Защита прав и свобод человека и гражданина как государственная обязанность прокурора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Козлова, Л. П. Защита прав и свобод человека и гражданина как государственная обязанность прокурора / Л. П. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112493/ (дата обращения: 04.05.2024).



В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина [1]. Вопросы их защиты всегда сохраняют свою актуальность, особенно учитывая непостоянство законодательной базы, частое реформирование государственных органов, незрелость институтов гражданского общества, не обеспечивающих должный контроль за деятельностью субъектов публичной власти. В подобных условиях возрастает роль органов прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина как государственного органа, независимого от иных ветвей власти.

Об этом же свидетельствует и многочисленность фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, выявляемых органами прокуратуры. Так, согласно статистическим данным о результатах деятельности прокуратуры Российской Федерации, указанным ведомством на территории России в 2020 году было выявлено 2 427 878 нарушений законов в рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, по итогам 2021 года этот показатель составил 2 432 63 нарушения [2]. Проблема усугубляется тем, что услуги профессиональных юристов для многих граждан недоступны по экономическим соображениям, а потому затруднен и доступ к правосудию. Таким образом, с помощью прокурорского надзора обеспечивается правовая защита данных граждан путем применения мер прокурорского реагирования и обращения с иском в суд в интересах конкретных граждан или неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ») надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из направлений прокурорского надзора [3]. Для реализации данной отрасли прокурорского надзора был принят специальный ведомственный акт [4]. В рамках осуществления надзора в обозначенной сфере прокурор проводит проверки соблюдения различных отраслей законодательства и в случае выявления нарушений принимает различные предусмотренные законом меры прокурорского реагирования.

Однако важным является следующий вопрос: защита прав и свобод человека и гражданина — это право или обязанность прокурора? Прежде чем ответить на поставленный вопрос, необходимо системно проанализировать положения законодательства, связанные с правовым статусом прокуратуры и прокурорских работников.

Во-первых, необходимость осуществления прокурорского надзора прямо следует из положений ФЗ «О прокуратуре РФ». Кроме того, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделяется законодателем в самостоятельную отрасль прокурорского надзора, что также подчеркивает значимость осуществления подобной деятельности. Из положений ч. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» также усматривается неразрывная связь рассматриваемой отрасли прокурорского надзора с назначением самого органа.

Во-вторых, в силу положений ч. 3 ст. 12 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор РФ, а также нижестоящие прокуроры при первичном вступлении в должность прокуроров принимают присягу, которая включает в себя клятву защищать права и свободы человека и гражданина. Согласно п. «в» ч. 1 ст. 43 ФЗ «О прокуратуре РФ» одним из оснований прекращения службы в органах и организациях прокуратуры является нарушение присяги прокурора. При этом из положений исследуемой статьи также вытекает еще одно основание для увольнения — это совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника, которое может быть связано с нарушением положений о защите прав и свобод человека и гражданина.

Охарактеризовать поступок работника органов прокуратуры с позиции признания его порочащим часть и достоинство (т. е. в качестве основания для увольнения) позволяет Кодексе этики прокурорского работника Российской Федерации.

Второй раздел Кодекса этики устанавливает правила поведения прокурорского работника, среди которых, применительно к теме научной работы, можно выделить:

— определение основного смысла и содержания профессиональной служебной деятельности прокурора через признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина;

— непримиримую борьбу с любыми нарушениями законодательства и своевременное принятие эффективных мер к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, направленных на устранение нарушений и восстановление нарушенных прав;

— руководство в своей деятельности такими принципами, как справедливость и неотвратимость ответственности за нарушение закона [5].

Необходимо отметить, что совершение поступка, порочащего честь и достоинство, не во всех случаях может повлечь за собой увольнение, однако выступает основанием для привлечения работника прокуратуры к дисциплинарной ответственности. Относительно вопроса о защите прав и свобод человека и гражданина можно предположить, что конкретная мера дисциплинарной ответственности будет определяться с учетом тех неблагоприятных последствий, которые наступят для человека ввиду бездействия прокурорского работника.

Тем самым непринятие мер к обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина, пресечению нарушений законов в данном направлении может повлечь для прокурорского работника дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения из органов прокуратуры.

Представленные обстоятельства свидетельствуют о том, что защита прав и свобод человека и гражданина выступает обязанностью служащих органов прокуратуры.

Наиболее значимой областью осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выступает уголовный процесс. Указанный вывод можно сделать из анализа уголовного и уголовно-процессуального законодательства. На это также указывает издание специального приказа [6]. Следует отметить, что нарушения прав и свобод человека и гражданина в рамках уголовного процесса встречаются повсеместно [7].

Как правило, меры уголовной ответственности, меры процессуального принуждения и иные процедуры рассматриваемых отраслей права связаны с существенными ограничениями прав и свобод человека и гражданина (свобода передвижения, тайна переписки и др.). Не менее значимо и то обстоятельство, что в связи со спецификой уголовного процесса и его воздействием на личность подозреваемого, обвиняемого или подсудимого требуется неукоснительное и точное соблюдение всех правовых предписаний. Вместе с тем нередки случаи, когда правоохранительные органы нарушают положения действующего законодательства и тем самым допускают нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Повышенное значение реализации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе признается также Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в своем постановлении от 29 июня 2004 года № 13-П высшая судебная инстанция отмечает, что, следуя назначению и принципам уголовного судопроизводства, прокурор обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, но на этом его функции не заканчиваются, он осуществляет также надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-розыскную деятельность, дознанием и предварительным расследованием [8].

Следует отметить, что в рамках уголовного процесса нарушению, как правило, подлежат личные права и свободы подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, и весь комплекс прав потерпевшего [9, с. 46].

Правоохранительными органами нередко нарушаются конституционные права и свободы участников процесса со стороны защиты. К примеру, немаловажной проблемой является желание следователей минимизировать возбуждение уголовных дел в отношении сотрудников правоохранительных органов. Прокуратура, выявляя преступления в действиях следователей, в достаточно мере не имеет возможности влиять на органы, осуществляющие предварительное следствие.

Наглядным примером является дело бизнесмена Сергея Южанина, когда кировского предпринимателя в качестве свидетеля по уголовному делу задержали с применением силы, привезли в управление Следственного комитета РФ и 4 часа проводили допрос в наручниках. Суд определил, что разрешения на такие действия со стороны Следственного комитета РФ не имелось, при задержании Южанин оружия не имел, протокол не составлялся и пришел к выводу, что причин для применения физической силы и наручников не имелось, права, свободы и законные интересы предпринимателя были нарушены, а сотрудники Следственного комитета РФ превысили должностные полномочия [10].

Важно обратить внимание на возможности прокурора при осуществлении соответствующего вида надзора в уголовном процессе. Обязанности государственных органов всегда реализуются в строго определенных формах, которыми в указанных обстоятельства служат средства прокурорского надзора. Характерной чертой средств прокурора в данном случае выступает их корреляция полномочиям прокурора как государственного служащего и соответственно связь с оценкой законности, обоснованности, своевременности деятельности определенных субъектов уголовного судопроизводства. Иными словами, применительно к исследуемой ситуации прокурор использует специальные средства, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством. В качестве примера таких средств можно привести указания прокурора органам предварительного расследования, а также полномочия по отмене некоторых незаконных постановлений.

Таким образом, в ходе уголовного судопроизводства средства прокурорского надзора становятся, кроме собственно надзорных, еще и процессуальными. Вместе с тем Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ) не дает точного и полного представления ни о перечне таких средств, ни о их структуре, содержании, понятии. К примеру, действующее законодательство не располагает определением понятия «требование», «указание» и др. Примечательно, что ФЗ «О прокуратуре РФ» и УПК РФ по-разному подходят к содержанию многих актов прокурорского реагирования (постановление, требование и т. д.). В связи с чем многими авторами отмечается необходимость детальной регламентации видов и порядка применения процессуальных средств прокурора, с учетом особенностей реализации прокурором не только надзорных функций, но и уголовно-процессуальных [11, с. 53]. Указанная мера, на наш взгляд, может способствовать устранению существующих коллизий, а также формированию четкого перечня средств прокурорского надзора.

Необходимо указать, что прокурорский надзор осуществляется на всех этапах уголовного судопроизводства, что отражено не только в УПК РФ, но и ведомственных актах прокуратуры. По этой причине следует указать на определенную зависимость используемых средств от стадий уголовного процесса.

Определенные сложности реализации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина могут иметь организационные предпосылки. В качестве примера можно указать на взаимоотношения следователя и прокурора.

Как отмечает В. А. Ефанова в настоящее время законодательство позволяет следователю и прокурору действовать самостоятельно и независимо друг от друга: прокурор осуществляет надзор и государственное обвинение, а следователь отстаивает свою независимость в принятии процессуальных решений, что создает условия для волокиты [12, с. 46].

По мнению многих авторов, обособление органов предварительного следствия и утрата прокуратурой некоторых полномочий не могут положительно сказаться на достижении цели деятельности прокуратуры [13, с. 15].

Подводя итог изложенному, можно заключить следующее. Совокупный анализ положений федерального законодательства и приказов Генпрокуратуры РФ позволяет сделать вывод, что несмотря на то, что защита прав и свобод человека и гражданина выступает государственной обязанностью прокурора, следующей из самого назначения органа, ее реализация существенным образом осложнена за счет разобщенности нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления такой защиты. Кроме того, определенные трудности возникают в связи со спецификой уголовно-процессуальной сферы — в данном случае используются специфичные средства прокурорского надзора (отмена постановлений, дача указаний и т. д.).

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. 25 дек.; 2020. 4 июля.
  2. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2021 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: Результаты деятельности органов прокуратуры РФ — Генеральная прокуратура Российской Федерации (genproc.gov.ru) (дата обращения: 05.05.2022).
  3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366; Собрание законодательства РФ. — 2024. — № 1 (часть I). — Ст. 40.
  4. Приказ Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 (ред. от 31.08.2023) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. 2008. № 3; 2023. № 11.
  5. Приказ Генпрокуратуры России от 17 марта 2010 г. № 114 (ред. от 21.07.2023) «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2010. № 6; 2023. № 8.
  6. Приказ Генпрокуратуры России от 27 ноября 2007 г. № 189 (ред. от 19.08.2021) «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // Законность. 2008. № 2; 2021. № 10.
  7. Прокуратура отреагировала на нарушения, допущенные сотрудниками СИЗО при предоставлении свиданий защитникам // Адвокатская газета. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/prokuratura-otreagirovala-na-narusheniya-dopushchennye-sotrudnikami-sizo-pri-predostavlenii-svidaniy-zashchitnikam/?ysclid=l430ketmo2 (дата обращения: 05.06.2022).
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 4.
  9. Андреева О. И. Пределы ограничения прав личности в уголовном процессе // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 46–49.
  10. Суду не понравилась доставка предпринимателя // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4118795? (дата обращения: 05.03.2024).
  11. Карягина Д. В. Средства прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан в уголовном процессе // Universum: экономика и юриспруденция. 2022. № 3 (90). С. 49–53.
  12. Ефанова А. В. О проблемах прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве // Судебная власть и уголовный процесс. 2016. № 4. С. 40–47.
  13. Спирин A. B. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: вопросы теории, практики, законодательного регулирования: дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2014. 273 с.
Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, прокурорский надзор, гражданин, уголовный процесс, прокурорский работник, Российская Федерация, уголовное судопроизводство, прокурорское реагирование, РФ, Следственный комитет РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос