Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 20.03.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Петушкова, О. А. Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников / О. А. Петушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112164/ (дата обращения: 18.06.2024).



Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образовательный процесс, совместную деятельность детей и родителей, дискуссионный клуб И использование тренинговых упражнений.

Ключевые слова: коммуникативно-речевые умения, дошкольная образовательная организация, ребенок, родители, законный представитель, педагог.

Проблема формирование коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников за последние время становится более актуальной. коммуникативно-речевые умения способствуют построению качественной коммуникативной и речевой базы, необходимой для будущего обучения и социализации дошкольников. Успешное взаимодействие всех сторон — педагогов, родителей (законных представителей) и старших дошкольников, позволяет создать благоприятную обстановку для формирования коммуникативно-речевых умения старших дошкольников и обеспечивает комплексный подход к их формированию.

Е. П. Арнаутова [1], В. П. Дуброва [3], А. В. Козлова [5], изучая партнерские отношения между дошкольной образовательной организацией и семьей, выделяют следующие проблемы: определение целей и значения взаимодействия дошкольной организации и родителей, разработка содержания работы по повышению компетентности родителей в решении педагогических, психологических проблем детей, определение форм и видов связей педагогов, детей и их родителей (законных представителей). Они отмечают, что именно партнерские отношения между родителями и педагогами способствуют достижению взаимно важных и необходимых целей. Мы предполагаем, что одним из ключевых факторов улучшения коммуникативно-речевых умений является взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций с родителями (законными представителями).

Поэтому перед нами встал вопрос о том, как организовать контакт с родителями и сделать их нашими партнёрами для достижения общей цели — повышение уровня сформированности коммуникативно-речевых умений детей.

О. Л. Зверева [4], Л. В. Михайлова-Свирская [6] признают, что взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста нужно осуществлять на основе партнерских отношений, которые построены на принципах активности, индивидуализации, комплексности и рефлексии результатов обучения в условиях открытого педагогического пространства. Таким образом, взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников может являться профессиональной помощью семье. При условии, если педагоги и родители постоянно будут обмениваться опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воздействия на ребенка.

В решении вопроса взаимодействия педагогов с семьёй по формированию коммуникативно-речевых умений старших дошкольников мы опирались на следующие принципы:

  1. Преемственность согласованных действий. Согласно этому принципу, мы подробно знакомим родителей с образовательной целью: создание благоприятных условий для формирования коммуникативно-речевых умений старших дошкольников. Необходимо согласовывать правила, выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности. Например, при посещении различных общественных мест (библиотеки, музеи, продуктовые магазины, торговые центры, парки развлечения и т. д.), мы наблюдаем за действиями людей, различных профессий; обращаем внимание на реплики людей; учим определять и выражать эмоции.
  2. Открытость по отношению к семье дошкольника. Беседуя с родителями (законными представителями) об их детях, раскрывая их особенности коммуникативных и речевых умений с целью привлечь родителей к формированию коммуникативно-речевых умений старших дошкольников. Благодаря принципу родители замечают неравнодушие к своему ребёнку и к себе, тем самым они становятся более открытыми для общения. Так можно обратить внимание родителей на выявленные проблемы коммуникативно-речевых умений ребенка и помочь в их преодолении.
  3. Эффективность форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи зависит от умения педагогов выделить наиболее важные проблемы с педагогической и родительской стороны. Обладая определённым опытом в воспитании детей, активно делимся им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их. Например, мама Кирилла обсуждает с воспитателем проблему применений слов благодарности со стороны ребенка. Педагог даёт советы, как правильно делать замечания при отсутствии «волшебных слов» и как научить ими пользоваться. В беседу включается мама Ани и делится своим опытом развития чувства благодарности у ребёнка;
  4. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является основой работы педагогов группы с родителями (законными представителями). Все свои советы и просьбы стараемся преподносить в ненавязчивой форме, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.
  5. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Данный принцип помогает внимательно выслушивать каждого и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства. Например, мама Пети делится своими переживаниями о том, что её ребёнок часто проявляет агрессию и ссорится со сверстниками. Беседуя с ней, объясняем, что хорошо понимаем её беспокойство, и уделим внимание в группе на способы предотвращения и выхода из конфликтных ситуаций, чтобы Петя, играя с детьми, находил компромиссы и не ссорился с ними.

Итак, принципы преемственности согласованных действий, открытости по отношению к семье, выбора эффективных форм взаимодействия, доброжелательного общения и сотрудничества необходимы для эффективного взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) по вопросу формирования коммуникативно-речевых умений старших дошкольников мы выделили

Для формирования коммуникативно-речевых умений у детей необходимо организовать включение родителей (законных представителей) старших дошкольников в педагогическую работу детского сада. Выделим приоритетные направления в деятельности педагогического коллектива при организации родителей (законных представителей) детей: расширение педагогических умений родителей (законных представителей) детей в формировании коммуникативно-речевых умений; развитие навыков коммуникации с ребенком и бесконфликтного взаимодействия; повышение у родителей (законных представителей) желания к сотрудничеству и поддержки их интереса к жизни детей.

В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи (Е. П. Арнаутова [1], Т. Н. Доронова [2] и др.).

Следует отметить, что в работах Т. Н. Дороновой [2], выделены формы и методы взаимодействие педагогов с родителями. Основными методами для взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) детей являются:

  1. Словесные, наглядные, практические (беседы, консультации, папки-передвижки, выставки, семинары-практикумы и др.).
  2. Репродуктивные, поисковые, исследовательские, проблемные (лектории, конференции, круглые столы и др.).
  3. Активные и интерактивные (родительская школа, клуб по интересам и др.).

Е. П. Арнаутова [1] раскрывает необходимость методического аспекта работы с родителями (законными представителями), то есть о проведении с педагогами специальных деловых и тренинговых игр, которые помогут перейти им от традиционных к инновационным формам сотрудничества с родителями на основе партнерства.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями в дошкольной образовательной организации важная составляющая в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений, а в нашем случае на повышение уровня сформированности коммуникативно-речевых умений старших дошкольников.

Мы предполагаем, что наиболее эффективным в установлении успешной коммуникации между родителями и педагогами, является использование приемов и методов работы тренинга. Именно во время тренингов, у родителей происходит осознание и принятие ошибок в выборе методов воспитания детей, анализ ситуаций общения с детьми, построение и закрепление стратегий эффективного взаимодействия с детьми. Мы считаем, что решающими факторами становления коммуникативно-речевых умений детей являются их взаимодействие с взрослым, отношения к нему взрослым, учет взрослым уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития; манера общения родителей с детьми и взрослых между собой. Таким образом, формирование коммуникативно-речевых умений старших дошкольников напрямую зависит от взаимодействия педагога и родителей (законных представителей) детей.

Для взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников мы осуществляли направления деятельности такие, как:

  1. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Основные задачи организации современной работы образовательной организации и родителей: сформировать представление у родителей (законных представителей) о коммуникативно-речевых умениях, о методах и приемах их формирования; обеспечить преемственность в воспитании ребенка в детском саду и в семье, выявить вместе с родителями (законными представителями) уровень сформированности коммуникативно-речевых умений у детей; разработать рекомендации для родителей (законных представителей) с целью развития уровня сформированности коммуникативно-речевых умений. Данное направление расширяет представления родителей (законных представителей) о совокупности коммуникативно-речевых умений: проявлять и понимать эмоции, инициативность и отзывчивость во взаимодействии, применять правила речевого этикета, владеть лексико-грамматической стороной речи.
  2. Совместная деятельность детей, родителей (законных представителей) и педагогов. В этом направлении решаются задачи: сформировать доверительные отношения между родителями (законными представителями), детьми и педагогическим коллективом, приобщить детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, сформировать эмоциональный, мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты коммуникативно-речевых умений;
  3. Использование тренинговых игровых упражнений и заданий с родителями (законными представителями). Задачи тренингового направления являются: совершенствовать взаимодействие родителей (законных представителей) со старшим дошкольником при формировании коммуникативно-речевых умений, укрепить детско-родительские отношения.
  4. Дискуссионный клуб. Главными задачами направления дискуссионного клуба являются: привлечь внимание родителей (законных представителей) к вопросу роли семьи в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников, провести анализ ситуаций и собственных действий в семье, поделиться собственным опытом.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи способствует установлению доверительных отношений, приобретению знаний и практических умений родителей (законных представителей) по вопросам формирования коммуникативно-речевых умений, укреплению детско-родительских отношений, включению родителей (законных представителей) в педагогический процесс детского сада.

Таким образом, вовлечение родителей в формирование коммуникативно-речевых умений своих детей имеет решающее значение по нескольким причинам. Во-первых, родители являются ближайшими родственниками и образцами для подражания для своих детей, и они могут обеспечить благоприятную среду для речевой практики. Во-вторых, вовлечение родителей может помочь обеспечить последовательность и интеграцию речевой практики в распорядок дня ребенка. В-третьих, включение семьи может улучшить общение и укрепить отношения между родителями и детьми. В конечном итоге, успешное взаимодействие педагогов, родителей (законных представителей) и детей, способствует формированию качественного коммуникативного и речевого опыта, необходимого для будущего обучения и жизни ребенка.

Литература:

  1. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. П. Арнаутова. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 9. — С. 52.
  2. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей/ Т. Н. Доронова. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 3. — С. 15.
  3. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи / В. П. Дуброва. — Минск, 1997. — 74 c. — Текст: непосредственный.
  4. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова — Москва: ТЦ Сфера, 2009. — 78 с. — Текст: непосредственный.
  5. Козлова А. В. Работа с семьей в ДОО: современные подходы / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. — Москва: ТЦ Сфера, 2018. — 127 с. — Текст: непосредственный.
  6. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции / Л. В. Михайлова-Свирская. — Москва: Линка-Пресс, 2007. — 173 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, коммуникативно-речевое умение старших дошкольников, представитель, взаимодействие педагогов, ребенок, дошкольная образовательная организация, умение, формирование, отношение, детский сад.


Похожие статьи

Задать вопрос