Проблема применения статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 05.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кужлева, А. С. Проблема применения статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации / А. С. Кужлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112658/ (дата обращения: 06.05.2024).



Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, новые потенциально опасные психоактивные вещества, перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ.

В 2015 году Федеральным законом от 03.02.2015 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была введена ст. 234.1 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее — НПОПВ), а именно за их незаконное производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобретение, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ в целях сбыта [1].

В пояснительной записке к законопроекту вышеуказанного Федерального закона отмечалось, что введение данной статьи в УК РФ необходимо для осуществления противодействия обороту новых психоактивных веществ, повторяющих основную химическую формулу наркотических средств или психотропных веществ и схожих с ними по физиологическому воздействию на организм человека препаратов. Авторами законопроекта предлагалось вещества синтетического или естественного происхождения, которые вызывают у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, представляющего опасность для жизни и здоровья человека, и в отношении которых уполномоченными органами государственной власти не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом, отнести к НПОПВ и установить запрет на их оборот в РФ [3].

Так, в пояснительной записке упоминается о том, что эти вещества повторяют основную химическую формулу наркотических средств и психотропных веществ, что по своей сути полностью совпадает с целью введения в свое время такого предмета, как аналоги наркотических средств и психотропных веществ. Однако, данный признак не нашел свое отражение в действующем законодательстве.

Так, в УК РФ появился новый, ранее неизвестный российскому уголовному праву, предмет преступного посягательства — НПОПВ, рассмотрим его подробнее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), НПОПВ — вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее — Реестр), оборот которых в РФ запрещен [2].

В ст. 2.2 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» раскрываются признаки, которыми должно обладать НПОПВ для включения в Реестр, а именно такое вещество должно вызывать у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, которое является опасным для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования или меры контроля за оборотом таких веществ [2].

На сегодняшний день практика применения ст. 234.1 УК РФ отсутствует, в связи с тем, что обязательным условием ее реализации является включение НПОПВ в Реестр, который на сегодняшний день не сформирован.

Обязанность ведения Реестра возложена на Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РФ [2].

По мнению Е. Н. Бархатовой, идея введения такого Реестра была направлена непосредственно на оперативное реагирование со стороны государства на регулярно появляющиеся НПОПВ, так как внесение новых психоактивных веществ в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее — Перечень) занимает большое количество времени, что делает более затруднительной борьбу с новыми веществами. Таким образом, Реестр должен был стать промежуточным пунктом размещения опасных веществ с момента выявления вещества и до момента внесения его в Перечень, то есть оказывать помощь правоприменителю в защите жизни и здоровья граждан [4, с. 59].

Таким образом, цель для которой данная статья была внесена в уголовный закон РФ на сегодняшний день остается недостигнутой, а НПОПВ фактически продолжают находиться в легальном обороте.

Для решения существующей проблемы, по мнению А. И. Ротар и Ю. С. Гридиной, единственным вариантом разрешения сложившейся ситуации является запуск процедуры признания НПОПВ аналогом наркотических средств и психотропных веществ [5, с. 22].

Мысль о приравнивании НПОПВ с аналогами является не совсем справедливой.

По своей сути такие вещества являются абсолютно новыми, ранее неизвестными мировому сообществу в рамках незаконного оборота психоактивными веществами, которые обладают следующими признаками:

1) вещество синтетического или естественного происхождения;

2) вещество включено в Реестр;

3) способно вызывать состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для жизни и здоровья;

4) уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом [2].

Аналогами же признаются вещества, обладающими следующими признаками:

1) вещество синтетического или естественного происхождения;

2) вещество не включено в Перечень;

3) химическая структура и свойства аналога сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых он воспроизводят [2].

Анализируя, указанный признаки, содержащиеся в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», стоит отметить один важный момент, а именно то, что законодатель не указывает в качестве признака НПОПВ сходство химической формулы с уже известными наркотическими средствами и психотропными веществами.

Данный признак и является главным отличаем сравниваемых понятий.

Кроме того, различие изучаемых понятий заключается и в их правовом признаке. В частности, аналогами могут быть признаны только те вещества, которые не включены в Перечень, а НПОПВ, в свою очередь, должны быть включены в Реестр.

Таким образом, данные понятия не могут быть признаны тождественными и, как следствие, приравнять НПОПВ к аналогам наркотических средств и психотропных веществ не представляется возможным.

Бархатова Е. Н., в свою очередь, для решения проблемы предлагает исключить из законодательства требование о создании Реестра и решать вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности по ст. 234.1 УК РФ на основании результатов судебной экспертизы. В качестве аргумента в пользу такого решения Бархатова Е. Н. указывает то, что заключение эксперта о признании вещества психоактивным и потенциально опасным является достаточным основанием для установления состава преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ [4, с. 60].

Данное предложение также является довольно неоднозначным, так как не определены точные критерии, на основании которых эксперт должен делать выводы о признании того или иного вещества психоактивным и потенциально опасным, в связи с чем может возникнуть ситуация объективного вменения, что противоречит принципу вины, закрепленному в ст. 5 УК РФ.

Анализируя сложившуюся ситуацию неприменения рассматриваемой уголовно-правовой нормы на протяжении 9 лет, возникает вопрос не о том, как привести ее в действие, а нуждается ли уголовный закон в целом в такой норме.

Как уже было отмечено ранее, ст. 234.1 УК РФ закрепляет уголовную ответственность за незаконный оборот веществ, которые по своей сути являются наркотическими средствами или психотропными веществами, но в связи с недавним обнаружением еще не внесены в Перечень. Включение данной нормы в УК РФ было направлено на предоставление правоохранительным органам возможности привлечения лиц к уголовной ответственности за незаконный оборот указанных веществ посредством включения их Главным управлением по контролю за наркотиками Министерства внутренних дел РФ в Реестр.

Предусмотрев ведение Реестра, законодатель создал лишь еще одну «ступень», нагромождая и без того небыстрый процесс включения нового наркотического средства или психотропного вещества в Перечень.

Кроме того, возлагая функцию по формированию Реестра на Министерство внутренних дел РФ, законодатель не учел состояние «кадрового голода», длящегося на протяжении многих лет, и, как следствие, недостаточное количество высококвалифицированных сотрудников, которые бы обладали достаточным уровнем знаний для проведения лабораторных исследований необходимого уровня, который бы позволил на основании заключения эксперта вносить новое вещество в Реестр и привлекать лицо к уголовной ответственности.

В связи с этим, более рациональным представляется направить силы государства на пересмотр процесса внесения дополнений в Перечень, предусмотрев механизмы, которые бы позволили более оперативно реагировать государственным органам в лице Министерства здравоохранения РФ, Министерства внутренних дел РФ и Правительства РФ на постоянно появляющиеся новые психоактивные вещества.

Так, на сегодняшний день Перечень пополняется новыми наркотическими средствами или психотропными веществами в среднем один раз в полгода, а иногда и реже, в частности, последнее дополнение было внесено 7 февраля 2024 года, а до этого 14 ноября 2023 года. За такой большой промежуток времени подпольные лабораторию успевают синтезировать несколько десятков новых видом наркотиков, в связи с чем, если не предпринять меры для более быстрого реагирования государства на появление новых веществ, на теневом рынке всегда будет находится большое количество веществ, представляющих реальную угрозу для жизни людей, а лица распространяющие такие вещества, так и будет осуществлять свою «легальную деятельность».

Исходя из вышесказанного, процедуру дополнения Перечня необходимо осуществлять каждые один-два месяца, только в этом случае можно говорить о реальной борьбе государства с незаконным оборотом наркотиков.

Возвращаясь к ст. 234.1 УК РФ, следует сказать о том, что ее наличие в УК РФ не представляет никакой практической ценности, в связи с чем ее следует исключить из российского уголовного закона.

Таким образом, урегулировав вопрос о более оперативном внесении дополнений в Перечень, у государства появятся все необходимые «инструменты» для реальной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.
  2. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред.08.12.2020) // Российская газета, № 7, 15.01.1998.
  3. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 638953–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/638953–6 (Дата обращения: 12.12.2023).
  4. Бархатова Е. Н. Категория «новые потенциально опасные психоактивные вещества» в уголовном праве России // Уголовное законодательство: вчера, сегодня, завтра. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. 2023. С. 58–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54599854/ (дата обращения: 15.12.2023).
  5. Ротар А. И. Гридина Ю. С. Проблемные аспекты правового регулирования оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ // Академический научно-правовой вестник адвоката А. Н. Чашина. 2023. Вып. 1. С. 18–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53792598/ (дата обращения: 12.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): вещество, УК РФ, РФ, средство, уголовная ответственность, естественное происхождение, Перечень, мера контроля, Российская Федерация, токсическое опьянение.


Ключевые слова

наркотические средства, психотропные вещества, новые потенциально опасные психоактивные вещества, перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ

Похожие статьи

Задать вопрос