Педагогические инструменты обеспечения результативного учебного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 17.03.2024

Статья просмотрена: 465 раз

Библиографическое описание:

Будилина, Е. Ф. Педагогические инструменты обеспечения результативного учебного процесса / Е. Ф. Будилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111979/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует обеспечение результативности учебного процесса посредством использования педагогических инструментов в учебном процессе.

Ключевые слова: педагогические инструменты, результативность учебного процесса.

На результативность учебного процесса оказывают влияние различные факторы. Под результативностью понимаем уровень достижения поставленных целей, запланированных результатов. Результативность образовательного процесса определяется в формировании необходимых компетенций у обучающихся.

От условий, в которых организован учебный процесс, зависит сформированность компетенций обучающихся. Важны не только мотивация обучающегося, профессионализм преподавателя, но и организация учебного процесса — как спроектирован учебный процесс, какие были использованы педагогические инструменты.

Проектирование учебного процесса направлено на создание оптимальных условий для результативного обучения студентов и достижения образовательных целей. Оно требует глубокого понимания потребностей обучающихся, умения планировать и организовывать учебную деятельность, а также готовности к постоянному анализу и улучшению образовательного процесса. Проектирование учебного процесса включает в себя определение целей обучения, определение результатов обучения, выбор методов, средств обучения и оценки знаний, разработку учебных материалов и программ, которые определяют последовательность изучения учебных дисциплин, их содержание.

Важным аспектом проектирования учебного процесса является выбор педагогических инструментов, которые будут использованы для достижения образовательных результатов. Это могут быть как лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа студентов, так и использование интерактивных технологий, технологии проблемного обучения и пр. Каждый педагогический инструмент имеет свои особенности и преимущества, поэтому их выбор должен быть обоснованным и целенаправленным.

Рассмотрим немного подробнее, что такое педагогические инструменты, их использование в учебном процессе. В трудах российских авторов чаще всего встречается определение «педагогический инструментарий», что является следствием перевода зарубежных авторов — «педагогические инструменты» и «педагогический инструментарий», например, на английский язык переводятся одинаково «pedagogical tools».

Анализ понятия «педагогические инструменты» проделан в статье Е. Н. Стрельчук. Автор подчеркивает, что определение относительно новое и отсутствует в педагогических словарях. Автор синтезирует собственное определение понятия «педагогический инструментарий» — «... это совокупность инструментов, применяемых в педагогической деятельности педагога» [1].

Статья Е. Н. Стрельчук вышла в 2019 году, с тех пор определения «педагогические инструменты» в педагогических словаря не появилось и конкретных авторов, которые ввели бы это понятие или систематизировали его использование, сложно выделить. Встречаются похожие понятия, например, «методический инструментарий» — совокупность средств, методов и форм работы, позволяющих добиваться желаемой цели [2]. Но, например, понятие «инструменты обучения» из статьи Ю. Б. Надточий, Л. И. Гореловой подходит больше для онлайн-обучения — организационные, технические, программные и информационные продукты, используемые в процессе цифрового обучения [3].

Таким образом, так как точное понятие «педагогические инструменты» отсутствует, будем опираться на определение данное в статье Е. Н. Стрельчук. Выделяются такие компоненты педагогического инструментария как: основные подходы к воспитанию и обучению, принципы, формы, средства, методы, технологии, приемы воспитания и обучения [1].

Из этого следует, что педагогические инструменты включают в себя как традиционные методы, приемы обучения и пр., так и современные педагогические инструменты. Использование таких инструментов может способствовать повышению результативности учебного процесса, повышению качества образования и соответственно формированию компетенций обучающихся.

Например, технология проблемного обучения стимулирует активность и самостоятельность обучающихся, развивает их творческие способности и способствует углубленному усвоению знаний и навыков. Проблемное обучение — такой прием, при котором у обучающегося есть возможность самостоятельно найти решение проблемы, нестандартной задачи, ситуации, заданной преподавателем, что поддерживает познавательную активность (развитие творческих, аналитических способностей). В таком случае обучающийся усваивает знания, не транслируемые преподавателем, а усваивает знания в поиске решения. Технология способствует развитию критического мышления, когда обучающийся должен определить какие знания можно отнести к действительным в большом потоке информации.

Технология проблемного обучения может быть использована совместно с таким педагогическим инструментом, как работа в группах или командах для совместного поиска решения проблемы. В таком случае происходит не только обмен мнениями и идеями, но и у обучающихся формируются такие способности, как умение работать в команде, развиваются коммуникативные способности. Для поиска и анализа информации, общения и создания презентаций, решений проблемы, при применении современных образовательных технологий, могут также быть использованы цифровые инструменты, что будет способствовать формированию навыка в структурировании информацию, и др.

Из вышесказанного следует то, что существуют различные педагогические инструменты, но в учебном процессе для повышения возможности достижения образовательных целей, следует использовать результативные педагогические инструменты.

Литература:

  1. Стрельчук Е. Н. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике //Перспективы науки и образования. — 2019. — №. 1 (37). — С. 10–19.
  2. Емельяненко Ю. В. Методический инструментарий куратора учебной группы: метод. пособие //ЮВ Емельяненко-Минск: РИПО. — 2020.
  3. Надточий Ю. Б., Горелова Л. И. Понятия «средства обучения» и «инструменты обучения»: современный взгляд // Актуальные исследования. 2020. № 8 (11). С. 139–142. URL: https://apni.ru/article/623-ponyatiya-sredstva-obucheniya-i-instrumenti (дата обращения: 11.03.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, инструмент, проблемное обучение, автор, образовательный процесс, обучающийся, педагогический инструмент, решение проблемы.


Ключевые слова

педагогические инструменты, результативность учебного процесса

Похожие статьи

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Средства обучения в школьной педагогической практике

Статья посвящена роли и значению средств обучения в школьной педагогической практике их видам, особенностям, дидактическим свойствам и методике использования.

Пути повышения эффективности деятельности проектной организации

В статье рассматриваются пути повышения эффективности организации, как инструмент помогающий принять управленческих решений по тому или иному фактору. Для обоснования данного суждения рассматриваются основные цели и задачи повышения эффективности, а ...

Специальная оценка условий труда педагогического персонала образовательных учреждений в ходе внедрения в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий

В статье автор пытается дать реальную оценку условий труда педагогических работников образовательных учреждений при реализации основных задач педагогической деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Цели как ведущий компонент содержания обучения

В статье были рассмотрены основные цели обучения, которые помогают развивать у учащихся языковые компоненты.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Роль рефлексивных умений в принятии организационных решений

В статье рассматриваются способы повышения эффективности организационных решений, суть и влияние сформированности рефлексивных умений на эффективность организационных решений.

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Похожие статьи

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Средства обучения в школьной педагогической практике

Статья посвящена роли и значению средств обучения в школьной педагогической практике их видам, особенностям, дидактическим свойствам и методике использования.

Пути повышения эффективности деятельности проектной организации

В статье рассматриваются пути повышения эффективности организации, как инструмент помогающий принять управленческих решений по тому или иному фактору. Для обоснования данного суждения рассматриваются основные цели и задачи повышения эффективности, а ...

Специальная оценка условий труда педагогического персонала образовательных учреждений в ходе внедрения в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий

В статье автор пытается дать реальную оценку условий труда педагогических работников образовательных учреждений при реализации основных задач педагогической деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Цели как ведущий компонент содержания обучения

В статье были рассмотрены основные цели обучения, которые помогают развивать у учащихся языковые компоненты.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Роль рефлексивных умений в принятии организационных решений

В статье рассматриваются способы повышения эффективности организационных решений, суть и влияние сформированности рефлексивных умений на эффективность организационных решений.

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Задать вопрос