Вертикальная интеграция китайских компаний: этапы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 25.03.2024

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Ту, Чанъюй. Вертикальная интеграция китайских компаний: этапы / Чанъюй Ту. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 107-111. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112248/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует этапы вертикальной интеграции китайских компаний.Раскрыты вопросы экономической интеграции китайских транснациональных корпораций, вертикально-интегрированных концернов, стратегических альянсов при осуществлении вертикальных слияний и поглощений, ориентированных на получение эффекта экономии от масштаба, который проявляется в охвате широкого спектра возможностей по реализации большего количества продукции/услуг за счет эффективного использования основных фондов, технологий и инноваций, сырья и материалов в целях снижения постоянных затрат на производство одной единицы продукции/услуг в общем объеме понесенных расходов.Выявлены этапы вертикальной интеграции китайских компаний, связанные с обеспечением стабильности в условиях меняющихся рынков, ужесточением конкуренции и ростом неопределенности внешней среды конца 1990 и начала 2000 годов; с ростом информационных технологий и развитием цифровой экономики, увеличением зоны контроля над сбытом конечной продукции на рынках и дальнейшим развитием инноваций в области организационных структур 2005/2014 годов; с необходимостью увеличения эффекта от масштабов производства на базе централизованно управляемой организации контролируемых поставок сырья, процессов производства, сбыта и логистики, концентрации капитала в рамках единой инфраструктуры 2015/2021 годов и глобальными тенденциями трансформации архитектуры мирового порядка и смены системы производственных и рыночных отношений 2022/2024 годов, влекущих за собою превращение мультилокальных международных компаний в глобальные международные компании.

Ключевые слова: вертикальная интеграция, слияние, поглощение,характер интеграции, технологии, инновации, основные фонды, транснациональные корпорации.

Китайские исследователи Я. Ван, Л. Шэнь и С. Чжоу, рассматривая вопросы интеграционного развития, отмечали что современное содержание понятия интеграция, применительно к глобальным производственным системам и определяется как объединение (укрупнение) разнородных частей и систем компаний на транснациональных сетях в единую среду организационной структуры [1].

Интеграционные процессы стимулируют развитие взаимозависимости национальных экономик различных стран мирового сообщества через активное увеличение трансграничного перемещения финансовых инвестиций, технологий, производственных мощностей и услуг компаний различных отраслей экономики.

Х. Чжэн, Ц. Цзян и Б. Янь, отмечали что интеграционные процессы стимулируют развитие взаимозависимости китайских корпораций в сфере симбиотических отношений с многонациональными мировыми корпорациями и реализуются через эндогенную передачу инновационных технологий и патентов на интеллектуальную собственность, через передачу высокотехнологичных производственных мощностей [7].

М. Н. Игнатьев, раскрывая вопросы экономической интеграции хозяйствующих субъектов, отмечал, что под вертикальной интеграцией следует понимать виды деятельности компаний, которые направленны на объединение производственных процессов субъектов хозяйствования и масштабирование их бизнеса с целью увеличения рыночного влияния и снижения производственных издержек в рамках повышения конкурентоспособности [3].

Все вышеуказанные авторы сходятся во мнении, что основные цели вертикальной интеграции компаний связаны с ростом масштабов бизнеса, увеличением прибыли за счет оптимизации технологических цепочек различных стадий производства и укреплением позиций на рынке [1; 3; 7].

Я. Ван, Л. Шэнь и С. Чжоу [1], Х. Чжэн, Ц. Цзян и Б. Янь [7], исследуя аспекты вертикальной интеграции китайских компаний в контексте возникновения необходимости, отмечали взаимосвязь с политико-экономической ситуацией в процессе либерализации китайского рынка и сложностью приобретаемых ресурсов, ростом операционных издержек устранением посредников в технологических цепочках на всех стадиях производства продукции.

М. Н. Игнатьев, раскрывая вопросы экономической интеграции хозяйствующих субъектов, отмечал, что экономическая теория различает три типа вертикальной интеграции, представленные:

1) прямой вертикальной интеграцией «вперед», подразумевающей обеспечение получения контроля над компаниями, задействованными в технологических цепочках на разных стадиях производства продукции/услуг и расположенными близко к точкам их реализации;

2) обратной вертикальной интеграцией «назад — интеграцией ресурсов», подразумевающей обеспечение получения контроля над компаниями-производителями сырья или над компаниями-поставщиками комплектующих и расходных материалов на разных стадиях производства продукции/услуг и расположенными близко к точкам реализации конечной продукции;

3) параллельной, сбалансированной вертикальной интеграцией, подразумевающей обеспечение получения контроля над всеми компаниями, задействованными в технологических цепочках на всех стадиях производства продукции/услуг [7].

Подводя итог отметим, что вертикальная интеграция китайских компаний базируется на экономическом, финансовом и организационном слиянии ранее независимых хозяйствующих субъектов, которые участвуют в технологических цепочках на разных или на всех стадиях производства продукции/услуг и нацелены на масштабирование бизнеса, увеличение рыночного влияния и снижения производственных издержек в рамках повышения конкурентоспособности, распределении и сбыте конечной продукции. При вертикальной интеграции китайские корпоративные структуры приобретают как потенциальные преимущества, так и потенциальные издержки (см. рис. 1.).

Преимущества и риски вертикальной интеграции [1, 3; 7]

Рис. 1. Преимущества и риски вертикальной интеграции [1, 3; 7]

Организационные формы вертикально интегрированных китайских производственно-хозяйствующих субъектов представлены транснациональными корпорациями, вертикально интегрированными концернами, холдинговыми структурами и стратегическими альянсами. На основе вертикальной интеграции китайские производственно-хозяйствующие субъекты значительно расширяют свои отраслевые сферы деятельности и снижают уровень производственных и сбытовых затрат через соединение последовательных технологических цепочек на разных или на всех стадиях производства продукции/услуг или через соединение каналов сбыта продукции/услуг.

По сути все китайские транснациональные корпорации, вертикально-интегрированные концерны, холдинговые структуры и стратегические альянсы при осуществлении вертикальных слияний и поглощений ориентированы на получение эффекта экономии от масштаба, который проявляется в охвате широкого спектра возможностей по реализации большего количества продукции/услуг за счет эффективного использования основных фондов, технологий и инноваций, сырья и материалов в целях снижения постоянных затрат на производство одной единицы продукции/услуг в общем объеме понесенных расходов.

Рассмотрим этапы вертикальной интеграции на примере китайской национальной фармацевтической группы Sinopharm (CNPG 中国医药集团总公司) [2; 5]. Крупнейшие фармацевтические объединения Китая представлены Национальной фармацевтической группой корпораций КНР «Sinopharm», фармацевтической группой корпораций Шанхая «CSPC», Пекинской фармацевтической компанией «APS», фармацевтическим холдингом Guangzhou и фармацевтической группой корпораций Tianjin, которые в совокупности контролируют 22 % фармацевтического рынка КНР [6].

В состав китайской национальной фармацевтической группы Sinopharm в настоящее время входят более 1,5 тыс. дочерних компаний и филиалов. Данные компании проводят научные исследования, реализуют процессы производства, логистики и дистрибуции лекарственных препаратов, заняты в производстве и обслуживание медицинского оборудования, в осуществлении опытно-конструкторских работ и работ по инженерно-техническому обслуживанию, реализуют оптовую и розничную торговлю лекарственными препаратами через свои логистические центры и сети складов и аптек, организовывают централизованный сбыт международных поставок, обслуживая более 230 тыс. клиентов из корпоративного сектора, предоставляют комплексы услуг, направленных на финансирование инновационных проектов, занимаются финансовым обслуживанием и управлением финансовым страхованием [2; 5].

Основные производственные, технологические и финансовые ресурсы китайской национальной фармацевтической группы Sinopharm (CNPG) позволили компании в соответствии со своей стратегией развития вертикальной интеграции на этапе слияния в конце 1990 годов и в начале 2000 годов путем объединения ряда компаний, таких как China National Pharmaceutical Corporation, China National Pharmaceutical Industry Corporation, China National Pharmaceutical Foreign Trade и China National Medical Device обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков, ужесточения конкуренции и роста неопределенности внешней среды и быстро выйти на передовые мировые стандарты фармацевтического сектора.

Бурный рост информационных технологий и развитие цифровой экономики на этапе вертикальной интеграции в 2005/2014 годах вкупе со стремлением китайских компаний в сфере увеличения зоны контроля над сбытом конечной продукции на фармацевтических рынках и дальнейшее развитие инноваций в области организационных структур, повлекли за собою поглощение китайской национальной фармацевтической группой Sinopharm масштабной компании-конкурента China National Biotec Group.

Острая необходимость в сфере увеличения эффекта от масштабов производства на базе централизованно управляемой организации контролируемых поставок стабильного сырьевого обеспечения, процессов производства, сбыта и логистики на этапе вертикальной интеграции в 2015/2021 годах вкупе с острой необходимостью концентрации капитала в рамках единой инфраструктуры, повлекли за собою поглощение китайской национальной фармацевтической группой Sinopharm фармацевтических фабрик Пекина, Ухани и в государствах Вьетнам и Малайзия, сетевых аптек Guoda, Jinxiang, Dadesheng и Tianyitang, медицинских центров в провинциях Хэнань, Хубэй, Ляонин и Хэйлунцзян.

Вертикальную интеграцию китайской национальной фармацевтической группы Sinopharm на современном этапе вертикальной интеграции в 2022/2024 годах во многом определяют глобальные тенденции развития жесточайшей международной конкуренции в условиях трансформации архитектуры мирового порядка и смены системы производственных и рыночных отношений, влекущих за собою превращение мультилокальных международных компаний в глобальные международные компании. Так, компания Sinopharm в 2022 году приступила к созданию фармацевтического предприятия в Венгрии, нацеленного на изготовление китайской вакцины против COVID, одобренной в 2021 году Всемирной Организацией Здравоохранения, обнажив тем самым тесные взаимосвязи с наднациональной мировой политикой в международном характере бизнеса.

Анализируя процессы вертикальной интеграции в фармацевтической индустрии Китая, отметим, что с 2013 по 2022 год было проведено 5453 сделок слияния и поглощения (M&A) на общую сумму $217,28 млрд [4; 6]. Рисунок 2 представляет динамику сделок M&A за вышеуказанный временной период.

Динамика сделок M&A в фармацевтической отрасли КНР 2013–2022 гг. [4; 6]

Рис. 2. Динамика сделок M&A в фармацевтической отрасли КНР 2013–2022 гг. [4; 6]

Подводя итоги анализа, следует отметить, что тенденция роста сделок M&A в фармацевтической отрасли Китая положительная. Наибольший объем сделок M&A совершен в период 2018/2019 годов, характеризующий собой этап вертикальной интеграции, связанный с увеличением эффекта от масштабов производства на базе централизованно управляемой организации контролируемых поставок стабильного сырьевого обеспечения, производства, сбыта и логистики и с острой необходимостью концентрации капитала в рамках единой инфраструктуры и в период 2021/2022 годов, характеризующий собой этап вертикальной интеграции, связанный с глобальными тенденциями развития жесточайшей международной конкуренции в условиях трансформации архитектуры мирового порядка и смены системы производственных и рыночных отношений, влекущих за собою превращение мультилокальных международных компаний в глобальные международные компании. В целом средняя сумма сделок M&A с 2013 года по 2022 год в фармацевтической отрасли Китая составила $39,8 млн.

Благодаря процессам вертикальной интеграции китайские контрактные исследовательские компании WuXi AppTec (2019), Pharmaron (2019), Hangzhou Tigermed Consulting (2018), Asymchem Laboratories (2020) наиболее эффективно реорганизовали свои отраслевые структуры и успешно встроились в трансграничные фармацевтические цепочки создания стоимости за счет синергии крупных сделок слияния и поглощения [4; 6]. Например, в 2022 году ведущая китайская контрактная исследовательская организация Asymchem Laboratories, реализуя вертикальную интеграцию приобрела за $0,506 млрд дочернее предприятие фармацевтической компании Pfizer, занимающееся производством низкомолекулярных химических инновационных препаратов [4; 6].

Основные фармацевтические производственные предприятия и научно-исследовательские центры четырех крупнейших районов Китая, реализуя вертикальную интеграцию в период с 2018 года по 2022 год значительно увеличили свои масштабы производства и исследовательской деятельности за счет синергии крупных сделок слияния и поглощения. Так в Восточно-Шанхайском районе за этот временной период было проведено 100 крупных сделок M&A; в Северо-Пекинском районе за этот временной период было проведено 167 крупных сделок M&A; в Южно-Гуандунском районе за этот временной период было проведено 53 крупных сделок M&A и в Центрально-Сычуаньском районе за этот временной период было проведено 90 крупных сделок M&A [4; 6].

Подводя итоги исследования, отметим, что на основе вертикальной интеграции китайские компании закрепляют свои хозяйственные связи, усиливают стимулы, нацеленные на достижение наиболее эффективных конечных результатов, концентрируют основные фонды, технологии и инновации, сырье и материалы, наиболее эффективно и рационально решают задачи по использованию производственной, технологической и инновационной инфраструктуры. Этапы вертикальной интеграции китайских компаний, связанны с обеспечением стабильности в условиях меняющихся рынков, ужесточением конкуренции и ростом неопределенности внешней среды конца 1990 и начала 2000 годов; с ростом информационных технологий и развитием цифровой экономики, увеличением зоны контроля над сбытом конечной продукции на рынках и дальнейшим развитием инноваций в области организационных структур 2005/2014 годов; с необходимостью увеличения эффекта от масштабов производства на базе централизованно управляемой организации контролируемых поставок сырья, процессов производства, сбыта и логистики, концентрации капитала в рамках единой инфраструктуры 2015/2021 годов и глобальными тенденциями трансформации архитектуры мирового порядка и смены системы производственных и рыночных отношений 2022/2024 годов, влекущих за собою превращение мультилокальных международных компаний в глобальные международные компании.

Литература:

  1. Ван Я., Шэнь Л., Чжоу С. Интерактивное совместное разыгрывание «Innovation-Capital» и наверстывание опоздавших — на примере WuXi AppTec // Управление комментариями. 2022. Т. 34. № 6. С. 325–346.
  2. Динамика выручки китайских фармацевтических компаний за период 2011–2022 гг. // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics (дата обращения: 15.03.2024).
  3. Игнатьев, М. Н. О понятии экономической интеграции хозяйствующих субъектов // Экономический журнал. 2019. Т 27. № 3. С. 99–104.
  4. Обзор и прогноз рынка корпоративных и отраслевых слияний и поглощений Китая в годах 2017–2021 гг. // PricewaterhouseCoopers. URL: https://www.pwccn.com/zh (дата обращения: 15.03.2024).
  5. Родионова И. А., Айдрус И. А. Новая география мировой фармацевтической индустрии: тренды развития // Географическая среда и живые системы. 2023. № 1. С. 71–88.
  6. Фармацевтический рынок Китая и его трансформация // Marketpublishers. URL: https://marketpublishers.ru/lists/12383/news.html (дата обращения: 15.03.2024).
  7. Чжэн Х., Цзян Ц., Янь Б. Исследование состояния развития и пути совершенствования индустрии услуг аутсорсинга фармацевтических НИОКР в Чунцине // Китайские рецептурные препараты. 2020. Т. 18. № 10. С. 31–32.
Основные термины (генерируются автоматически): вертикальная интеграция, стадий производства продукции, китайская национальная фармацевтическая группа, CNPG, временной период, компания, конечная продукция, обеспечение получения контроля, рыночное влияние, экономическая интеграция.


Похожие статьи

Формы слияний и поглощений в банковском секторе

В статье описана роль и формы слияний и поглощении в банковском секторе на современном этапе. Автором показано, что в условиях высокой чувствительности эко-номик стран к изменениям на наднациональном уровне, связанными с интеграционными процессами, в...

Разработка конкурентной стратегии организации в условиях перехода к экономике знаний

В статье рассматриваются особенности разработки конкурентной стратегии в условиях перехода к экономике знаний. Обобщено содержание экономики знаний и основы построения конкурентной стратегии, из него вытекающие. Обоснована потребность обновления подх...

Модернизация налогового инструментария поддержки инновационного инвестирования

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью оценки эффектов от реализации на практике законопроекта, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, направленного на налоговое стимулирование инвестирования в инновац...

Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России

В статье представлены результаты изучения влияния цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России и Республики Казахстан. Цифровая революция охватила всю мировую экономику. В настоящее время идёт переход на дополнение и...

Стратегии выхода компании на международный рынок

В статье актуализируется вопрос развития мировой экономики, что сопровождается различным структурным изменениям. В этой связи авторы указывают на три взаимосвязанных процесса: «интернационализацию», «глобализацию» и «транснационализацию». Эти процесс...

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Реализация проектов по созданию модельных цифровых фабрик в Казахстане в контексте Индустрии 4.0: анализ и оценка эффективности

Исследование данной статьи продиктована основными системообразующими государственными документами, в том числе Стратегия 2025 [1], Национальный план 2025 [2], 2030 [3], ГПИИР-2 и ГПИИР-3 [4], Послание президента Р.К, Токаева К.К [5], а также в рамках...

Государственные инструменты продвижения территорий. Успешные практики территориального маркетинга в регионах Российской Федерации

Современная геополитическая ситуация в мире и практики формирования цивилизованного рынка, новые векторы экономического развития диктуют необходимость становления страны как сильного конкурентоспособного игрока на мировом рынке. Такой процесс невозмо...

Инновационный подход к управлению эффективностью человеческих ресурсов в эпоху больших данных

Стремительный социально-экономический рост c конца 70-х годов ХХ века способствовал развитию предприятий Китая и, к тому же, способствовал широкому применению информационных технологий в их производственной и маркетинговой деятельности. При этом разв...

Результаты реализации Концепции развития креативных индустрий Казахстана на 2021–2025 годы за 2023 год

В статье рассматриваются промежуточные итоги реализации Концепции развития креативных индустрий Казахстана за 2023 год. Отмечается, что наряду с постепенным увеличением объема экспорта IT-продуктов и инновационной продукции, лидирующие позиции в эко...

Похожие статьи

Формы слияний и поглощений в банковском секторе

В статье описана роль и формы слияний и поглощении в банковском секторе на современном этапе. Автором показано, что в условиях высокой чувствительности эко-номик стран к изменениям на наднациональном уровне, связанными с интеграционными процессами, в...

Разработка конкурентной стратегии организации в условиях перехода к экономике знаний

В статье рассматриваются особенности разработки конкурентной стратегии в условиях перехода к экономике знаний. Обобщено содержание экономики знаний и основы построения конкурентной стратегии, из него вытекающие. Обоснована потребность обновления подх...

Модернизация налогового инструментария поддержки инновационного инвестирования

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью оценки эффектов от реализации на практике законопроекта, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, направленного на налоговое стимулирование инвестирования в инновац...

Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России

В статье представлены результаты изучения влияния цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России и Республики Казахстан. Цифровая революция охватила всю мировую экономику. В настоящее время идёт переход на дополнение и...

Стратегии выхода компании на международный рынок

В статье актуализируется вопрос развития мировой экономики, что сопровождается различным структурным изменениям. В этой связи авторы указывают на три взаимосвязанных процесса: «интернационализацию», «глобализацию» и «транснационализацию». Эти процесс...

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Реализация проектов по созданию модельных цифровых фабрик в Казахстане в контексте Индустрии 4.0: анализ и оценка эффективности

Исследование данной статьи продиктована основными системообразующими государственными документами, в том числе Стратегия 2025 [1], Национальный план 2025 [2], 2030 [3], ГПИИР-2 и ГПИИР-3 [4], Послание президента Р.К, Токаева К.К [5], а также в рамках...

Государственные инструменты продвижения территорий. Успешные практики территориального маркетинга в регионах Российской Федерации

Современная геополитическая ситуация в мире и практики формирования цивилизованного рынка, новые векторы экономического развития диктуют необходимость становления страны как сильного конкурентоспособного игрока на мировом рынке. Такой процесс невозмо...

Инновационный подход к управлению эффективностью человеческих ресурсов в эпоху больших данных

Стремительный социально-экономический рост c конца 70-х годов ХХ века способствовал развитию предприятий Китая и, к тому же, способствовал широкому применению информационных технологий в их производственной и маркетинговой деятельности. При этом разв...

Результаты реализации Концепции развития креативных индустрий Казахстана на 2021–2025 годы за 2023 год

В статье рассматриваются промежуточные итоги реализации Концепции развития креативных индустрий Казахстана за 2023 год. Отмечается, что наряду с постепенным увеличением объема экспорта IT-продуктов и инновационной продукции, лидирующие позиции в эко...

Задать вопрос