Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 июня, печатный экземпляр отправим 11 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 20.03.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Петушкова, О. А. Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников / О. А. Петушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112164/ (дата обращения: 30.05.2025).



Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образовательный процесс, совместную деятельность детей и родителей, дискуссионный клуб И использование тренинговых упражнений.

Ключевые слова: коммуникативно-речевые умения, дошкольная образовательная организация, ребенок, родители, законный представитель, педагог.

Проблема формирование коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников за последние время становится более актуальной. коммуникативно-речевые умения способствуют построению качественной коммуникативной и речевой базы, необходимой для будущего обучения и социализации дошкольников. Успешное взаимодействие всех сторон — педагогов, родителей (законных представителей) и старших дошкольников, позволяет создать благоприятную обстановку для формирования коммуникативно-речевых умения старших дошкольников и обеспечивает комплексный подход к их формированию.

Е. П. Арнаутова [1], В. П. Дуброва [3], А. В. Козлова [5], изучая партнерские отношения между дошкольной образовательной организацией и семьей, выделяют следующие проблемы: определение целей и значения взаимодействия дошкольной организации и родителей, разработка содержания работы по повышению компетентности родителей в решении педагогических, психологических проблем детей, определение форм и видов связей педагогов, детей и их родителей (законных представителей). Они отмечают, что именно партнерские отношения между родителями и педагогами способствуют достижению взаимно важных и необходимых целей. Мы предполагаем, что одним из ключевых факторов улучшения коммуникативно-речевых умений является взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций с родителями (законными представителями).

Поэтому перед нами встал вопрос о том, как организовать контакт с родителями и сделать их нашими партнёрами для достижения общей цели — повышение уровня сформированности коммуникативно-речевых умений детей.

О. Л. Зверева [4], Л. В. Михайлова-Свирская [6] признают, что взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста нужно осуществлять на основе партнерских отношений, которые построены на принципах активности, индивидуализации, комплексности и рефлексии результатов обучения в условиях открытого педагогического пространства. Таким образом, взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников может являться профессиональной помощью семье. При условии, если педагоги и родители постоянно будут обмениваться опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воздействия на ребенка.

В решении вопроса взаимодействия педагогов с семьёй по формированию коммуникативно-речевых умений старших дошкольников мы опирались на следующие принципы:

  1. Преемственность согласованных действий. Согласно этому принципу, мы подробно знакомим родителей с образовательной целью: создание благоприятных условий для формирования коммуникативно-речевых умений старших дошкольников. Необходимо согласовывать правила, выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности. Например, при посещении различных общественных мест (библиотеки, музеи, продуктовые магазины, торговые центры, парки развлечения и т. д.), мы наблюдаем за действиями людей, различных профессий; обращаем внимание на реплики людей; учим определять и выражать эмоции.
  2. Открытость по отношению к семье дошкольника. Беседуя с родителями (законными представителями) об их детях, раскрывая их особенности коммуникативных и речевых умений с целью привлечь родителей к формированию коммуникативно-речевых умений старших дошкольников. Благодаря принципу родители замечают неравнодушие к своему ребёнку и к себе, тем самым они становятся более открытыми для общения. Так можно обратить внимание родителей на выявленные проблемы коммуникативно-речевых умений ребенка и помочь в их преодолении.
  3. Эффективность форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи зависит от умения педагогов выделить наиболее важные проблемы с педагогической и родительской стороны. Обладая определённым опытом в воспитании детей, активно делимся им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их. Например, мама Кирилла обсуждает с воспитателем проблему применений слов благодарности со стороны ребенка. Педагог даёт советы, как правильно делать замечания при отсутствии «волшебных слов» и как научить ими пользоваться. В беседу включается мама Ани и делится своим опытом развития чувства благодарности у ребёнка;
  4. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является основой работы педагогов группы с родителями (законными представителями). Все свои советы и просьбы стараемся преподносить в ненавязчивой форме, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.
  5. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Данный принцип помогает внимательно выслушивать каждого и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства. Например, мама Пети делится своими переживаниями о том, что её ребёнок часто проявляет агрессию и ссорится со сверстниками. Беседуя с ней, объясняем, что хорошо понимаем её беспокойство, и уделим внимание в группе на способы предотвращения и выхода из конфликтных ситуаций, чтобы Петя, играя с детьми, находил компромиссы и не ссорился с ними.

Итак, принципы преемственности согласованных действий, открытости по отношению к семье, выбора эффективных форм взаимодействия, доброжелательного общения и сотрудничества необходимы для эффективного взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) по вопросу формирования коммуникативно-речевых умений старших дошкольников мы выделили

Для формирования коммуникативно-речевых умений у детей необходимо организовать включение родителей (законных представителей) старших дошкольников в педагогическую работу детского сада. Выделим приоритетные направления в деятельности педагогического коллектива при организации родителей (законных представителей) детей: расширение педагогических умений родителей (законных представителей) детей в формировании коммуникативно-речевых умений; развитие навыков коммуникации с ребенком и бесконфликтного взаимодействия; повышение у родителей (законных представителей) желания к сотрудничеству и поддержки их интереса к жизни детей.

В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи (Е. П. Арнаутова [1], Т. Н. Доронова [2] и др.).

Следует отметить, что в работах Т. Н. Дороновой [2], выделены формы и методы взаимодействие педагогов с родителями. Основными методами для взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) детей являются:

  1. Словесные, наглядные, практические (беседы, консультации, папки-передвижки, выставки, семинары-практикумы и др.).
  2. Репродуктивные, поисковые, исследовательские, проблемные (лектории, конференции, круглые столы и др.).
  3. Активные и интерактивные (родительская школа, клуб по интересам и др.).

Е. П. Арнаутова [1] раскрывает необходимость методического аспекта работы с родителями (законными представителями), то есть о проведении с педагогами специальных деловых и тренинговых игр, которые помогут перейти им от традиционных к инновационным формам сотрудничества с родителями на основе партнерства.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями в дошкольной образовательной организации важная составляющая в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений, а в нашем случае на повышение уровня сформированности коммуникативно-речевых умений старших дошкольников.

Мы предполагаем, что наиболее эффективным в установлении успешной коммуникации между родителями и педагогами, является использование приемов и методов работы тренинга. Именно во время тренингов, у родителей происходит осознание и принятие ошибок в выборе методов воспитания детей, анализ ситуаций общения с детьми, построение и закрепление стратегий эффективного взаимодействия с детьми. Мы считаем, что решающими факторами становления коммуникативно-речевых умений детей являются их взаимодействие с взрослым, отношения к нему взрослым, учет взрослым уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития; манера общения родителей с детьми и взрослых между собой. Таким образом, формирование коммуникативно-речевых умений старших дошкольников напрямую зависит от взаимодействия педагога и родителей (законных представителей) детей.

Для взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников мы осуществляли направления деятельности такие, как:

  1. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Основные задачи организации современной работы образовательной организации и родителей: сформировать представление у родителей (законных представителей) о коммуникативно-речевых умениях, о методах и приемах их формирования; обеспечить преемственность в воспитании ребенка в детском саду и в семье, выявить вместе с родителями (законными представителями) уровень сформированности коммуникативно-речевых умений у детей; разработать рекомендации для родителей (законных представителей) с целью развития уровня сформированности коммуникативно-речевых умений. Данное направление расширяет представления родителей (законных представителей) о совокупности коммуникативно-речевых умений: проявлять и понимать эмоции, инициативность и отзывчивость во взаимодействии, применять правила речевого этикета, владеть лексико-грамматической стороной речи.
  2. Совместная деятельность детей, родителей (законных представителей) и педагогов. В этом направлении решаются задачи: сформировать доверительные отношения между родителями (законными представителями), детьми и педагогическим коллективом, приобщить детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, сформировать эмоциональный, мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты коммуникативно-речевых умений;
  3. Использование тренинговых игровых упражнений и заданий с родителями (законными представителями). Задачи тренингового направления являются: совершенствовать взаимодействие родителей (законных представителей) со старшим дошкольником при формировании коммуникативно-речевых умений, укрепить детско-родительские отношения.
  4. Дискуссионный клуб. Главными задачами направления дискуссионного клуба являются: привлечь внимание родителей (законных представителей) к вопросу роли семьи в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников, провести анализ ситуаций и собственных действий в семье, поделиться собственным опытом.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи способствует установлению доверительных отношений, приобретению знаний и практических умений родителей (законных представителей) по вопросам формирования коммуникативно-речевых умений, укреплению детско-родительских отношений, включению родителей (законных представителей) в педагогический процесс детского сада.

Таким образом, вовлечение родителей в формирование коммуникативно-речевых умений своих детей имеет решающее значение по нескольким причинам. Во-первых, родители являются ближайшими родственниками и образцами для подражания для своих детей, и они могут обеспечить благоприятную среду для речевой практики. Во-вторых, вовлечение родителей может помочь обеспечить последовательность и интеграцию речевой практики в распорядок дня ребенка. В-третьих, включение семьи может улучшить общение и укрепить отношения между родителями и детьми. В конечном итоге, успешное взаимодействие педагогов, родителей (законных представителей) и детей, способствует формированию качественного коммуникативного и речевого опыта, необходимого для будущего обучения и жизни ребенка.

Литература:

  1. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. П. Арнаутова. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 9. — С. 52.
  2. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей/ Т. Н. Доронова. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 3. — С. 15.
  3. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи / В. П. Дуброва. — Минск, 1997. — 74 c. — Текст: непосредственный.
  4. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова — Москва: ТЦ Сфера, 2009. — 78 с. — Текст: непосредственный.
  5. Козлова А. В. Работа с семьей в ДОО: современные подходы / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. — Москва: ТЦ Сфера, 2018. — 127 с. — Текст: непосредственный.
  6. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции / Л. В. Михайлова-Свирская. — Москва: Линка-Пресс, 2007. — 173 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, коммуникативно-речевое умение старших дошкольников, представитель, взаимодействие педагогов, ребенок, дошкольная образовательная организация, умение, формирование, отношение, детский сад.


Похожие статьи

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников

Статья посвящена формированию коммуникативных компетенций дошкольников средней группы детского сада. Проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования. Научная новизна в разработке и реализации модели изучения и формирования ком...

Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Авторы поднимают проблему взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников. В целях оптимизации взаимодействия с родителями разработана модель взаимодействия родителей и педагогов ...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей

В статье представлен опыт педагогического коллектива, работающих по теме «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей».

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

В статье автор исследует понятие взаимодействия детского сада с родителями. Проводит диагностику детей, анкетирование родителей по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Разрабатывает этапы работы с родителями и детьми, а также те...

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Роль учителя в формировании личности младшего школьника

В статье рассматривается влияние учителя на развитие личности младших школьников. Автор анализирует ключевые педагогические стратегии, направленные на формирование у детей ценностных ориентиров, социально-коммуникативных навыков и учебной мотивации. ...

Похожие статьи

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников

Статья посвящена формированию коммуникативных компетенций дошкольников средней группы детского сада. Проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования. Научная новизна в разработке и реализации модели изучения и формирования ком...

Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Авторы поднимают проблему взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников. В целях оптимизации взаимодействия с родителями разработана модель взаимодействия родителей и педагогов ...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей

В статье представлен опыт педагогического коллектива, работающих по теме «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей».

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

В статье автор исследует понятие взаимодействия детского сада с родителями. Проводит диагностику детей, анкетирование родителей по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Разрабатывает этапы работы с родителями и детьми, а также те...

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Роль учителя в формировании личности младшего школьника

В статье рассматривается влияние учителя на развитие личности младших школьников. Автор анализирует ключевые педагогические стратегии, направленные на формирование у детей ценностных ориентиров, социально-коммуникативных навыков и учебной мотивации. ...

Задать вопрос