Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 31.03.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, Н. Н. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112488/ (дата обращения: 03.05.2024).



Развитие детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач образовательной системы. Одним из важных аспектов этого процесса является развитие творческих способностей ребенка. Рисование является одним из основных средств самовыражения и развития детей дошкольного возраста. Традиционные техники рисования, такие как карандаши, краски и мелки, широко используются в детских садах. Однако нетрадиционные техники рисования предлагают новые возможности для развития творческих способностей и воображения детей. В данной статье мы рассмотрим роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: творческие способности, нетрадиционные техники рисования, фантазия, воображение, дети дошкольного возраста.

Во время педагогической практики в детском саду мы обратили внимание на проведение занятий по изобразительной деятельности. Нас удивило, что многие дошкольники не испытывают радости на занятиях по рисованию. Однако во время самостоятельной деятельности и девочки, и мальчики активно рисуют в своих блокнотах и альбомах. Возник парадокс. Почему рисование во время образовательной деятельности вызывает негативные эмоции дошкольников? Мы сделали вывод, что проблема не в самой деятельности, а в методах и приемах работы воспитателя.

Важно отметить, что рисование является одним из самых популярных видов творческой деятельности в детском саду. Оно не только развивает мелкую моторику и воображение, но и способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Занятия изобразительной деятельностью в детском саду должны быть систематическими и разнообразными. Только в этом случае они принесут пользу и станут для детей настоящим источником радости и вдохновения.

Ознакомившись с научной литературой, мы отметили, что вместе с традиционными техниками рисования, такими как карандаши, краски и фломастеры, в детских садах все чаще используются нетрадиционные техники, которые позволяют детям расширить свои возможности и выразить свою индивидуальность.

Такие исследователи, как Никитина А. В., Давыдова Г. Н., Казакова Р. Г., Ильина А. отмечали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Актуальность проблемы состоит в том, что традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям тот результат, который они видят в качестве шаблона или примера, что говорит о несформированности графических навыков и умений, поэтому целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Такие техники рисования не ограничивают творческие порывы дошкольников и не зацикливаются на таком приеме рисования как «образец и показ».

Нетрадиционные техники рисования — это способы рисования различными материалами: пальчиками, ватными палочками, свечей, солью, скомканной бумагой, и т. д.

Благодаря необычным способам рисования мы можем вызвать интерес и любознательность дошкольников. В процессе работы дети смогут использовать различные материалы и экспериментировать с цветами, формами и текстурами, что стимулирует их творческое мышление и помогает развивать воображение. Также использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям выражать свои эмоции и чувства через искусство, что способствует их психологическому развитию.

Мы отобрали несколько техник нетрадиционного рисования и составили конспекты занятий по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте. В качестве критерия отбора мы руководствовались возрастными особенностями дошкольников, простотой использования и бюджетностью материалов, а так же занимательностью занятий.

Вот некоторые из выбранных техник нетрадиционного рисования:

  1. Фингерпейнтинг. Фингерпейнтинг — это техника рисования, при которой дети используют свои пальцы или руки вместо кистей. Это позволяет детям исследовать различные текстуры и цвета, а также развивает мелкую моторику и координацию движений.
  2. Клясография. В данной технике ребята капают на лист разведенной водой краску и при помощи трубочки выдувают из кляксы. Задания могут быть разнообразными. Это могут определенные детали общей картины, или же ребята сами воображают на что похож их рисунок и дорисовывают недостающие детали.
  3. Рисование брызгами. Для этого дошкольники вырезают объекты (животных, растения и т.п) и прикладывают их на лист, а затем при помощи зубной щетки распыляют брызги на свою картину. Это может быть и снег и дождь и звездное небо, все зависит от фантазии детей.
  4. Невидимые рисунки. Главный секрет этой техники использование парафиновой свечи. Вначале дошкольники намечают рисунок свечей, а затем перекрывают весь лист краской. И тут начинается волшебство. Намеченные узоры проявляются сквозь краску. Такая техника рисования не оставит равнодушными не только детей, но и взрослых.
  5. Граттаж. Другими словами процарапывание. Еще одно необычное рисования. Для проведения этой техники лист требуется хаотично раскрасить восковыми мелками. Затем перекрыть черной гуашью и дать подсохнуть. Когда краска высохнет мы предлагаем ребенку процарапать краску зубочисткой. На черном фоне разноцветные узоры получатся очень яркими, красивыми.

Важной особенностью нетрадиционных техник рисования является свобода творческой деятельности. Мы не давали определенный шаблон работы, а лишь предлагали способы рисования и примеры его применения. Каждое занятие сопровождалось играми, загадками, песнями, заданиями от сказочных героев.

Стоит отметить, что использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности: снимает детские страхи; увеличивает уверенность в своих силах; развивает самостоятельность; формирует пространственное мышление; знакомит с различными материалами; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображение и фантазию; формирует положительное отношение к искусству.

Дошкольникам очень понравились проведенные занятия. Они с нетерпением ждали следующего и пытались придумать свои техники нетрадиционного рисования.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься этим интересным делом. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Литература:

  1. Подолко, Л. Е. Практические аспекты использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. Е. Подолко // Пространство и время. — 2018. — № 1 (55). — С. 63–67.
  2. Лыкова И. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М. Цветной мир, 2017, -216с
  3. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М.: Юрайт, 2020. — 180 с.
  4. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. Учебное пособие для СПО / Т. С. Комарова. — М.: Юрайт, 2023. — 755c.
Основные термины (генерируются автоматически): нетрадиционная техника рисования, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, ребенок, детский сад, нетрадиционное рисование, развитие детей, техник рисования, мелкая моторика, творческая деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос