерактивных форм обучения как средства формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании. В ходе исследования рассматривается значение игр и интерактивных методов в формировании представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. Теоретический анализ когнитивного развития детей, особенности образовательной среды и методы воспитания обозначают значимость игровых и интерактивных форм обучения для успешной работы по формированию представлений о профессиях у детей. Практические рекомендации для педагогов, включающие создание разнообразных игровых программ, использование ролевых и логических игр, организацию экскурсий и мастер-классов, позволяют сделать вывод о важности интеграции дидактических игр и интерактивных методов в дошкольное образование для успешного формирования представлений о профессиях у детей.

Ключевые слова: профессия, дети, формирование представлений, дошкольный возраст, игра

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, а рынок труда постоянно меняется, формирование у детей представлений о профессиях становится особенно актуальным. В дошкольном возрасте, когда дети начинают активно познавать окружающий мир, важно создать условия для их знакомства с различными профессиями и понимания их значимости.

Дошкольный возраст — это период активного развития когнитивных способностей ребёнка. В этом возрасте дети начинают активно познавать окружающий мир, учатся мыслить логически, развивают память и внимание. Одной из основных особенностей когнитивного развития в дошкольном возрасте является формирование наглядно-образного мышления. Дети начинают представлять и понимать абстрактные понятия, используя образы и символы. Это позволяет им лучше усваивать информацию и решать задачи. Ещё одной особенностью когнитивного развития является развитие речи. Дети начинают активно использовать слова для выражения своих мыслей и чувств. Они учатся слушать и понимать речь других людей, а также формулировать свои собственные высказывания.

Образовательная среда играет важную роль в формировании представлений о профессиях у детей дошкольного возраста. Она создаёт условия для знакомства детей с различными видами деятельности, помогает им понять, чем занимаются представители разных профессий и как они влияют на жизнь общества. В образовательной среде дети могут получить информацию через различные формы обучения, такие как дидактические игры, мастер-классы, экскурсии, встречи с представителями профессий и другие интерактивные формы. Важно, чтобы образовательная среда была разнообразной и интересной для детей, она должна учитывать их возрастные особенности и уровень развития. Только тогда она сможет эффективно способствовать формированию представлений о профессиях.

Развивающие игры о профессиях — это отличный способ познакомить детей с миром труда и помочь им понять, чем занимаются представители разных профессий. Игры могут быть разнообразными: от простых лото и домино до более сложных игр, требующих логического мышления и воображения. Вот несколько примеров развивающих игр о профессиях: Игра «Кто это?» — детям показывают карточки с изображением представителей разных профессий, а они должны угадать, кто это. Игра «Что нужно для работы?» — детям дают карточки с изображением различных инструментов и оборудования, а они должны выбрать те, которые нужны представителям определённых профессий. Игра «Профессии в городе» — детям показывают фотографии различных мест в городе (школа, больница, магазин и т. д.), а они должны назвать профессии людей, которые там работают.

Кроме того, интерактивные формы обучения, такие как мастер-классы, экскурсии, встречи с представителями профессий, также способствуют формированию представлений о профессиях. Они позволяют детям увидеть, как работают профессионалы, задать им вопросы и получить ответы из первых уст. Вот несколько идей для экскурсий и встреч с представителями различных профессий: Экскурсия на почту — дети могут увидеть, как работает почтальон, и узнать, как письма и посылки доставляются адресатам. Встреча с врачом — дети могут задать вопросы о здоровье и медицине, а также узнать, как врачи помогают людям. Встреча с пожарным — дети могут узнать о работе пожарных, о том, как они спасают людей и имущество, а также о том, как важно соблюдать правила пожарной безопасности.

Важно отметить, что формирование представлений о профессиях должно быть основано на принципах доступности, наглядности и учёта возрастных особенностей детей. Необходимо подбирать игры и интерактивные формы обучения, которые соответствуют уровню развития детей и вызывают у них интерес. Интегрированные занятия — это занятия, на которых дети получают знания и навыки из разных областей. Они могут быть посвящены одной теме, например, «Профессии», или нескольким темам, например, «Профессии, связанные с природой». Вот несколько интерактивных методов, которые можно использовать на интегрированных занятиях: Метод проектов — дети могут работать над проектом, посвящённым определённой профессии, например, «Профессия пожарного». Метод кейсов — детям можно предложить решить проблему, связанную с определённой профессией, например, «Как помочь больному человеку?». Метод ролевых игр — дети могут сыграть в игру, в которой они будут представителями разных профессий, например, «Магазин».

В заключение следует отметить, что дидактические игры и другие интерактивные формы обучения доказали свою высокую эффективность в формировании представлений о профессиях в дошкольном образовании. Вовлекая детей в практические занятия и ролевые игры, эти методы не только делают обучение увлекательным, но и помогают сформировать у них понимание различных профессий и интерес к ним. Благодаря активному участию и самоанализу дети могут глубже понять роль и обязанности представителей разных профессий, что закладывает прочную основу для их будущих образовательных и карьерных стремлений. Очевидно, что включение дидактических игр и интерактивного обучения в программу дошкольного образования может сыграть важную роль в формировании позитивного восприятия профессий, что в конечном итоге сформирует будущее поколение высококвалифицированных специалистов.

Литература:

1. Алябьева Е. А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 128 с.

  1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду» — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — 128 с.
  2. Кожевникова А. И. Интерактивные методики в обучении детей представлениям о профессиях. // Современные проблемы педагогики. 2019. № 3. — С. 112–120.
  3. Иванова Н. П., Петрова О. С. Роль дидактических игр в формировании представлений о профессиях у дошкольников. // Вестник психологии и педагогики. 2019. Том 4. — С. 78–85.
Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, формирование представлений, дошкольный возраст, игра, интерактивная форма обучения, дошкольное образование, образовательная среда, когнитивное развитие, представитель профессий.


Похожие статьи

Задать вопрос