Международные договоры в области охраны авторских прав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 06.04.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Малахинский, И. Д. Международные договоры в области охраны авторских прав / И. Д. Малахинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 130-131. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112636/ (дата обращения: 04.05.2024).



Национальные механизмы охраны авторских прав каждого государства отличны друг от друга, однако каждая страна стремится к упрощению межгосударственного регулирования авторского права, поэтому стремится становиться участником определённых международных договоров. В данной статье автором будут проанализированы основные международные договоры в области охраны авторских прав, описаны их преимущества и характерные принципы действия.

Ключевые слова: международный договор, конвенция, национальноезаконодательство, авторское право, интеллектуальная собственность.

The national copyright protection mechanisms of each state are different from each other, however, each country strives to simplify the interstate regulation of copyright, therefore it strives to become a party to certain international treaties. In this article, the author will analyze the main international treaties in the field of copyright protection, describe their advantages and characteristic principles of operation.

Keywords: international treaty, convention, national legislation, copyright, intellectual property.

Регулирование человеческого интеллекта нормами права не может быть осуществлено по объективным причинам, однако применение норм в целях регулирования общественных отношений, предметом которых является результат творческой деятельности, существует уже длительное время. Правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется широкой совокупностью международных нормативно-правовых актов. В свою очередь, центральное место регулирования результатов творческой деятельности являются авторские права. Авторские права представляют собой составную часть интеллектуальной собственности, которая в свою очередь выражена в совокупности исключительных прав личного и имущественного характера на результаты творческой деятельности. Можно утверждать, что распространение авторами результатов совей творческой деятельности по всему миру способствовало возникновению и развитию международного законодательства в области охраны авторских прав. Важно учитывать, что каждая страна обладает совокупностью норм, направленных на правовое регулирования правоотношений в области авторского право, при этом международные договоры устанавливают универсальные механизмы по охране и защите авторских прав. Если проанализировать российский опыт правового регулирования авторских прав, то основу правового регулирования составляет вступившему в законную силу четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) [1]. Именно ГК РФ содержит комплекс нормативно правовых актов, часть из которых являются международно-правовые договоры.

Одним из самых первых международных договоров об охране авторских прав, в которые на тот момент входили литературные и художественные произведения, является Бернская конвенция 1886 года [2]. Представленная конвенция была подписана группой, состоящей из семи государств. Впоследствии к конвенции присоединились более ста государств и в настоящее время участников данной конвенции составило 179 государств мира. Стоит обратить внимание, что Бернская конвенция содержала в себе основные принципы правового регулирования авторских прав, которые можно наблюдать, как и в международно-правовых договорах, так и в национальном законодательстве стран-участниц конвенции. К таким принципам следует относить: принцип независимости, принцип национального режима охраны, а также презумпцию авторства. Мы согласны с позицией Н. А. Зеленовой и О. В. Луконькиной, которые в своем научном труде прямо указывают на тот факт, что Бернская конвенция установила общие требования для стран-участниц, которые направлены на обеспечение эффективной защиты прав авторов на международном уровне [3, с. 3]. Если анализировать положения Бернской конвенции, то следует утверждать, что охрана произведений будет осуществляться с момента их непосредственного создания и не будет требовать официальной регистрации либо других формальных мер.

Большое значение в области охраны авторского права имеет Женевская Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года [4]. Представленная конвенция имела цель по охвату большинства стран мира международными нормами по охране и защите авторских прав. По мнению экспертов Женевская конвенция об авторском праве содержит в себе положения, которые не обладают уровнем охраны прав, которые закреплены в Бернской конвенции, однако данные положения определяют правила взаимоотношений участников Бернской конвенции друг с другом. В частности, Е. В. Дударенко отмечает, что Женевская конвенция определила правило, согласно которому выход страны из Бернского союза влечет за собой отмену охранительных обязательств относительно произведений страны владельца среди стран-участниц. Кроме того автор отмечает, что Женевская конвенция сформировала ряд аспектов, на которых базируется современная охрана авторских прав, а именно принцип государственной охраны авторских прав, принцип национального режима, принцип соблюдения минимальных формальностей [5, с. 153]. Мы имеем право утверждать, что Женевская конвенция направлена на абсолютную свободу в выборе охранительных норм авторских прав.

Следующим шагом по улучшению международного регулирования авторских прав, а также осуществление охраны авторского права, стало обеспечение неприкосновенности участников в области авторства среди исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. Таким образом в 1961 году в законную силу вступила Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций [6]. Данная конвенция была принята в Риме и направлена на охрану смежных прав в области интеллектуальной собственности. В этой конвенции закреплены права субъектов авторских правоотношений, а также определены случаи, согласно которым возможно свободное распространение и использование авторских произведений между субъектами данного вида правоотношений. Аналогично Римской конвенции 1961 года существует Конвенция об охране интересов производителей фонограмм 1971 года, которая своими положениями обеспечивает охрану интересов производителя фонограмм среди стран-участниц данной конвенции [7].

Особое место в международном регулировании авторских прав и их охране занимает Московское соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права 1993 года. Данное соглашение направлено на обеспечение охраны авторских прав сред бывших союзных республик СССР [8]. Московская конвенция содержит 7 статей, целью которых является борьба с незаконным авторством, модернизация законодательства и специальных механизмов в области защиты авторских прав и многое другое. Стоит выделить характерную особенность Московской конвенции, выраженной в налоговом регулировании предмета авторских прав. Речь идет о том, что существует дополнительные соглашения относительно исключения двойного налогообложения.

На основании вышеизложенного, мы приходим к выводу, что современная природа авторского права сформировалась под воздействием международно-правовых актов. Соответственно и охрана авторских прав возможна только с учетом единого мнения международного сообщества в целях эффективной борьбы с большим количеством нарушений авторских прав. Стоит иметь в виду, что и национальное законодательство в области охраны авторских прав сформирована с учетом международных принципов права, что позволяет вести государству гибкую политику в сфере правового регулирования данной области.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4) от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения 01.04.2024).
  2. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5112/ (дата обращения 01.04.2024).
  3. Зеленова Н. А., Луконькина О. В. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года как основополагающий международный акт в сфере охраны авторских прав // Огарев-online. –2020. –С. 1–5.
  4. Всемирная конвенция об авторском праве (Заключена в г. Женеве 06.09.1952) // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7229/ (дата обращения 01.04.2024).
  5. Дударенко Е. В. Международные договоры в области охраны авторских и патентных прав // Символ науки. –2020. — № 5. — С. 151–154.
  6. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций [рус., англ.] (Заключена в г. Риме 26.10.1961) // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15043#KgDbo8UbTWiAHDcG (дата обращения 01.04.2024).
  7. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Заключена в г. Женеве 29.10.1971) // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5036/ (дата обращения 01.04.2024).
  8. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав» // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5865/ (дата обращения 01.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): URL, Бернская конвенция, Женевская конвенция, интеллектуальная собственность, область охраны авторских, правовое регулирование, творческая деятельность, ГК РФ, изготовитель фонограмм, область охраны.


Похожие статьи

Задать вопрос