Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 31.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму / Ф. С. Газизова, Н. Н. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112491/ (дата обращения: 04.05.2024).



Процесс обучения письму для детей — это настоящее искусство. Особенно важной темой является мелкая моторика рук, которая служит фундаментом для успешного освоения навыков письма. В этой статье мы рассмотрим, как развивать мелкую моторику у старших дошкольников, чтобы подготовить их руку к письму, а также решим, какие активности и упражнения наилучшим образом способствуют этому процессу.

Ключевые слова: мелкая моторика, письмо, подготовка детей к школе, старший дошкольный возраст.

Сейчас почему-то мало говорят о важности развития элементарных навыков у детей. Стало модным развитие логического мышления или же изучение иностранных языков в раннем возрасте. Популярность обрели кружки по ментальной арифметике, ритмике, робототехнике и многие другие. Несомненно, каждый из них играет огромную роль в развитии ребенка, но не стоит забывать о базовых навыках, необходимых в повседневной жизни дошкольника.

Хоть раз в жизни вам приходилось услышать подобное: «Мой ребенок ходит на секцию по футболу, но ему все дается с трудом». А может дело в том, что в раннем возрасте родители и педагоги не уделили особое внимание развитию координации и равновесия ребенка или же развитию крупной моторики. Мы не смогли бы читать, не освоив буквы, не смогли бы есть, не научившись держать ложку в руке. Так и с письмом. Первым и самым важным шагом в обучении письму является развитие мелкой моторики дошкольников.

Письмо является одним из важнейших навыков, которые дети приобретают в старшем дошкольном возрасте. Однако перед тем как начать писать, дети должны развить определенные навыки мелкой моторики, которые позволят им контролировать движения руки и пальцев. Развитие мелкой моторики имеет важное значение для успешного освоения письма и последующей академической успеваемости.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал, что в руках зарождение способностей и талантов детей, образно говоря, из них вытекают тончайшие струйки и они питают зарождение творческой мысли.

Для подтверждения нашей теории мы решили провести исследование в группе детей старшего дошкольного возраста. Мы провели диагностическую методику «Дорожки» (по Л. А. Венгеру) на выявление уровня развития мелкой моторики дошкольников. В качестве критерия мы взяли умение детей не только правильно, но и уверенно держать ручку в руке, наблюдали за отрывом руки от бумаги.

Результат нас порадовал, больше половины испытуемых имеют высокий уровень развития мелкой моторики. Однако третья часть дошкольников оказалась в группе получивших низкий уровень.

В течение 4 месяцев мы предлагали детям различные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, такие как лепка из пластилина, рисование по точкам, игры с конструкторами и многое другое. Затем были проведены тесты на оценку уровня мелкой моторики и письма.

Результаты исследования показали, что развитие мелкой моторики имеет положительное влияние на подготовку руки старших дошкольников к письму. Дети, которые участвовали в специально разработанных играх и упражнениях, продемонстрировали более точные и уверенные движения рукой и пальцами при выполнении контрольного задания. Они также показали более высокий уровень письменной подготовки по сравнению с детьми, которые не участвовали в таких занятиях.

Развитие мелкой моторики является важным компонентом подготовки руки к письму у старших дошкольников. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют улучшению координации движений руки и пальцев, а также развитию мозговых структур, ответственных за моторику. Это, в свою очередь, способствует более успешному освоению письма.

Существует множество игр и упражнений, которые могут помочь развить моторику руки у дошкольников. Вот несколько идей:

  1. Рисование по точкам: предложите ребенку соединять точки, чтобы получилась картинка. Это упражнение помогает развивать координацию движений и точность.
  2. Вырезание фигур: попросите ребенка вырезать различные фигуры из бумаги. Это тренирует мелкую моторику руки и улучшает навыки работы с ножницами.
  3. Пальчиковые игры: игры, в которых ребенок использует пальчики рук, такие как показывание различных жестов или игра на музыкальных инструментах, помогают развивать мелкую моторику и координацию движений.
  4. Лепка из пластилина: предложите ребенку лепить различные фигуры и формы из пластилина. Это не только развивает мелкую моторику, но и улучшает тактильные ощущения.
  5. Игры с пазлами: игра в сборку пазлов разных размеров и сложности помогает развивать мелкую моторику и пространственное мышление.
  6. Упражнения с пинцетом: предложите ребенку перекладывать небольшие предметы, используя пинцет. Это тренирует точность движений и силу руки.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, могут быть эффективным инструментом для достижения этой цели. Важно помнить, что развитие мелкой моторики у каждого ребенка индивидуально, поэтому важно подбирать игры и упражнения, которые будут интересны конкретному ребенку. Постепенно увеличивайте сложность заданий, чтобы ребенок мог постепенно развивать свои навыки.

Педагоги и родители должны уделять должное внимание развитию мелкой моторики у детей, чтобы обеспечить им успешное освоение письма и дальнейшую академическую успеваемость. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь уточнить оптимальные методы развития мелкой моторики и их влияние на подготовку руки к письму.

Литература:

  1. Бардышева, Т. Ю. Здравствуй, как живешь? Развитие мелкой моторики / Т. Ю. Бардышева, В. А. Шипунова. — М.: Карапуз, 2022 . 150 c.
  2. Горбушина, С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников / С. Б. Горбушина. — М.: Детство-Пресс, 2019. — 642 c.
  3. Дмитриева, В. Г. Готовим руку к письму. 100 упражнений для развития мелкой моторики / В. Г. Дмитриева. — М.: Астрель, 2021 . 906c
  4. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики / Т. А. Ткаченко. — Москва: Огни, 2020. — 120 c.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, игра, развитие, письмо, старший дошкольный возраст, упражнение, успешное освоение письма, мелкая моторика дошкольников, ранний возраст.


Ключевые слова

мелкая моторика, старший дошкольный возраст, письмо, подготовка детей к школе

Похожие статьи

Задать вопрос