Советская система образования: эффективность и преимущества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 02.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Иночкина, В. И. Советская система образования: эффективность и преимущества / В. И. Иночкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112465/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматривается советская система образования, ее истоки и последующее совершенствование исходя из поставленных государством задач. Целью исследования является комплексный анализ политики государства в образовательной сфере, анализируются проводимые реформы и их содержание в разные исторические периоды. На основе изложенных фактов автором делается вывод об эффективности и преимуществах советской системы образования.

Ключевые слова: образование, советская система, форма обучения, студент, преподаватель.

The article examines the Soviet education system, its origins and subsequent improvement, based on the tasks set by the state. The purpose of the study is a comprehensive analysis of the state's policy in the educational sphere, analyzes the ongoing reforms and their content in different historical periods. Based on the facts presented, the author concludes about the effectiveness and advantages of the Soviet education system.

Keywords: education, Soviet system, form of education, student, teacher.

Вопрос о качестве образования во все времена являлся приоритетным и дискуссионным. На данный момент существует множество систем, методик и учебников, однако, остается открытым вопрос, почему нынешний уровень образования значительно ниже, чем 30 лет назад. Обратившись к истории системы образования в советский период, мы сможем ответить на вопрос, почему именно эта система все еще считается лучшей в мире. И. П. Костенко утверждает, что в период с 1931 по 1956 гг. в сфере образования произошло возрождение традиционных форм обучения (классические учебники Киселева, Рыбкина и др.), которые являлись наиболее эффективными, что и привело к скачку качества образования [4].

Традиционная форма обучения подразумевает классно-урочную систему, в которой педагог, являющийся единственным действующем лицом в учебном процессе, передает учащимся, выступающим в роли слушателей, по заранее подготовленному плану блоки знаний воспроизводящего типа.

И. П. Костенко приводит методологические принципы традиционной формы обучения, использовавшиеся в СССР с 1930 г.:

  1. Принцип сознательности усвоения знаний. Заучивание не является способом обучения;
  2. Принцип системности и последовательности преподавания материала учащимся;
  3. Принцип предметного обучения. Обучение целыми блоками;
  4. Принцип постепенности. Усвоение нового материала тогда, когда усвоен старый;
  5. Принцип учета возрастных особенностей детей в усвоении материала;
  6. Принцип систематического повторения и закрепления пройденного;
  7. Принцип стабильной организации учебного процесса (основная форма занятий — урок, стабильные учебный план, программа, расписание, систематический учет знаний, ежегодные проверочные испытания, стабильная классная комната, индивидуальное учебное место и др.) [3].

Упомянем статью № 121 Конституции СССР, которая доказывает, что образование в каждой республике СССР являлось приоритетным для решения политических и экономических задач Советского Союза. Вера в идеологию светлого социалистического будущего давала обществу некую мотивацию к получению образования для того, чтобы работать на благо страны. Обеспечение населения рабочими местами, а также жильем было основополагающим фактором для получения различных профессий для пролетариата, закончившего то или иное учебное заведение [1].

Декрет СНК РСФСР от 10 октября 1918 г. «О введении новой орфографии» дал возможность широким массам населения в облегченном виде усваивать русскую грамоту. С 15 октября того же года все печатные издания, документы, сборники и т. д. обязывались перейти на новую орфографию [5, с. 17].

9 ноября 1917 г. была учреждена «Государственная комиссия по просвещению», которая делилась на отделы, охватывающие все проблемы образования. В том числе, Министерство производило различные реформы, учреждало пути развития образования, необходимую литературу для обучения во всевозможных учебных заведениях в сотрудничестве с профессорами и педагогами. [5, с. 9].

Школьная система образования также была подвергнута ряду реформ с целью охвата большего количества подрастающего поколения. В 1918 г. появилась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями, а именно 1-я ступень — 5 лет обучения и 2-я ступень — 4 года обучения. Это было закреплено в «Положении о единой трудовой школе» и «Декларации о единой трудовой школе».

В результате к середине 1920-х годов в РСФСР сложилась следующая система школьного образования: начальная школа (1-я ступень) с четырехлетним сроком обучения; семилетняя школа как фундамент всей школьной системы; школа 2-й ступени (девятилетняя средняя школа); фабрично-заводские семилетки — разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах; школа крестьянской молодежи, являющаяся продолжением школы 1-й ступени для сельской молодежи; школа фабрично-заводского ученичества преимущественно для рабочих подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы; рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения [2].

Статья № 24 «Основ законодательства союза ССР и союзных республик о народном образовании» об «Внеклассной работе в общеобразовательной школе» гласит, что в общеобразовательных школах проводились во вне учебное время внеклассные работы. Это были мероприятия по углубленному изучению тех или иных сфер деятельности, которым способствовали трудовые коллективы различных предприятий [10].

25 августа 1932 г. вышло Постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режимах в начальной и средней школах» [9]. ЦК предложил перераспределение учебного материала в соответствии с возрастными особенностями; разработать методики преподавания по отдельным дисциплинам; систематизировать учет знаний учащихся; к 1 января 1933 года организовать подборку и рассылку наиболее необходимых книг всем педагогам; в кратчайшие сроки организовать обучение учителей, в особенности учительской методике. Главный акцент был сделан на учителей, так как только они могли поднять качество образования. Для педагогов создали все необходимые условия (методика, учебные пособия), и это помогло в кратчайшие сроки достичь поставленных целей по улучшению качества образования. Значительно был поднят престиж учителя, так как его главной целью было научить сознательному усвоению материала.

По данным статистики «Народного хозяйства СССР за 70 лет «число учащихся в 1914–1915 гг. в средних специальных учебных заведениях составляло 54,3 тысячи человека, а в 1986–1987гг. число учащихся достигло 4485 тысяч человек [7, с. 18–19].

В соответствии с «Положением о Высших учебных заведениях СССР» от 22 января 1969 г. можно утверждать, что основными задачами высших учебных заведений являлись «подготовка высококвалифицированных специалистов с глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями по специальности, владеющих марксистско-ленинской теорией, новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, воспитанных в духе высокой коммунистической сознательности, советского патриотизма, дружбы народов и пролетарского интернационализма, обладающих навыками организации массово-политической и воспитательной работы» [8]. По окончании обучения студент получал работу по специальности.

Одной из важнейших задач высшего учебного заведения является «повышение квалификации преподавательского состава высших и средних специальных учебных заведений, а также повышение квалификации специалистов с высшим образованием, занятых в соответствующих отраслях народного хозяйства», а также «постоянное совершенствование качества подготовки специалистов с учетом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития» [8].

Студенты имели право на научно-исследовательскую работу. Высшие учебные заведения участвовали во внедрении в народное хозяйство результатов своих исследований, а также пропагандировали достижения науки, техники и культуры. Это давало огромный потенциал к развитию как самого студента, так и экономики страны.

1960–1970 гг. можно охарактеризовать как некий подъем в сфере образования. Несмотря на некоторые неудачи в политико-экономическом развитии страны, продолжался рост числа учебных заведений, в том числе и потому, что на них имелся внушительный спрос. Возможность учиться и работать одновременно, а также гарантия дальнейшего трудоустройства привлекало значительную долю населения. Согласно данным сборника «Народного образования и культуры СССР», количество специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве, с 1970 по 1988 г. увеличилось с 8 653 тыс. человек до 16 млн. [6 c. 12]. Количество высших учебных заведений с 1970 по 1988 г. выросло с 805 до 898, то есть были открыты (в том числе путем реорганизации) 93 вуза. Выпуск специалистов увеличился в этот же период с 0,6 млн человек до 0,8 млн [6 c. 7]. Во многом активный рост выпускников вузов предопределил «застой»: государство не предоставляло нужного количества рабочих мест.

Советская система несколько расходилась с зарубежными моделями высшего образования. Например, для германской модели высшего образования была характерна идея «единства исследовательской и преподавательской работы». А в университетах Великобритании основное внимание уделялось развитию индивидуальных способностей студентов [11, c. 11–15]. В отличие от схожих тенденций в странах Европы и Америки, развитие образовательной системы СССР целиком зависело от потребностей государства и государственной плановой экономики.

Реорганизация учебного процесса и систематизации на базе традиций привело к потрясшему весь мир взлету советской науки и техники: первый в мире искусственный спутник земли Спутник — 1 (1957 г.); первый человек в космосе — Юрий Гагарин (1961 г.); успешные испытание атомной бомбы (1949 г.); автомат Калашникова, созданный в 1947 г. Для такого прорыва недостаточно талантливых людей, нужно внушительное количество подготовленных специалистов в разных сферах науки и техники, что удалось реализовать Советскому государству путем введения традиционных форм обучения и реформации системы образования в соответствии с текущими экономическими задачами.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного можно утверждать, что созданная в советский период система образования стала лучшей в мире. В 1920–1930 гг. Советский Союз комплексно модернизировал систему образования в соответствии с тенденциями научно-технического прогресса. Возвращение к традиционным формам обучения в период с 1930 г. по 1956 г. дало огромный скачок в качественном массовом образовании населения. Все педагоги получали необходимые пособия по обучению, что экономило их время, которое они могли посвятить как самообразованию, так и преподаванию. Учитель был неоспоримым авторитетом, который формировал идеологические и жизненные взгляды человека. Образование в СССР рассматривалось как способ жить и работать на благо государства, как способ подняться по карьерной лестнице. Изучение обширного количества наук в школьный период формировало широкий кругозор и свою точку зрения на каждую проблему. Другим важнейшим фактором обучения стало практическое применение образования. Активный рост экономики во многом зависел от качества образования работающих специалистов, что заставляло государство уделять самое пристальное внимание качеству системы образования.

Литература:

  1. Конституция Союза Советских Социалистических Республик (Основной закон). М., 1970, с. 26
  2. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. Советская школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства и социалистической индустриализации (1921–1930)
  3. Костенко, И. П. Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы: монография / И. П. Костенко. — 2-е изд. — Москва, 2013. — 502 c.
  4. Костенко, И. П. «Реформы» образования в России: цели, результаты, уроки / И. П. Костенко. — Текст: непосредственный // Народное образование. — 2019. — № 1. — С. 53–67.
  5. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–1973 гг. Составители: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М., «Педагогика», 1974. 560 с.
  6. Народное образование и культура в СССР: стат. сборник. М.: Финансы и статистика, 1989. — 404 с.
  7. Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник / Госкомстат СССР. — М: Финансы и статистика, 1987. — 766 с., С.6, С.18–19
  8. Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 N 64 (ред. от 29.12.1989) «Об утверждении Положения о высших учебных заведениях СССР». — Текст: электронный //Е-досье: [сайт]. — URL: https://e-ecolog.ru/docs/wdyGJBLlVxAWJOt1_I5gd/1 (дата обращения: 06.03.2024)
  9. Постановление ЦК ВКП(б) от 25.VIII.1932 г. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе. Приложение № 6 к п. 19 пр. ПБ № 113. — Текст: электронный // Исторические материалы: [сайт]. — URL: https://istmat.org/node/57330 (дата обращения: 06.03.2024).
  10. Закон СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». — Текст: электронный // Е-досье: [сайт]. — URL: https://e-ecolog.ru/docs/QMJZ0fgvvk2hSSwFj9z0j (дата обращения: 06.03.2024)
  11. Шаповалов В. А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. — Ставрополь: СГУ, 1996. — 76 с., c. 11–15
Основные термины (генерируются автоматически): традиционная форма обучения, высшее образование, качество образования, учебный процесс, единая трудовая школа, Народное образование, народное хозяйство, советская система, советский период, советский Союз.


Ключевые слова

преподаватель, студент, образование, форма обучения, советская система

Похожие статьи

Задать вопрос